"Волшебный мир библиотеки"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель: первое посещение библиотеки, общее знакомство.

Задачи:

  • познакомить с библиотекой;
  • познакомить с нормами поведения в библиотеке;
  • проверить первичные знания читателей;
  • записать в библиотеку.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • медиапроектор.

Оформление:

Слайд 1. Дорогие ребята! Для начала давайте с вами познакомимся. (Идет знакомство). И сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир библиотеки.

Слайд 2. Ребята! Вас приветствует самый главный гном нашей библиотеки – Гном Библиогномус, которому две тысячи лет. Он рад каждому новому читателю. Гном живет – пока дети любят книги.

Я гном Библиогномус, и тысячи книг
Читать и листать я часами привык.
Стихи же я знаю все – все наизусть,
Со мною не дружат ни скука, ни грусть.
Историй и сказок причудлива нить,
Я чудо любое могу сочинить.

- А вы знаете, как надо правильно обращаться с книгами? (Ответы).

Слайд 3. Совет Библогномуса.

Прошу не ставить я кастрюли
И не давать собаке Жуле,
Не класть на книги бутерброд
И не читать наоборот.
Прошу не драться, не кидаться
И с книгой в ванне не плескаться.
Всем вам сейчас сказать спешу,
Что книги я любить прошу.

Книги – они живые, и чувствуют все – все,  и от плохого обращения могут заболеть. Как можно вылечить книжку? (Ответы).

- А вы знаете, как нужно вести себя в библиотеке? (Дети отвечают)

  В каждой библиотеке есть общие для всех правила. Сейчас я прочитаю стихотворение о правилах поведения в библиотеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Слайд 4.

Есть страна чудесная на свете,
Её Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеки
Правила особенные есть:
Знать их обязательно вам нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдёшь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Ясно, чётко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо “спасибо” ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребёнок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека
Будет рада вас всегда принять!

(После прочтения стихотворения спросить детей о том, какие правила они запомнили).

  Слайд 5. 6 правил, как вести себя в библиотеке.

  • Поздороваться.
  • Вести себя достойно и спокойно.
  • Быть вежливым и тихим.
  • Назвать автора и книгу ясно, четко, кратко.
  • Когда получишь книгу сказать “Спасибо”.
  • Книгу возвращать в указанный срок.

 Слайд 6. - А вот Незнайка не знает правила библиотеки. Помогите ему. (Ответы).

    Нельзя здесь мяукать,
    Фырчать и рычать.
    Ведь доброго гнома
    Нельзя огорчать.
    Нельзя лезть на шкаф,
    Колотить зеркала.
    Вас просит всех гном,
    Чтоб была тишина.
    Нельзя здесь шуметь,
    Рвать страницы, цветы.
    У Гнома в гостях ведь находишься ты!

- Ребята, а вы поможете Незнайке отгадать загадки? (Ответы детей).

Слайд 7.

    У отца был мальчик странный,
    Необычный – деревянный,
    Но любил папаша сына.
    Что за странный
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой?
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?..    (Буратино)

Слайд 8.

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)

Слайд 9.

Толстяк живет на крыше,
Летает всех он выше. (Карлсон)

Слайд 10.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

Слайд 11.

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Молодцы ребята! Вы помогли Незнайке отгадать загадки.

Слайд 12. И сейчас я вам предлагаю путешествие по волшебному миру нашей библиотеки. Ваша задача - отгадать, о каком герое идет речь.

Слайд 13.

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот….
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка)

Слайд 14.

Унесла его лиса.
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок (Золотой гребешок)

Слайд 15.

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи.
Ест большие калачи!
Чай сам наливается.
По его хотению,
А сказка называется (По щучьему велению)

Слайд 16.

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом.
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку.
И называется … (Три поросенка)

Слайд 17.

В этой сказке – именины.
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (Муха-Цокотуха)

Слайд 18.

Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый. (Мойдодыр)

Слайд 19.

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик”. Буратино)

Слайд 20.

Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу – девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный. (Конек-горбунок)

Слайд 21.

    Сидит в корзине девочка.
    У мишки за спиной.
    Он сам, того не ведая,
    Несет её домой.
    Ну, отгадал загадку?
    Тогда скорей ответь!
    Названье этой книжки. (Маша и медведь)

Слайд 22.

    А теперь про чей-то дом
    Разговор мы заведем…
    В нем богатая хозяйка
    Припеваючи жила,
    Но беда пришла нежданно:
    Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)

Слайд 23.

    Укатился он из дома.
    По дороге незнакомой…
    Ты узнал его, дружок?
    Это самый непослушный,
    Говорливый, простодушный
    И румяный. (Колобок)

Слайд 24.

    Фруктово-огородная страна –
    В одной из книжек есть она,
    А в ней герой – мальчонка овощной.
    Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

Слайд 25.

