Урок искусствознания «Звезда "полотняного неба"»

Разделы: МХК и ИЗО


Тема, его место в целом программы: «Звезда «полотняного» неба: Вера Холодная» – урок в рамках курса «искусствознание» для учащихся 2-го года обучения в МОУ ДОД Центр «Лад». Урок является продолжением изучаемого раздела по истории кинематографа «Рождение и триумф «десятой музы» и детальной разработки темы «Кинематографические кадры первых лет российского кинематографа». Урок занимает 1 академический час (40 мин.)

Цель урока: выявить на примере творчества Веры Холодной  отражение эпохи русского немого кинематографа, актерскую индивидуальность и кинематографический  репертуар начала ХХ века.

Задачи:

  • Обучающие:
    • изучить принципы производства фильмов в дореволюционной России;
    • познакомиться с жизнью и творчеством выдающихся актеров немого кинематографа;
    • познакомится с кинематографическим репертуаром России времен Первой мировой войны;
    • выявить интересы зрителя эпохи немого кинематографа;
    • выявить степень влияния на зрителя самого массового вида искусства.
  • Развивающие:
    • развитие метапознавательных навыков;
    • формирование кругозора и целостного мировосприятия;
    • развитие сравнительного мышления на примере современности и изучаемой эпохи;
  • Воспитательные:
    • развитие вкуса, чувства прекрасного;
    • знакомство и обсуждение принципов морально-этических норм эпохи,  отношения к семейным ценностям;
    • обсуждение патриотических чувств и поступков людей на переломе эпох.

Оборудование:  DVD, телевизор (или проектор с экраном), доска, стенд, портреты В. Холодной, А. Вертинского, А. Нильсен.

Предварительная подготовка: монтаж ролика с изображением В. Холодной  на романс «Молчи, грусть, молчи», разучивание романсов А. Вертинского, монтаж роликов с фрагментами из фильмов «Молчи, грусть, молчи!», «Дети века», «Жизнь за жизнь» с участием Веры Холодной в главных ролях на романсы Вертинского «Лиловый негр» , «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном»

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Организационный момент. Введение в тему, определение ее границ. На доске записана тема урока, оформлены стенды с изображениями В. Холодной в разных киноролях.

2. Слово учителя, ответы на вопросы, беседа с учащимися. Повторение пройденного материала о формировании цеха профессионалов русского кинематографа, определение связей с новой темой. Постановка проблемы.

3. Рассказ учителя, беседа на заданную тему. Первое знакомство с героиней урока. Приход Веры Холодной в кинематограф. Первые попытки актерского ремесла, отзывы режиссеров.  Развитие артистической карьеры, ее амплуа, особенности актерского выражения в немом кинематографе.

4. Опережающее задание. Рассказ учащегося биографии Веры Холодной. Акценты на развитии сценического таланта. Семейная жизнь В. Холодной, прием на воспитание в семью девочки.

5. Рассуждения о морально-этических ценностях в начале века. Взгляды на семью и воспитание детей. Небольшая дискуссия.

6. Деловая игра. Представление фрагмента фильма по заданному сценарию. (Ролики по отснятым на уроке материалам представлены на диске)

7. Обсуждение увиденного, выявление ряда выразительных средств немого кинематографа.

8. Рассказ учителя. Фильмы, сделавшие В. Холодную «королевой экрана». Авторство титула «королевы» А. Вертинского.

9. Просмотр видеоролика на романс «Маленький креольчик», «Лиловый негр». Рассказ о взаимоотношениях В. Холодной и А. Вертинского, их актерский дуэт. Смерть Веры Холодной. Просмотр видеоролика «Ваши пальцы пахнут ладаном»*

10. Заключение. Подведение итогов. Слово учителя. Рефлексия.

11. Заключительное слово учителя.

___________

* Из-за недопустимого размера видеоматериала ссылка на него не приводится. Материал спрашивайте у автора статьи. (Прим. ред.)

Эффективность урока:

Возможная личностно-значимая проблема: научиться вживаться в образ человека другого времени, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иной эпохи, уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный мир, произведения искусства.

Планируемые результаты: Учащиеся выявляют уровень знаний по данной теме, продолжают работу по формированию адекватных культурно-исторических понятий, создают личностный образ эпохи начала ХХ века через знакомство с еще одним видом искусства – кинематографом.

Форма урока: Обобщающий урок-беседа. Иллюстративно-репродуктивный урок, частично-поисковый, проблемный.

