Использование театрализованной игры для коррекции эмоциональных трудностей у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование театрализованной игры для коррекции эмоциональных трудностей у детей дошкольного возраста.

Возникновение у детей эмоциональных трудностей отрицательно влияет на полноценное их развитие. Использование театрализованной игры, на наш взгляд, может помочь повысить эмоциональный уровень детей.

Задачи:

  1. Охарактеризовать состояние проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье и в детском саду.
  2. Изучить особенности и причины эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и в семье.
  3. Разработать и апробировать формы и методы использования театрализованной игры как средства формирования у детей эмоционального благополучия.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанной методики педагогами ДОУ в работе с детьми, испытывающими эмоциональные трудности, и их родителями.

Суть методов и приемов – развитие эмоциональной сферы и преодоление неблагоприятных эмоциональных состояний детей средствами театрализованной игры. Использовались сюжетно-ролевые игры, различные этюды, сценки, а также материалом был плоскостной театр и бибабо.

Часто эмоциональное неблагополучие ребенка связано с отсутствием общения со сверстниками, неумением вступить в контакт. Поэтому приоритет отдала в работе с группой, а не индивидуально. Можно выделить основания работы в группе или подгруппе детей:

  1. Психологические проблемы ребенка наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками.
  2. Инициатива в создании эмоциональной атмосферы общения ребенка с взрослым принадлежит, в основном, последнему, а ребенок в этом смысле чаще всего пассивен.

Данная инновационная работа проходила в направлениях:

  1. Консультирование воспитателя по использованию театрализованных игр для улучшения общей атмосферы в группе.
  2. Непосредственно работа с детьми эмоционально неблагополучными.
  3. Взаимодействие с родителями.

1. Консультирование воспитателя по использованию театрализованных игр для улучшения общей атмосферы в группе

В ходе наблюдений работы, бесед с воспитателями выяснилось, что у них имеются знания об эмоциональном благополучии детей. Они понимают важность создания в группе особой атмосферы, организации общих игр, мероприятий для сплочения детей. Для наибольшего понимания воспитателями сути проблемы, а также возможности использования театрализованных игр проводилась консультация “Театрализованные игры в работе с детьми”. И дальнейшая работа велась вместе с воспитателями группы. Основной акцент был сделан на обеспечение всем детям комфорта в группе, то есть создание доверительного общения и атмосферы добра, радости. Игра – своеобразная школа общения, где ребенок наделяет каждую свою роль присущими ей особенностями поведения, а также учится строить свои отношения так, чтобы они были понятны для партнера. Увеличение роли игры в жизнедеятельности детей должно стать обязательным условием повышения эмоционального благополучия детей.

Использовали сюжетно-ролевые игры с элементами театрализации. Авторами игр “Маски”, “Фотография на память”, “Лунный камень”, “Два зеркала”, “Тайный советник”, “Детектив”, “Сказочный магазин”, “Золотой лучик”, “Концерт в зоопарке”, “Король на пять минут” являлись В.А. Недоспасова, В.В. Петрусинский. Игры “Сцена”, “Оживи”, “Сказочный хоровод”, “Волшебное письмо”, “Услышь и покажи” были составлены мною.В них принимали участие все дети группы. Игры направлены на сплочение и взаимопонимание детей (“Лунный камень”, “Тайный советник”, “Детектив”), на осознание разных моральных качеств (“Сказочный магазин”) развивающие внимание к невербальным формам общения (“Маски”, “Фотография”, “Два зеркала”, “Сказочный хоровод”, “Оживи”, “Волшебное письмо”, “Услышь и покажи”), а также на изживание гнева, агрессии и страха (“Золотой лучик”, “Король на пять минут”, “Скорей на сцену”). Воспитатель в этих играх выступал организатором, помощником, а также участником. Благодаря этому дети чувствовали поддержку взрослого, уверенность в своих силах и себе.

Еще важным условием проведения игр была организация успеха каждого ребенка. Так в игре “Скорей на сцену”, каждый ребенок был “артистом”, он выступал для “зрителей”, которые подбадривали его, благодарили аплодисментами. В игре “ Детектив”, ребенок, отгадавший персонажа (водящий) тоже вознаграждался аплодисментами. Детям это очень нравилось, помогло сформировать некоторую уверенность в своих силах, уважение к себе и товарищам, а также доверие к своим способностям, умениям. По такой же схеме (вознаграждение аплодисментами за успешное проигрывание роли, завершения игрового задания) проводились игры “Золотой луч”, “ Король на пять минут”. Главное, чтоб все дети проиграли роли и каждый прошел эффект своего “возвышения”, то есть побыл наиболее значимым и успешным. С проведенными играми можно ознакомиться (приложение 1).

2. Непосредственно работа с детьми эмоционально неблагополучными

Проведение данной игровой терапии было предпосылкой для включения детей в театрализованные игры с целью формирования эмоционального благополучия. Следующая работа уже велась только с выявленными эмоционально неблагополучными детьми.

Театрализованные игры основаны на сохранении непосредственной детской игры, импровизации. Многие умения для этого дети получили в играх, а также в повседневной работе с воспитателем, где упор делался на понимание эмоциональных состояний, умение выразить их мимикой и пантомимикой.

