Урок математики "Арифметические действия над числами". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ФГОС второго поколения ставят перед школой задачу формирования и воспитания функционально-грамотной компетентностной личности. Приоритетным для начального общего образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, т.е. научить детей умению учиться, способности субъекта образования к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Учитывая эти положения, урок построен на следующих принципах:

Принцип обучения деятельности (деятельностный характер обучения), который позволяет формировать УУД. На уроке используется проблемно-диалогическая технология, подводящая к самостоятельному формулированию темы и целей урока, которая становится личностно-значимой для каждого ученика.

Математика прикладная наука, имеющая широкое практическое применение, я ставлю перед собой цель: показать ученикам, что сознательное овладение системой математических понятий необходимо для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.

На уроке создаются условия для приобретения опыта достижения цели. Вследствие чего формируются регулятивные универсальные действия. Современный уровень развития науки и техники требует формирование у учащихся навыков алгоритмического мышления. На уроке идет обучение составлению алгоритма решения задачи, умению видеть алгоритм и понимать сущность действий в алгоритме. На протяжении всего урока учащиеся имеют возможность делиться своими математическими рассуждениями, объяснять стратегию, которую они используют при решении математических задач. Это создаёт условия для формирования коммуникативных универсальных действий.

Сегодня компьютер стал неотъемлемой реальностью нашей жизни, для современных детей пользование им является повседневной практикой, поэтому не учитывать данный факт не правильно. В ходе урока используются ИКТ, и задача учителя показать детям, что интернет источник знаний и информации, а не только развлечений. Задания на уроке позволяют включить в работу всех детей и поддерживать интерес в течение всего урока.

Урок математики. Используемый учебник: Математика 3 класс. Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Издательство “БАЛАСС” 2009г. Образовательная система “Школа 2100”.

Тема: Арифметические действия над числами.

Цели урока:

– закрепить табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, отработать вычислительные навыки устного сложения и вычитания в пределах 100;
– развивать приёмы умственных действий (анализ ,синтез, сравнение, обобщение), формирование навыков алгоритмического мышления;
– воспитание коммуникативного взаимодействия, умения учебного сотрудничества, умения договариваться при получении общего результата;

Оборудование: Презентация ррt, математическое лото (карточки), таблицы анализа задачи, индивидуальный раздаточный материал к заданию “Разложи на группы”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Самоопределение учащихся к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

– Ребята, прочитайте высказывание на экране (Слайд 1):

С малой удачи начинается большой успех”.

– Как понимаете эти слова? (Малые победы сегодня станут основой успеха в будущем, мы должны добиться успеха конкретно на этом уроке.) Это и будет девизом нашего урока. На уроке за правильные ответы вы будете получать жетоны синего цвета – это 4 балла, и красного цвета – это 5 баллов.

- Я вам всем желаю сегодня удачи.

II. Актуализация знаний учащихся.

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– А сейчас я приглашаю вас на математический “Перекрёсток”. (Слайд 2)

Он поможет нам открыть ключевое слово и сформулировать тему урока. Перед вами блок-схема. На табличках Блок-схемы записаны команды (действия). Стрелки показывают в какой последовательности их (эти команды) надо выполнять. Это алгоритм. Вначале алгоритма дана переменная а, рядом в таблице даны значения а. Вместо переменной вы подставляете её значение, пошагово объясняете свои действия в алгоритме. Полученный результат запишем в таблицу и откроем одну букву ключевого слова. Используйте для ответа математическое табло. Набирайте на нём нужное число. Показывайте ответ.

Учащиеся заполняют таблицу ответов на доске. Комментируют свои действия.

– А кто увидел закономерность и догадался, какое число будет следующим? Каждый следующий результат больше предыдущего на 10. (Ответы учащихся, на доске в таблице открывается ключевое слово Ч И С Л А). Прочитайте ключевое слово.

III. Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

– Какие операции выполняли над числами в алгоритме? (Складывали, вычитали, умножали). А как называются эти действия в математике? (Раздел математики, изучающий числа и действия над ними называется арифметикой, а действия арифметическими, так же арифметикой назывался и сам предмет). Мы выполняли арифметические действия над числами. Это и есть тема урока. (Слайд 3)

А цель урока: совершенствовать навыки вычислений. А какого арифметического действия не было в алгоритме?

– Где в повседневной жизни вам может пригодиться умение быстрых и правильных вычислений? (Ответы детей, в старших классах вы будете изучать учебные дисциплины физику, химию, где систематически используются различные вычисления).

– А где с вашей точки зрения мы пользуемся алгоритмом? (Последовательность действий). Приготовление блюд – рецепт– это алгоритм, пользование бытовыми приборами, переход улицы).

– В каких математических заданиях вы выполняете вычислительные действия? (Нахождение значения выражения, решение уравнений, решение задач).

Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IV. Повторение ранее изученного.

Решая задачи, вы тоже следуете определённому алгоритму. Кто из вас до школы ходил в детский сад? Послушайте задачу про необычный детский сад. “В птичьем детском саду 4 гнезда. В каждом гнезде по 3 птенца. Сколько всего птенцов в детском саду?” (Слайд 4)

Анализ задачи. (Семантический анализ задачи.)