Развитие умений учащихся: Полученные знания и просмотренные материалы помогают реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи. Учащиеся убеждаются в очередной раз, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание, на процессы формирования личностной шкалы ценностей. Погружение в мир искусства, «общение»  с художественными произведениями, представителями эпохи способствуют развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. Историко-культурный материал способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию 20 века. Учащиеся анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Наряду с получением знаний, развивается воображение, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Одновременно в ходе беседы развиваются коммуникативные навыки в группе, распределяются и изменяются позиции и оценки во мнениях, формируются способности к анализу и интерпретации информации  и способности к оценке знаний.

Литература:

  1. Брыгин Н. Тайны, легенды, жизнь. – Одесса: Оптимум, 2003.
  2. Калмакан И., Шкляев И. Белогвардейская агентура, шпионаж и разведка на юге Украины. – Одесса: Азбука, 2000.
  3. Виктор Файтельберг-Бланк. Вера Холодная – шпионские страсти
  4. Камышникова Е. Избранница великого немого. – Звенигород: Эвенигородские ведомости № 14, 2011.
  5. Дарья Печорина. Вера Холодная – королева экрана/ Наш фильм.ru
  6. Виталий Вульф. «Вера Холодная»  Журнал "L'Officiel". Русское издание. №39, 2002.

Краткий конспект урока:

Перед началом урока ученики получают карточки с обозначенными ролями (Приложение 1)

Слово учителя: Приветствие, повторение пройденного материала.

– Давайте ещё раз вспомним и обобщим, каким же был кинематограф в начале 20 века?

Опрос учащихся

– Всё верно, мы очень полно охарактеризовали эпоху начала российского кинематографа. И даже достаточно подробно коснулись репертуара первых кинематографических сеансов: обманутая любовь, несбывшиеся мечты, поруганная красота – вот три кита, на которых строился кинематограф тех лет. Сюжеты этих фильмов были до банальности просты. Но именно они делали из обыкновенных артистов настоящих звёзд, которым поклонялась многомиллионная публика.

– Сегодня сложно вообразить себе степень поклонения избранным, которым выпало счастье стать звёздами кино в начале прошлого века. Быть звездой экрана значило все. Тебя мог полюбить весь мир. А за это можно было отдать жизнь... Как наша героиня... Вера Холодная.

На доску вывешивается портрет Веры Холодной

Вера Холодная была очень красива. Той удивительной красотой, которую иначе и не назовёшь, как даром небес. Вера Холодная снялась в более чем 55 фильмах, но до нашего времени сохранилось только пять из них. Но даже то немногое, что сохранилось, позволяет понять, чем же так гипнотизировала зрителей Вера Холодная. Не только красотой, но и тем, что была самым настоящим олицетворением любви – чистой, умной, счастливой и незапятнанной даже нравственной изменой…
Можно было бы утверждать, что в кинематограф она пришла случайно...

В начале мировой войны ее мужа Владимира Холодного  призвали на фронт. Вера Васильевна осталась одна с двумя дочерьми. К тому же, к ней в дом переехала мать с малолетними сестрами. Вере Холодной пришлось думать о заработке. После некоторых раздумий она направилась в киномастерскую «Тимана и Рейнгарда».
На что она рассчитывала? Да, в принципе, ни на что.  Как постоянный посетитель кинозалов, Вера Холодная была в курсе того, что и в Москве снимают своё кино, знала, что для съёмок фильма приглашают со стороны статистов. Вот и надеялась, немного подработать, снявшись в небольшом эпизоде.
В это время режиссёр Владимир Гардин снимал «Анну Каренину».

Учитель обыгрывает рассказ Гардина

Вера сыграла в массовой сцене на балу в «Анне Карениной» и крошечную роль няни.
Однако, просматривая отснятый материал, Гардин забраковал Холодную: «Нам нужны актрисы, а не красавицы». Единственное, чем он смог помочь, это дать Вере Васильевне рекомендательное (судьбоносное!) письмо к  Е.Ф. Бауэру, режиссёру конкурирующей фирмы «Ханжонков и Ко».

На студии Ханжонкова режиссер Бауэр в это время собирался снимать «Песнь торжествующей любви» по повести И.С. Тургенева – мистическую любовную драму. И на главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты – причём опыт и умение играть его не интересовали. Когда к нему привели Веру Холодную, он был потрясен. Он тут же взял её на роль – как только убедился в её киногеничности. Она прекрасно смотрелась на экране и, что самое главное, не боялась камеры.

