Интегрированный урок обучения грамоте и письма на тему "Буква Я. Письмо строчной буквы я"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • познакомить с новой гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука);
  • научить писать строчную букву я;
  • совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;

Развивающие:

  • способствовать формированию навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения, развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине, русскому языку, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • учить детей сотрудничать;

Здоровьесберегающие:

  • способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правильной посадки, санитарно-гигиенических условий.

Оборудование: компьютер, проекционный аппарат, магнитофон.

Раздаточный дидактический материал: мультимедийная презентация, касса букв, проволока, карточки с заданиями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Постановка цели урока
  4. Актуализация опорных знаний
  5. Изучение нового материала
  6. Физкультминутка
  7. Осмысления и осознание
  8. Применение новых знаний
  9. Закрепление новых знаний
  10. Итог урока
  11. Рефлексия
  12. Организационный момент

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

II. Мотивация

– Сегодня мы с вами отправляемся в далекую необычную страну. Проверьте, все ли необходимое для путешествия у вас имеется. Усаживайтесь удобно, мы отправляемся в путь на нашем замечательном корабле.

На доске изображен корабль.

Слайд 1. (Звучит песня «Веселые путешественники»)

– Пока мы пели песню путешественников, наш корабль приблизился к берегам какой-то страны. Давайте прочитаем ее название.

Слайд 2. (На слайде изображена страна, состоящая из различных островов, под названием Лингвиния)

– «Лингва» на русский язык переводится как «язык». Как вы думаете, почему страна так называется? Кто там живет? Какой язык изучают эти жители? Для чего мы приехали в страну Лингвиния?

Вывод: В Лингвинии живут звуки, буквы, слова, предложения. Все они являются «строительным материалом» русского языка. Жители Лингвинии помогают нам, ученикам, хорошо изучить язык, на котором мы говорим – русский. Хорошо знать язык очень важно, так как он является государственным языком нашей страны – России.

– Во время путешествия за правильно выполненные задания вы будете получать различные фигурки, из которых в конце урока мы построим замки для букв и звуков.

III. Актуализация опорных знаний

– Я предлагаю причалить к самому живописному острову под названием Фонетика.

Слайд 3.

– Почему остров разделен на 2 государства? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку:

33 сестрички – ростом невелички,
Если знаешь, их секрет, то на все найдешь ответ.
(буквы)

– Что это? Какой секрет знают буквы? Назовите буквы, которые нас встречают. Как вы думаете, почему один домик пуст? Почему гербом государства является глаз?

– Что за жители живут рядом с буквами, если их государственным символом является ухо? Почему государство звуков окрашено красным, синим и зеленым цветом?

– Вывод: Звуки бывают гласные и согласные. Согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы слышим, а буквы – видим. Буквы нужны для обозначения звуков в письменной речи.

– Ребята, я расскажу вам сказку об острове Фонетики, а вы попробуйте мне помочь.

Сказка о звуках и буквах.

(Сказка читается под плавную, спокойную музыку).

– Жили-были в одном государстве Звуки. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Гербом этого государства было … (ухо). Некоторые из звуков были певцами. За голосистость и певучесть их называли … (гласными). Остальные звуки были добрыми и хорошими, но петь не умели. Они могли шипеть, свистеть, фыркать, звенеть и их называли… (согласными).
– И вот однажды в этом государстве появился волшебник. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Волшебника очень огорчало, что звуков совсем не видно, и он решил подарить каждому жителю костюм. Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в … (буквы).

– А какие буквы вы уже знаете?

– Выберите из кассы буквы, которые вы изучили и составьте слова: а, о, у, и, е, ы, к, л, н, с, з, р, т, д, м, б, п, в (работа в парах).

– Прочитайте составленные слова и назовите, сколько в них букв и звуков.

Почему в слове «ели» звуков больше, чем букв?

IV. Постановки цели урока

– Страна Лингвиния таит в себе много загадок и чудес. И сегодня она познакомит нас с новой необычной буквой. Что эта за буква и в чем ее загадка вы должны отгадать сами, используя свое воображение, логическое мышление и внимание.

– Отгадайте загадки. Найдите одинаковые звуки в словах-отгадках. Слайд 4

  1. Само с кулачок, красный бочок,
    Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко. (яблоко)

  2. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
    На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (ягода)

  3. Всегда он в работе, когда мы говорим.
    А отдыхает, когда мы молчим. (язык)

  4. Косоглазый, маленький,
    В белой шубке, в валенках. (заяц)

(На доске появляются слайды с изображением предметов-отгадок))

– Какие одинаковые звуки в этих словах? (йа)

– Придумайте слова, начинающиеся со слога йа, заканчивающиеся на слог йа, слог йа стоит в середине слова.

