Занятие познавательного цикла с элементами ТРИЗ по теме "Обувь" в старшей логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Познакомить с прошлым обуви;
  • Учить различать и называть существенные детали обуви, классифицировать обувь, группировать обувь по определённому признаку;
  • Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласования прилагательных и существительных;
  • Формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном.

Оборудование: различная обувь, лапти, картинки с изображением обуви, символы для классификации обуви, колпачок на каждого ребёнка, бумажные заготовки в форме обуви, карандаши.

Ход занятия

1. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, на доску выставляются ответы-картинки.

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки:
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу, днём - домой.
(валенки)

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Станет солнышко сиять,
Нам под вешалкой стоять.
(резиновые сапоги)

Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья.
Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (туфли, тапки)

Воспитатель: Как всё это можно назвать одним словом? (обувь)

2. Дидактическая игра "Что хорошо, что плохо".

Воспитатель: Когда-то давным-давно на Земле всегда было лето, было тепло, и люди ходили босиком. Но босиком ходить было неудобно. Почему, как вы думаете? (больно, грязно, камни, колючие растения:)

И решили люди сделать себе обувь из дерева. Какая получилась обувь? (деревянная).

Воспитатель: Удобно ли было ходить в деревянной обуви?

(прочные, не промокают, ноги не колет, но тяжёлые, не гнутся, шершавые)

Воспитатель: Затем люди решили сделать обувь из глины. Какая получилась обувь? (глиняная). Чем хороша эта обувь? Чем она не удобна? ( в ней нельзя ходить по лужам).

Воспитатель: Люди подумали-подумали и стали плести обувь из лыка, коры деревьев. Такую обувь называли - лапти. Посмотрите и расскажите какие они. (прочные, лёгкие, удобные:)

3 Дидактическая игра "Классификация обуви". (разная обувь и картинки-символы)

Воспитатель: Я приглашаю вас на выставку обуви. Посмотрите, какую обувь носят сейчас.

Воспитатель: Покажите домашнюю обувь. Какая она? Отнесите её к соответствующему символу (домик).

Воспитатель: Выберите спортивную обувь. Какая она? Отнесите её к нужному символу. (гантеля).

Воспитатель: Найдите зимнюю (летнюю) обувь. Какая она? Где соответствующий символ? (снежинка, цветок)

Воспитатель: Какая обувь осталась? (демисезонная). Когда её носят? (осенью и весной). Какая она? Из чего сделана?

4 Дидактическая игра "Подбери пару".

Воспитатель: Давайте, внимательно рассмотрим обувь и подружим её между собой. (Дети ищут сходство по какому-то элементу: пряжка, каблук, язычок: цвет, назначение:)

5 Физминутка: Представьте, что мы надели резиновые сапоги и шлёпаем по лужам (хлюп-хлюп-хлюп), теперь идём в маминых туфлях с каблуками (тук-тук-тук), переоделись в шлёпанцы (шлёп-шлёп-шлёп), побежали в валенках по снегу (хруп-хруп-хруп) и т.д.

6 Игра "Волшебные превращения".

Воспитатель: Ребята, возьмите волшебные колпачки. Мы стали сказочниками. Давайте, превратим обувь в различные предметы. (туфельку - в лодочку, валенок - в норку:)

7 Воспитатель: Милые сказочники, придумайте обувь, которой нет в магазинах, и расскажите, чем она хороша, а чем плоха.

  • Бумажная (лёгкая, складывается, рвётся, мокнет:)
  • Стеклянная (красивая, прозрачная, тяжёлая, бьётся:)
  • Железная, цветочная, каменная:

8 "Ленивый художник". (вырезанная из бумаги различная обувь, карандаши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько обуви у художника. Но он никак не соберётся её раскрасить. Давайте превратим эту обувь в нарядную, красивую, необычную. (дети раскрашивают обувь).

Занятие заканчивается выставкой детских работ.