- Повторите условие задачи, если затрудняетесь, прочитайте.

– Что известно в этой задаче? Смоделируем задачу, изобразим с помощью отрезков количество гнёзд. (Работа ученика у доски, класс работает в тетрадях). Сколько птенцов в каждом гнезде?

_____3____/_____3____/_____3___/_____3____

– Повторите вопрос задачи. Кто знает решение? Запишите решение самостоятельно. Проверим, кто составил такое же выражение? Чему равно значение выражения? Покажите на табло. А можно было записать 4х3? Почему нет? (Какое число повторяется? Сколько раз оно повторяется? Сколько раз по 3 взяли? Как найти общее количество птенцов?) Запишите ответ, проверим правильность решения по компьютеру. Если задачу решили правильно, то появится улыбающийся человечек.

– Скажите, эта задача простая или составная? Почему? (Простая, так как для решения задачи были известны все данные, и смогли сразу составить выражение и решить задачу 3х4.) Решая задачу, мы с вами следовали определённому алгоритму и применяли вычислительные навыки.

Ф И З М И Н Т К А (песня “Воробьиная дискотека” Авт.Ю. Антонов – М. Пляцковский).

- А сейчас я приглашаю вас на воробьиную дискотеку. Представьте себе, что вы воробьи, повторяйте движение птиц.

Экологическая справка.

А знаете, что характерная черта воробьёв в том, что они стали постоянными спутниками человека. Наверное, поэтому воробьи умеют плакать. И жизнь этих птиц во многом зависит от нас, людей. С наступлением холодов эти крохи нуждаются в нашем внимании, сделайте кормушки и помогите птицам перезимовать. В своей столовой они будут рады видеть: кусочки сала, семена, нежареные семечки.

Решение задачи с недостающими данными.

С решением предыдущей задачи вы справились легко, попробуем её усложнить, Внимание на экран, прочитайте новую задачу. “В каждом гнезде по 3 птенца. За один полёт дежурная мама приносит 2 червячка. Сколько полётов необходимо совершить дежурной маме, чтобы накормить всех птенцов?”. (Слайд 5)

Анализ задачи.

- Чем похожи тексты этих задач? (содержание о птицах, условие - 3 птенца в каждом гнезде.)

– Чем отличаются эти задачи? (Вопросом). Если изменился вопрос задачи, означает ли это что изменится и решение задачи? (ДА.)

– Как вы думаете эта задача простая или составная? Все ли есть данные для решения усложнённой задачи? Откуда их можем взять? Какими данными можно воспользоваться из простой задачи? (4 гнезда). Составим алгоритм решения задачи.

Повторите вопрос задачи. Сделаем запись на доске:

Сколько полётов совершит
дежурная мама, чтобы
накормить всех птенцов
?

- Как вы поняли вопрос задачи? Итак, нужно узнать сколько раз должна прилететь дежурная мама?

– Какими данными мы располагаем в этой задаче для ответа на вопрос?

img1.gif (7984 bytes)

- Какими ещё данными надо располагать? (В вопросе сказано, что она должна накормить всех птенцов. Знаем ли мы сколько всех птенцов? Вернёмся к вопросу задачи, каким арифметическим действием можем воспользоваться для ответа на вопрос задачи (:). Почему? Сколько раз по 2 птенца может накормить мама? – А, известно сколько всего птенцов? Можно ли при ответе на этот вопрос воспользоваться готовым решением простой задачи? (Можем.) Подставим его в алгоритм. (Подставляю табличку в алгоритм).

3х4:2=6(п.) Ответ: 6полётов. Проверка на компьютере.(Слайд 6-7) Эту задачу можно решить и уравнением. Составим уравнение. Обозначим буквой Х – число полётов или сколько раз должна слетать мама. Каждый раз она кормила по 2 птенца, т.е. по 2 х раз. 2Х - это количество всех птенцов, а их 3х4.2хХ=3х4 решите это уравнение дома. Подумайте, какие ещё уравнения можно составить по этой задаче.

А сейчас я предлагаю вам нестандартное занимательное задание. (Слайд 8).

“Деление на группы”

Разложи яблоки по нескольким ящикам так, чтобы в каждом ящике фруктов было поровну (не обязательно класть яблоки во все имеющиеся ящики).

Работать вы будете в парах. Та пара, которая сделает быстро и правильно получит право проверки. ПОМНИТЕ правило работы в парах: прислушивайтесь к мнению других.

Проверка задания. Как выполняли? (практический способ или арифметический. 21:7; 21:3. Сколько яблок? Сколько столбцов? На какие числа делится число 21?) (Слайд 9-10)

V. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Вернёмся к цели нашего урока. Совершенствование вычислительных навыков. Удалось нам достичь поставленную цель?– Что на уроке у вас хорошо получалось? Кто заметил свои ошибки? – Кому удача сегодня улыбнулась, и они смогли успешно выполнить все задания? Поднимите руки кто получил сегодня жетоны, а следовательно и оценки. – Что понравилось сегодня на уроке, о чем расскажете дома?

Урок окончен. Спасибо за работу.

В презентации к уроку были использованы материалы "Коллекции цифровых образовательных ресурсов" www.school-collection.edu