Вначале использовались различные этюды, в которых можно было показать различные настроения, особенности характера. На данном этапе опирались на разработки М.И.Чистяковой. Первая серия стихотворных этюдов проводилась на закрепление различных эмоциональных состояний: “Удивление”, “Радость”, “Печаль”, “Сочувствие”, “Страх”, “Гнев”. А этюд “Скульптор” носил обобщающий характер. Указанные выше этюды не вызвали у детей сложности, страха, что у них не получится. Как и на этапе проведения совместных игр, главным условием было обеспечение каждого ребенка успехом своей деятельности. Дети в своей группе являются как участниками-актерами, так и зрителями, то есть происходит чередование их ролей. После проведения игрового этапа у детей с эмоциональным неблагополучием проявился интерес к совместной деятельности, умение порадоваться за другого. Наиболее полно это проявилось в работе с этюдами. Следующая серия этюдов была на воспроизведение отдельных черт характера. Мы старались вначале дать проиграть отдельную черту характера тому ребенку, у которого она наиболее проявляется. Следующая же проигрываемая черта этим ребенком была противоположна той. В результате дети могли сравнить поведение себя как “актера”, а также себя “реального”. Здесь использовались следующие этюды: “Смелый заяц”, “Добрый мальчик (девочка)”, “Вежливая девочка (мальчик)”, “Жадный пес”, “Ябедник”, “Упрямый мальчик”, “Злюка”, “Жадный пес”, “Молчок”, “Страшный зверь”, “Два друга”. Обобщающим игровым этюдом был “Вредное колечко” (М.И. Чистякова).

В результате у детей была возможность проиграть все эмоциональные состояния. Вторым этапом работы в этом направлении было использование разных видов театра. Мы использовали бибабо, плоскостной театр, а также игрушки, сделанные самими детьми из бумаги. Если вначале при проведении этюдных импровизаций ребенок действовал, то есть играл сам, то теперь в его руках был персонаж, от лица которого он играл роль. В основу театральных представлений мы положили сюжеты сказок, отрывки из них, реальные детские истории о своей жизни. Детям предлагались темы историй: “Как я провел выходной”, “Моя любимая игрушка”, “Мой любимый праздник”, “Что я люблю делать”, “Чего я не боюсь” и так далее. Данные темы носят положительный эмоциональный фон, поэтому могут оказывать корригирующее влияние на ребенка.

Вместе с воспитателями старались по-разному организовывать театрализованную игру детей. Первым вариантом было, что один ребенок из нашей показывал сказку или свою историю, а другие дети были зрителями. Здесь оставалось обязательное правило поведения зрителей: подбадривать актера, благодарить его аплодисментами. В результате каждый побывал в роли актера и зрителя. Поэтому дети для себя понимали, что для того чтобы быть принятым и хорошо общаться с другими надо уметь правильно встать на позицию другого, быть дружелюбным, общительным.

Второй вариант театрализованных игр – разыгрывание сюжета с помощью кукол, плоскостного театра сразу несколькими детьми. Здесь нами использовались сюжеты сказок: “Заяц-Хваста”, “Два жадных медвежонка” и другие.

Последним этапом в этом направлении являлось подготовка спектакля . В нем актеры именно дети с признаками эмоционального неблагополучия, а зрителями являлись остальные дети группы. Данным мероприятием хотелось более сдружить группу детей, вызвать интерес к каждому ребенку. Детям, играющим в спектакле, была дана мотивировка: “Мы подготовим с вами спектакль, покажем его остальным детям группы. Это будет наш с вами им сюрприз. Каждый из вас будет настоящим актером”. Дети-зрители должны были подготовится к спектаклю: подготовить подарки актерам и быть благодарными зрителями.

Роли в спектакле были распределены, учитывая эмоциональные особенности детей.

3. Взаимодействие с родителями

Родители являются главными участниками процесса становления личности ребенка. Помочь своему ребенку стать эмоционально благополучным может именно близкий взрослый. Поэтому в основном работа с родителями была направлена на формирование необходимых знаний об эмоциональном благополучии ребенка.

Проводились индивидуальные беседы, консультации об их ребенке. Использовались коллективные формы общения с родителями. Были проведены, специально разработанные нами консультация для родителей “Страхи ваших детей”, родительское собрание “Эмоциональное благополучие ребенка в семье” (приложение 2). Для большего понимания проблемы эмоционального благополучия и для сближения детей с родителями, их приглашали в группу на занятия, а также на проводимые театрализованные игры.

Наше взаимодействие было направлено на развитие педагогической рефлексии у родителей; стремлению, возможности анализировать свой педагогический опыт, смотря на все глазами ребенка. Для этого использовались методы: анализа педагогических ситуаций, решение педагогических задач (на основе материалов Островской Л.Ф.), приведение примеров из опыта, анализ собственной воспитательной деятельности родителями.

Проведя работу, направленную на формирование эмоционального благополучия у детей через театрализованную игру по всем выше перечисленным направлениям мы посчитали необходимым выяснить, имеется ли динамика в эмоциональном развитии детей.

Для выявления динамики эмоционального состояния детей использовались:

- показ спектакля детьми, с явным эмоциональным неблагополучием остальным детям;

- серия наблюдений эмоционального состояния детей в течение дня;

- проведение проективного теста “ Дом-Дерево-Человек”.

На контрольном эксперименте проводился спектакль, в котором участвовали экспериментальные дети. Он носил диагностический характер. В этом спектакле мы могли обобщить результаты работы, увидеть есть ли изменения в поведении детей. Сценарий спектакля был написан автором специально для данного исследования

(Приложение 3. Сказка “В поисках друзей”)

Динамику эмоционального состояния детей представлена в диаграммах (приложение № 4).

Из данных диаграмм видно, повысился процент детей эмоционально благополучных. В результате проведенной работы имеются дети, у которых проявляются незначительные эмоциональные трудности, которые мы не отнесли к признакам эмоционального неблагополучия.

Поэтому считаю использованные методы работы по коррекции эмоционального неблагополучия у детей эффективными. Весь разработанный нами материал могут использовать на практике работники ДОУ.