Критики сходятся в том, что Вере Холодной необыкновенно повезло с режиссёром. Только Бауэр мог сделать из Веры Холодной звезду. Будучи профессиональным декоратором, он в первую очередь создавал на экране идеально красивую картину, где актёр был лишь дополнением к декорациям. На первый план у Бауэра выходила внешность и киногеничность актёра, а его исполнительский талант не имел никакого значения.
Можно было бы утверждать, что Вера Холодная пришла в кинематограф случайно, если бы этой мечте не было посвящено все её детство...

Давайте узнаем историю Веры Холодной до кинематографа, как росла Вера Холодная, как вместе с ней росла и зрела её мечта о кинематографе.

Итак, в начале урока вы получили карточки, которые определили ваши роли. Я попрошу всех любителей и поклонников кинематографа объединиться за этим столом. Вы получаете материалы, касающиеся биографии Веры Холодной. Вот только сведения расположены отрывочно, беспорядочно. Ваша задача восстановить данные и познакомить нас с историей рождения и жизни Веры Холодной до ее прихода в кинематограф.

Другая группа – это представители кинематографических профессий. С вами мы  попробуем прямо здесь и сейчас разыграть один из сюжетов немого кинематографа. Представим, что мы снимаем фильму (мы знаем, что в те времена фильма была женского рода).
Итак, приступаем, на подготовку вам дается 10 мин.

Сюжет фильма:

Некий профессор астрономии, не так давно похоронившей жену, влюбляется в свою молодую ученицу и женится на ней. Да вот беда: у старого профессора имеется сын, который не может остаться равнодушным к прелестям своей мачехи. Да и курсистка понимает, что слишком поспешила с браком. Однажды волей судьбы молодых людей заносит в лес. Там их застает гроза, от которой они прячутся в заброшенной сторожке. Не в силах больше сдерживать чувства, молодые страстно целуются. Расплата за предательство наступает незамедлительно. Разгневанные небеса направляют молнию прямо в сторожку, и она убивает коварных влюбленных.

Подготовка закончена.

Учащийся рассказывает биографию Веры Холодной

Слово учителя

– Спасибо. А теперь давайте задумаемся и порассуждаем, зачем в семью, в которой свой собственный ребёнок еще так мал, брать другого.
Отбросим все эти мечты о большой и дружной семье (нет, я не отрицаю, они были), но и подумаем о настоящей причине. Дело в том, что беря в семью второго ребенка, Владимир Холодный преследовал определённые цели.
В России всё большую популярность приобретает изобретение братьев Люмьер. Вера становится неистовой поклонницей кинематографа. Она не может пропустить ни одного сеанса, а датчанка Аста Нильсен (вывешивается портрет на доску) становится её кумиром. Вера во всём старается походить на неё, позирует мимику, жесты, походку. В эти минуты, когда жена перед зеркалом повторяет сцены, увиденные на экране, Владимир чувствует, что теряет свою Верочку. Единственное его желание – вернуть жену на землю, в реальный мир. А что другое, как не дети, могут помочь в этом?
Бессмысленная борьба, в которой так и не оказалось победителя...

Итак, наши герои готовы показать нам фильму. Давайте предоставим им слово.

Разыгрывается сюжет фильма. Аплодисменты актерам

– Перед нами был разыгран сюжет драмы «Пламя любви».

Затём идёт обсуждение  и размышление над вопросами:

– Ребята, когда вы готовились, какие особенности немого кинематографа вы учитывали?
– Какими выразительными средствами вы пытались передать повествовательную линию?
– Ребята, вам понятен был рассказанный сюжет нашими героями?
– Как вы думаете, почему вам было понятно (или непонятно)?

Рассказ учителя

– Именно благодаря такой фильме стала великой «звездой» и наша героиня: Вера Холодная.
«Пламя любви» буквально сжигало сердца зрителей. Фильм имел ошеломляющий успех, которого не ожидал ни сам режиссёр, ни, тем более, молодая актриса.
Именно такие слезливые мелодрамы и представляли сюжет почти всех фильмов той эпохи. Это нам сейчас они кажутся до ужаса пошлыми и смешными. Но именно после этого фильма – одного из самых популярных и удачных в карьере Холодной – Веру стали называть «королевой экрана». На авторство этого титула претендовал Александр Вертинский.
Посвящая ей песенку «Маленький креольчик», он впервые придумал и написал на нотах: «Королеве экрана».

Исполняется видеоряд на песню «Маленький креольчик». Во время исполнения вывешивается портрет Вертинского на доску.

Они познакомились случайно: Вертинский привез с фронта письмо от мужа. И сразу же влюбился. Сестра Веры впоследствии вспоминала: «Он приходил, садился и просто смотрел на неё». Часами, не отрывая воспалённого взгляда от обожаемого лица. Потом приносил свои стихи: сперва наивные и неумелые, затем неплохие, потом прекрасные. На некоторых стояло посвящение: «В. Холодной». Как-то Вертинский, смущаясь, протянул примадонне листок:

Ваши пальцы пахнут ладаном...
Сам Господь по белой лестнице
Поведёт Вас в светлый рай...

