Урок "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже единственного числа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Безударные окончания существительных, предложный падеж, правописание окончаний


Цель: формирование умения проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже единственного числа.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имён существительных в предложном падеже;
  • развивать умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей;
  • отрабатывать навык распознавания типа склонения существительных в косвенных падежах;
  • развивать внимание, речь, логику, умение анализировать;
  • воспитывать уважение к семейным ценностям.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас открытый урок. Мы приветствуем наших гостей. Перед нами стоит задача: показать хорошие знания и умение работать быстро и дружно. Будьте внимательны на уроке!

2. Чистописание. (Число, классная работа записаны в тетрадях дома заранее).

На доске - сочетания букв: ем ей ью ом ой (записаны печатными буквами).

- Рассмотрите сочетания. Запишите их, правильно выполнив соединение букв между собой.

- Вам ничего не напоминают эти сочетания? (Напоминают окончания имён существительных в творительном падеже).

- Запишите их ещё раз во вторую строчку, но сгруппировав.

- Проверка. По какому принципу вы их объединили? Какое сочетание букв лишнее? Почему? (По склонениям: - ой, - ей (1скл.), - ом, - ем (2 скл.),- ью - лишнее, т.к.  не  является окончанием. Окончание 3-его склонения: - ю).

- Докажите это примерами из домашней работы. (Учебник Т.Г.Рамзаевой, М., Дрофа, 2006 г., ч.1, с109-110, упр.211).

3. Проверка домашней работы.

- Прочитайте имена существительные 3-го склонения (усталостью, смелостью:), 1-ого склонения (дедушкой, яблоней :), 2-ого склонения (селом, товарищем:).

- Какой предлог вам часто встречался в данном упражнении? (с)

- А с каким падежом он ещё употребляется? (С родительным. Например, упал с крыши).

- Есть предлог, который употребляется только с родительным падежом. Вспомните его: в нём три гласные буквы "о". (Предлог "около").

4. Словарная работа.

- Запишите слово "около" с использованием зелёной ручки.

- Проверка. Какие гласные вы записали зелёным цветом? (Безударные).

- Допишите к предлогу следующие существительные: "аллея" (около аллеи), "деревня" (около деревни).

- Объясните окончания существительных, поставьте ударение.

- А это слово записано в транскрипции. Прочтите его. (Учитель показывает карточку: [р о ш]). (Слово "рожь").

- Сколько в нём звуков, букв? Объясните постановку мягкого знака.

- Запишите слово "рожь" вместе с предлогом "около": (около ржи).

- Прочтите записи, которые получились: около аллеи, около деревни, около ржи.

- Это словосочетания? (Нет, это существительные с предлогами).

- Чем окончание в последнем существительном отличается от окончаний предыдущих? (Оно ударное).

- А раз оно ударное, то мы в нём совсем не сомневаемся. (Нет, сомневаемся. Здесь действует правило: ЖИ- ШИ пиши с буквой И).

- Вывод: даже в ударных окончаниях можно допустить ошибку.

5. Введение в тему урока.

- Предлагаю вам поработать с безударным окончанием: выберите окончание (- е или - и) и  докажите свой выбор. (На доске записано словосочетание).

Подарок Кол е/и. (Подарок (кому?) Коле -1 скл., дат.п. Подарок (чей?) Коли -1 скл., родит.п.).

- В каком из данных падежей можно было не определять склонения? (В родительном, а  в   дательном определять обязательно: в разных склонениях - разные окончания).

- Посмотрите на таблицу (на стенде).

  1 склонение 2 склонение 3 склонение
Родительный - И   - И
Дательный - Е   - И
Предложный - Е - Е - И

- Как вы считаете, какой падеж самый простой, а какой самый сложный в определении безударных окончаний у имён существительных? (Самый простой - родительный, а  самый сложный - предложный падеж).

- На какие вопросы отвечает предложный падеж, с какими предлогами употребляется?

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

- Давайте проверим по учебнику, всё ли мы сказали о предложном падеже.

6. Работа с учебником: с.110 - 111.

- Прочтите тему урока, правила.

(Не сказали о роли существительных в предложении (второстепенный член), об   употреблении предлогов - о и - об).

7. Изучение нового материала.

А). Сравнение 1-ого и 3-его склонений.

- Сначала поупражняемся в определении окончаний существительных 1-го и 3-го склонений. На доске записаны существительные 3-го склонения (без окончаний). Спишите, вставьте окончания. От данных слов с помощью суффиксов образуйте родственные слова 1-ого склонения:

3 склонение 1 склонение
о ветв__ (о ветке)
о морков___ (о морковке)
о пыл___ (о пылинке)
о сет___ (о сетке)

- Допишите в нужный столбик слова "мать" (о матери), " мама" (о маме), мамочка (о   мамочке). (Последнее слово - по составу. Акцентируется внимание на суффиксе - очк - как уменьшительно-ласкательном).

