Конспект занятия по экономике в подготовительной группе "Экскурсия по Экономинску"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: выявить уровень знаний детей по экономическому воспитанию.

Задачи:

  • развивать экономическое мышление у детей; память, внимание;
  • упражнять детей в математических расчётах;
  • закрепить экономические понятия.

Материал: кукла гном Эконом; таблички с надписями и макеты «Банк», «Магазин», «Городской рынок», кафе «Лакомка», парк «Эконом», «Бюджетный перекрёсток»,  «Проспект пословиц», кроссворд, костюмы для сценки, корзинка с фишками, обруч с рыбками, товар из сказки: хрустальная туфелька, кольцо, воздушный шарик, зеркальце, золотой ключик.

Программное содержание:

– Ребята в каком городе вы живёте?
– Не желаете ли отправиться на экскурсию в город Экономинск?
– Сопровождать нас будет известный вам герой:

«Он весёлый, добрый,
Любит денежки считать
И хозяйство возглавлять.
Живёт с нами рядом,
Не тужит
И с экономикой дружит.
Кто это?» (Гном Эконом)

– Во время путешествия вашей команде придётся выполнять задания, за которые  гном Эконом будет вас премировать жетонами. Вы готовы? Тогда  в путь!

1. Сразу же попали на Проспект пословиц и поговорок  на экономическую тему.

– Закончите пословицу:

  • Без труда….
  • Труд кормит, а…
  • Каков работник – …
  • Не имей 100 рублей, а…
  • Не пеняй на соседа коли….

– Получите жетон.

2. Угадайте как это зовётся, что за деньги продаётся? Это не чудесный дар, а просто напросто … товар.

Магазин «Сказка». Что такое магазин? Может ли человек купить всё, что ему захочется? Что нельзя купить ни за какие деньги? Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар?

– У гнома Эконома в корзинке тоже есть товар. Отгадайте, из какой сказки пришёл товар:

  • зеркало («Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)
  • хрустальная туфелька («Золушка»)
  • воздушный шарик («Вини Пух и все-все-все»)
  • золотой ключик («Сказка о Буратино»)
  • кольцо («Волшебное кольцо»)

– Из какого произведения эти строки «Дедушка, верни мне кувшинчик, мне ягоды некуда складывать»? («Дудочка и кувшинчик»)
– Как называется такой обмен другим словом? (Бартер)
– Можно ли в магазине менять товар на товар и когда это возможно?
– Встречаются ли в магазине  товары из другой страны? Как называют такие товары? (Импортные)
– Получите жетон и отправляемся дальше.

3. Городской рынок

Тут торговля в самом разгаре.
«Чтобы товар быстрее сбыть со мною надо подружиться. Я буду так товар хвалить, что долго он не залежится. Что это такое? (Реклама)
– Какая бывает реклама? (Печатная, видео-, радио-)
– Почему говорят, что реклама - двигатель торговли?
«Рекламировать у нас стало очень модно. Рекламировать можно всё, что угодно: игрушки, костюмы, ботинки, диваны. И кружится голова от этой рекламы.»
– Баба-Яга продаёт мягкую игрушку «Покупайте слона, он без уха и хвоста,
С красным длинным языком и оранжевым звонком. Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду-ду»
– Купят такой товар? Почему?
– Да, чтобы товар покупали, нужно его  так хвалить, что не купить его было бы  просто невозможно. Например так, как паренёк из стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». (Дети показывают сценку)
– Жетон получили? Отправляемся дальше.

4. На нашем пути какое-то учреждение. В нём денежки копят, меняют, там они «растут». Да, –  это банк. Какие бывают деньги? (Монеты и купюры)
– Да, в каждой стране есть и монеты и купюры. А вот одинаково ли их называют? (Нет)
– Нам гном Эконом приготовил кроссворд.

1) Денежная единица любой страны. (Валюта)
2) Валюта России. (Рубль)
3) Средство обмена, разрешённое государством. (Деньги)
4) Место, где деньги дают в долг, меняют (Банк)

– Жетон получили и дальше отправились.

5. Бюджетный перекрёсток

– Как вы думаете в будущем деньги сохраняться?
– А как у людей появляются деньги? А за что они их получают? А люди пожилого возраста где берут деньги ведь они не работают? А молодые люди за хорошую учёбу что получают?
– Как называют все деньги, получаемые членами семьи?
– А как называют деньги, потраченные на всякие нужды?
– В семье  трёх медведей отец работает электриком и получает зарплату 12 тыс. руб.
Мать работает медсестрой и получает за свой труд 8 тыс. руб.
Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает.
Назовите месячный доход этой семьи. (20 тыс. руб.)
– Какова сумма расходов, если на продукты они тратят 7 тыс. руб., за оплату берлоги они отдают 5 тыс. руб., за детский сад 2 тыс. руб., на лесной трамвай 1 тыс. руб., на обновки 4 тыс. руб.? (19) Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 тыс. руб.? Почему? Что нужно сделать?
– Возьмите  картинки и положите на верхнюю полоску те товары, что необходимо купить, а на нижнюю- то, что может подождать. Объясните свой выбор.

6. Получив очередной жетон от гнома Эконома, мы  приблизились к парку города Экономинска. Сразу у входа в парк стоит кафе «Лакомка». Там работают Том и Джерри. Они приготовили нам сюрприз – шифровку. Какое слово зашифровано? На карточке зашифрованное слово, а у детей код к шифру ( у каждой буквы русского алфавита своя цифра).
24 6 15 1 (цена)
– Что такое цена?
– Том и Джерри продают в кафе кондитерские изделия. Том делает торты, а Джерри - пирожные. Кто из них потратит больше времени на изготовление 1 изделия? Почему?
– На какое изделие требуется больше продуктов?
– Что будет стоить дороже торт или пирожное? Почему?
– Мальвина сдаёт  в кафе яблоки. Летом она их сдаёт по 5 руб. за кг, а зимой по 8 руб.за кг. Почему цена так меняется?
– Если цена на муку станет выше, что произойдёт с ценой на пирожки? (Жетон)

7. Рядом с парком есть пруд. Гном Эконом предлагает нам немного порыбачить. Ловись рыбка и большая и маленькая. Каждый из вас поймав рыбку назовёт противоположное слово тому , что там написано:

Дорого –  …
Расход – …
Продавец – …
Ленивый – …
Розница – …
Импорт – …
Убыток – …

– Ну вот, наша экскурсия подошла к концу. А что вы хотите рассказать гному Эконому?

Дети читают стихи:

1) С экономикой нас начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк», как деньги экономить.

2) Мы доход своей семьи вместе подсчитаем.
Знаем цену всем вещам, что мы покупали

3) «Бизнес», «Бартер» и  «Бюджет» – что это такое?
От гремучих этих слов детям нет покоя.

4) Будем знанья получать, капитал накопим
И тебе наш детский сад в будущем поможем.

– Молодцы! А сейчас подсчитайте сколько  жетонов вы заработали? Гном Эконом предлагает вам бартер – обменяем  жетоны на сладкие призы. Экономика вам очень пригодится в школе. Гном Эконом желает вам успехов в учёбе и надеется на встречу с вами в школе.