– А кто догадался, какую букву мы будем сегодня изучать?

V. Изучение нового материала

– Если мы слышим рядом звуки [й], [а], то обозначаем их одной буквой – Я.

Знакомство с буквой Я.

а) На что похожа буква я?

Я – бродяга с рюкзаком.
Путешествует с мешком Слайд 5.

б) Сравнение письменной и печатной буквы я; Слайд 6.

в) Анализ элементов буквы;

г) Конструирование из проволоки буквы я;

д) Письмо буквы в воздухе;

е) Письмо буквы в прописи.

VI. Физкультминутка

(Ученики поют песню «Веселые путешественники», сопровождая все слова движениями.)

Продолжение изучения нового материала

Слайд 7.

– Посмотрите на слова-отгадки, на какие группы их можно разделить? (растения и предметы, слова с буквой я в начале и слова с буквой я в середине слов).

– Сколько звуков обозначает буква я в этих словах?

– В каких случаях буква я обозначает 2 звука?

Анализ слова «язык»: сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Назовите эти звуки. Как на письме обозначаются звуки йа? Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? Сколько в слове звуков? Букв?

Составление схемы слова (опорная схема в прописи на с. 23) Слайд 8.

– Где стоит буква я в слове «язык»? Сколько звуков обозначает?

– Буква Я на острове самая гордая, хвастливая и желает, чтобы все буквы с ней дружили, поэтому она подбегает к буквам и хватает их за руки. Получаются слоги. Давайте их прочитаем. Слайд 9.

– Запишите эти слоги в прописи (анализ соединений, высоты букв, наклона).

VII. Осмысление и осознание нового материала

Слайд 10.

– Рассмотрите картинки на карточках и выполните задание

– Обведите предметы, в названии которых есть буква я.

– Проверьте свою работу. Слайд 11.

VIII. Применение новых знаний

– Придумайте предложения по схеме, чтобы в нем были слова с буквой Я.

Слайд 12.

– Какие слова с буквой я вы использовали? Назовите слово и определите, где стоит буква я и сколько звуков она обозначает.

– Жители острова Фонетика тоже придумали предложение .

Слайд 13. Язык болтает – делу мешает.

– Прочитайте предложение. Что это за предложение? Какое значение имеет эта пословица? Назовите слово с буквой Я. Сколько звуков обозначает буква Я? Почему?- Какое значение имеет слово «язык» в данном предложении?

– Какие еще значения могут быть у слова «язык»?

– Правильно. Слово «язык» – многозначное.

Чтение текста «Языки», с. 120

А) чтение шепотом;

Б) чтение «по цепочке»;

В) выборочное чтение по вопросам:

– Как доктор узнал, что мальчик болен? Какое значение у слова «язык»?

– Почему колокол нем?

– Сколько языков знали ребята? О каком значении слова «язык» идет речь в предложении?

– Есть и другие «языки»: языки пламени, языки волн.

– О каком значении слова говорится в данном предложении:

Слайд 14. Мы изучаем русский язык.

– Для чего мы учим русский язык?

– Главная задача русского языка – помогать людям понимать друг друга. Не всегда легко выразить свою мысль. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, рассуждать и доказывать.

– Запишите предложение в пропись, используя письменные буквы.

IX. Закрепление нового материала

Слайд 15.

– Выполните задания на карточках

1 уровень. Обведи в тексте букву Я.

Моя Земля, моя страна – Россия. Россия – Родина моя.

2 уровень. Дополните предложения словами, начинающимися на букву Я.

Высоко в небе летает … Мою сестру зовут … В лесу дети собирали …

– Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.

X. Итог урока

– Какая буква живет в пустом домике на острове в стране Лингвинии?

– В чем ее секрет? Какие слова с буквой Я вы запомнили? Как вы думаете, почему чаще всего нам сегодня встречалось слово «язык»?

XI. Рефлексия

– Ребята, мы заканчиваем сегодняшнее путешествие по стране Лингвиния. Давайте выполним последнее задание – построим замки для букв из фигур, которые вы заработали на уроке.

(Дети строят замки в парах)

– Молодцы! Красиво построенные замки, говорят мне о том, что вы не зря приезжали в Лингвинию – вы хорошо работали на уроке, узнали много нового. Изучая русский язык, мы еще не раз посетим эту чудесную страну.

XII. Организационный момент

– Спасибо за урок!