Беседа "28 ноября - Всероссийский день матери".

Б). Сравнение 2-го и 3-го склонений. Физминутка.

- А теперь ваша задача: не спутать 2-е и 3-е склонения.

- Что напишете на конце: ЛЕ или ЛИ? (Если ЛИ - сидите, ЛЕ - встаньте, при этом обязательно доказывайте окончание: так как все слова даны в предложном падеже, то  называйте только склонение):

в портфеле (2), о метели (3), об учителе (2), в картофеле (2), о капели (3), о карусели (3), на спектакле (2), в автомобиле (2), о писателе (2), о вермишели (3), в печали (3), о  руководителе (2), на тополе (2), в бутыли (3), в бутылке (1скл.).

В). Сравнение всех 3-х склонений.

Домашнее задание.

- А вот в домашней работе вам встретятся существительные всех трёх склонений.

(Упражнение №221, с.113-114).

- Прочитайте задание.

- Найдите в упражнении существительные 3-го склонения.

- Как вы думаете, почему я предлагаю вам найти существительные именно этого склонения? (У этих существительных в  предложном падеже будут окончания -И-, и мы такие слова в упражнении все нашли, значит, у остальных существительных - окончание -Е-).

- Верно. Но не будьте такими легковерными. Ведь только что в физминутке у вас была ловушка. А вдруг такая же ловушка вас ожидает и в домашней работе. Поэтому выполнять упражнение нужно очень внимательно.

8. Изучение нового материала (продолжение).

- Итак, мы берём все три склонения. Придумайте и запишите к словам "сидеть" и  "висеть" имена существительные с предлогами. Главное требование: окончание существительного должно быть безударным. Над каждым словом проставляйте склонение. Первое слово называю я, а вы продолжайте.

1). Сидеть на стуле (2), : на лошади (3), в кресле (2), в лодке (1), на месте (2), на  крыльце (2), на дереве (2), на камне (2), на лавке (1), на скамейке (1).

Дополнительно (предлагает учитель): сидеть на шее. Объяснить прямое значение словосочетания (Например, "Комар сидит на шее") и переносное как фразеологического оборота ("Сидеть на шее у родителей").

2). Висеть на вешалке (1),: на верёвке(1), на заборе(2), на кровати(3), на кроватке (1), на ёлке (1), на ели (3).

3). Самостоятельная работа.

- Допишите к слову "рисовать" три имени существительных разных склонений.

Рисовать : в альбоме (2), в тетради (3), в тетрадке (1).

- Взаимопроверка.

9. Работа с предложением.

Устно.

- А теперь помогите разобраться с этими предложениями. Объясните, почему слово "ветка" имеет здесь разные написания? (Учитель читает стихотворение, два предложения записаны на доске).

Я прилагаю всё старанье.
Хочу понять правописанье.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.

Летят на веткИ воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на веткЕ воробьи:
Сидят на -Е, летят на -И.

На доске. Летят на ветки воробьи.

Сидят на ветке воробьи.

(На ветки - существительное множественного числа, винительный падеж; на ветке - существительное единственного числа, предложный падеж).

Письменно.

- Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже? (Второстепенным).

- Сейчас мы это проверим. Запишите предложение (на доске и в тетради).

В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. (А.Апухтин).

- Найдите имя существительное в предложном падеже, объясните окончание. (Разрослись (где?) в роще - 1скл., предл.п.)

- Найдите остальные орфограммы.

- Дайте характеристику предложению. (По цели высказывания - повествовательное, по   интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов - распространённое).

- Синтаксический разбор предложения.

- Чем осложнено предложение? (Однородными подлежащими).

- Нужна ли запятая между ними? (Нет. Предлог "да" употреблён в значении "и").

10. Проверочная работа: буквенный диктант.

1 вариант 2 вариант
в сарае на фронте
на площади на улице
на ёлке на ели
в колыбели в колыбельке
в мае в овраге
в радости в печали
на крыше на крышке

ВСЕМ: о Елене Владимировне. (Учитель: "Надеюсь, в моём имени и отчестве ошибок не будет).

11. Итог урока.

- Подведём итоги. Закончите фразу: "Мы сегодня познакомились с правописанием безударных окончаний имён существительных: в предложном падеже единственного числа".

- Сделайте вывод: когда нужно писать в окончаниях -Е-, а когда -?