    Прямо в болото упала стрела,
    А в этом болоте царевна жила.
    Как звали царевну, скажи мне на ушко.
    Я знаю, ты помнишь - (Царевна-лягушка).

Слайд 26.

    Налетела злая вьюга,
    Герда потеряла друга:
    В царство льда умчался Кай.
    Герда, Герда, выручай!
    Вьюга кружит вправо, влево
    В сказке (Снежная Королева).

Слайд 27.

    “Ребята, ребята, давайте жить дружно!
    Не нужно ругаться и злиться не нужно,
    Ведь даже травинка чувствует боль!” -
    Поет добродушно кот (Леопольд).

Слайд 28.

    Её перо сверкает так,
    Что ясно: это не пустяк!
    Никто не знает, что случится
    В тех сказках, где живет (Жар-птица)

Слайд 29.

    Такое лишь в сказке волшебной случается:
    Карета из тыквы большой получается!
    В чудесном наряде, легка, словно перышко,
    Со сказочным принцем знакомится (Золушка).

Слайд 30.

    Лечит всех зверей подряд,
    Лечит взрослых и ребят.
    К вам спешит, когда болит,
    Добрый доктор (Айболит).

Слайд 31.

    Их приглашают с другом Геной
    На день рожденья непременно.
    И любит каждую букашку
    Забавный добрый (Чебурашка).

Слайд 32.

    Деревянным острым носом
    Всюду лезет он без спросу.
    Даже дырку на картине
    Носом сделал (Буратино).

- Молодцы ребята! Вы все хорошо знаете сказочных персонажей. И мне хотелось бы вам всем вручить медали “Лучший знаток сказок”. (Приложение 1)

Сегодня мы принимаем вас, дорогие ребята, в нашу большую семью читателей. Я надеюсь, что вы будете часто приходить в библиотеку в гости к Библиогномусу, много читать и, конечно, беречь книги.

Слайд 33. А чтобы книжки не были на вас в обиде, нужно запомнить несколько правил.

  • Берите книжку чистыми руками.
  • Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
  • Не кладите в книгу карандаши и другие предметы. От этого рвется переплет.
  • Не перегибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
  • Не читайте книгу во время еды.
  • Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
  • Запомните эти правила и соблюдайте их!

Слайд 34. А теперь - внимание! К торжественному ритуалу – смирно! Первоклассникам дать присягу! Дети стоя произносят слова присяги:

Присяга ее высочеству книге. Мы, юные почемучки, обещаем много читать, чтоб больше знать и суметь разгадать все тайны, обещаем с честью нести звание “читатель”.

Слайд 35. Теперь, когда вы знаете как обращаться с книгой, произнесли слова присяги, я поручаю второклассникам передать золотой ключик от школьной библиотеки первоклассникам. Право принять ключик получает ученик, который лучше всех содержит свои книжки.

Второклассники передают ключик.

Первоклассники: Принимая золотой ключик, мы, первоклассники, обещаем любить и беречь книгу.

Книга – друг твой и товарищ.
Мы берем ее везде.
Ведь она тебе поможет
И в учебе и в труде!

Книжки первые страницы
Вас встречают с детских лет
И несут вас, точно птицы,
Облетая целый свет.

Книга – радостная ноша
В путь с собой ее берешь,
Сколько книг прочтешь хороших –
Столько ты друзей найдешь!

Девчонки и мальчишки!
Всегда читайте книжки!
Всегда любите книжки!
Девчонки и мальчишки!

Слайд 36. А сейчас, ребята, я вручу вам читательские билеты, которые будут напоминать вам о нашем празднике, о вашем обещании читать и беречь книги. (Вручаются читательские билеты.) (Приложение 2). Вот вы и стали читателями- пользователями школьной библиотеки. Помните - день, проведенный без книги – потерянный день!

Новый читатель пожаловал к нам.
Это хорошая весть,
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.

Слайд 37. (Звучит песня “Библиотека”). Наш чудесный праздник закончился. Сегодня вы первый раз посетили школьную библиотеку, и я надеюсь, что она станет самой главной библиотекой для вас на ближайшие одиннадцать лет. На каждого из вас заведен читательский формуляр (показать формуляр), т.е. книжечка, где записана ваша фамилия, имя, класс, домашний адрес и будут записываться книги. После уроков вы можете зайти к нам и выбрать книгу, которую вы хотите почитать дома. Но прежде чем взять книгу с собой, ее необходимо записать, т.е. подойти к библиотекарю. Помните о том, что книги из библиотеки выдаются только на 10 дней. Библиотечные книги нельзя терять, но если уж случилось такое, тогда необходимо принести взамен другую. Если книга порвалась - аккуратно ее подклейте. И, конечно же, с книгами нужно обращаться бережно.

До свидания ребята! Жду вас в нашей школьной библиотеке. Приходите. Буду очень рада вам!

    Список литературы

  1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 5. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 232 с.
  2. Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 173 с.