Актриса в ужасе отмахнулась: «Чтобы я лежала в гробу! Ни за что! Снимите сейчас же посвящение». Вертинский обиделся. Однако стихотворение оказалось пророческим – спустя три года после смерти актрисы он вернул посвящение.
Впрочем, вскоре обида прошла. Вера с восторгом приняла другое стихотворение – «Лиловый негр».
–  Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?..
Притоны Сан-Франциско, китайчонок Ли, манто – это было так похоже на тот далёкий мир, где остался изысканный жираф, розовые жемчуга и тепло старинного камина. В том мире не было крови, войны, разрухи. Образы Пьеро и Коломбины, циркачек и увядших цветов помогали ей выжить, когда они вместе с Вертинским мотались по военным частям и давали для солдат и раненых бесплатные концерты. Коронным номером этой пары было безупречное знойное танго на щербатых досках грязного пола.

К середине 1918 года Вера Холодная стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кино. Её жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. Решено было снимать фильм о самой Вере Холодной, и название ему дали многообещающее – «Тернистой славы путь».
Но фильм шёл с трудом: ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала.
Зрители фильмом были разочарованы: они ждали сенсаций, откровений, раскрытия тайн… Никто не хотел верить, что Вера Холодная действительно такая: верная жена, любящая мать, счастливая женщина.
Её хотели видеть иной – роскошной, загадочно-порочной, но недоступной. Как в песнях Вертинского. И лиловый негр в притонах Сан-Франциско был, конечно, гораздо интереснее скромного юриста и героя войны Владимира Холодного…

В 1918 году Харитонов снимал «Княжну Тараканову». Заканчивать этот фильм в июне поехали на натуру в Одессу. Одесса тогда была оккупирована немцами – а вообще власть в городе менялась постоянно. Но съёмки шли полным ходом: кроме «Княжны Таракановой», были отсняты ещё несколько картин. Вера Холодная не только снималась в кино, но и выступала в холодных, нетопленных залах.
Восьмого февраля 1919 года Вера Холодная выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы. В театре было холодно, зрители сидели в шубах, а актёры выходили в открытых платьях… Ещё до начала концерта её начал бить озноб. После концерта она слегла.

Вера провела на больничной койке восемь дней. Последние четыре дня и ночи под окнами её палаты дежурила огромная толпа поклонников, люди плакали и читали молитвы за то, чтобы Вера выкарабкалась из лап смерти. Но даже самые горячие молитвы не помогли. «Испанка», страшный грипп, свирепствующий тогда в Европе, не пощадил и актрису. Собор, где отпевали Веру Холодную, был переполнен. Чудом никого не задавили насмерть. За гробом шли тысячные толпы.
Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слёз и почтенный профессор медицины, не сумевший её спасти. Вере Холодной было 26 лет.
Похороны снимали на плёнку – последний фильм Веры Холодной… Ленту показывали во всех кинотеатрах. По иронии судьбы, Вера Холодная сыграла главную роль в своём последнем фильме – «Похороны Веры Холодной». Фильм сохранился до наших дней, правда с большими утратами.

Видеоролик на романс «Ваши пальцы пахнут ладаном»

Слово учителя

– Мы познакомились сегодня с великой актрисой немого кинематографа Верой Холодной, а вместе с её жизнью проследили и очередной этап в развитии киноискусства. Кроме того, мы имели возможность просмотреть несколько видеороликов по мотивам фильмов, в которых снималась Вера Холодная. Давайте попробуем оценить ее актёрский дар с позиций нашего с нами знания и с позиций современного человека.
– Как вы думаете, чем завораживает на экране Вера Холодная?
– Как вы думаете, фильмы начала 20 века интересны только историкам и искусствоведам или в них может обнаружить для себя интерес и современный зритель?

Слово учителя

– Мне приятно, что вы высказываете свои искренний интерес к нашей теме. Закончить урок мне хотелось бы словами самой Веры Холодной.

«Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера. В каждой роли нужно быть иной. Моя мечта – роли трагические, вроде Маргариты Готье. Вы знаете, игра в кино требует много напряжения и сильно утомляет. Но я люблю это творчество! Будущее экрана велико и необъятно. И я счастлива, если мои тени на экране дают хоть немного радости людям!».

– Вот и весь секрет – Вера Холодная не играла в фильмах, она в них просто жила.