Развитие нравственных качеств ребенка посредством экологического воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; уточнить представление о модели земного шара – глобусе; обобщить представление о том, что люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная (питьевая) вода;

Развивающие задачи: развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой Земли; развивать экологическую культуру; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; развивать навыки учебной деятельности. [2]

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому, рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь, т.к. на ней есть воздух, вода, тепло); воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о природе, энциклопедии «Планета Земля», «Энциклопедия дошкольника». Игры «Земля, вода, огонь, воздух»; опыты, рассматривание Солнечной системы. Изготовление моделей планет Солнечной системы.

Материал: глобус, иллюстрации, оборудование для проведения опытов (бумажный круг, разделенный на три равных части; ножницы; светильник), слайды.

Ход занятия:

Под музыку на панно выставляются силуэты героев сказки: мать-природа (девушка в платье с изображением лесов, полей, рек); 2 сына – старший (злой), младший (добрый).

Воспитатель: «История эта началась давным-давно, но до сих пор не закончилась. Родила мать-природа двух сыновей.
(Приложение 1, слайд с изображением матери-природы). Выросли они, и настала пора им самим заботиться о себе и о матери. Как только подошел срок, получил каждый из них по царству. И были главным богатством там огромные леса, полноводные реки и озера…
И решил старший сын переделать свое царство так, как ему нравится.
(Приложение 1, слайд с изображением старшего сына). Не хотел он понять, что в природе нет ничего случайного, что переделав и погубив одно, он тем самым погубит другое. И вот закипела работа в его царстве. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся, слишком много мух и комаров, которые досаждали ему.… И завизжали пилы, и посыпались яды на поля
(Приложение 1, слайд с изображением увядающей природой.) Но когда старший сын закончил свою работу и оглянулся вокруг, то не увидел он ничего кроме пустого разрушенного царства. Погибли звери и птицы, засохли реки и озера…
А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире, а работник. (Приложение 1, слайд с изображением младшего сына). И , как хороший хозяин, должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал свое царство. Сажал новые деревья взамен тех, что были больны. Лечил и помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью, потому что знал: он в ответе за тех, кого приручил, (Приложение 1, слайд с изображением цветущей природой).
А Земля платила ему за заботу своей щедростью.
Помните, что ни за какие сокровища не сможете вы купить ни ласковых лучей солнца, ни пения птиц, ни чистого воздуха, ни счастья. Платить за все это вы должны своей любовью, добром и трудом».[1] Какой же он, наш общий дом?

Входит Незнайка, в руках у него глобус.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Знайка подарил мне вот этот необычный предмет и загадал загадку:

Города есть, но нет людей
Реки, моря есть, но нет воды,
Пустыни есть, но нет песка.

Что это такое, и, для чего он нужен, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Воспитатель: Незнайка, мы приглашаем тебя к нам на занятие. У нас ты узнаешь много интересного. Мы сегодня будем говорить о нашем общем доме – нашей планете Земля. Может ты, найдешь и ответ на свой вопрос.

Незнайка передает глобус воспитателю, садиться на стул,

Воспитатель: Наша Земля – одна из планет Солнечной системы.
В Древности люди не знали, как выглядит наша планета, поэтому их представления о ней были похожи на сказку. Как раньше представляли себе Землю люди?

Дети: Они думали, что Земля лежит на 3-х слонах, которых держит на спине гигантская черепаха (Приложение 1, слайд)

Воспитатель: А еще как представляли, древни люди нашу Землю?

Дети: Очень-очень давно они считали, что наша Земля похожа на тарелку, и что если долго идти, то можно дойти до ее края, т.е. до края земли (показ тарелки, человечка).

Воспитатель: До сих пор сохранилось выражение « на краю земли», т.е. очень далеко. Но сколько не ходили люди, до края земли не дошел ни один. Какой же формы наша Земля?

Дети: Земля имеет форму шара?

Воспитатель: Да, Земля – это сверкающий голубой шар. Может мы сейчас с вами, попробуем отгадать загадку Незнайки. Ребята, как называется модель Земного шара?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Верно. Глобус – это модель Земного шара, так выглядит наша планета Земля из космоса (показ глобуса).
– А что подумал бы великан, глядя на глобус? (Горошина, крошка, бусинка, зерно)
– А что подумал бы слон? (Фрукт, орех)
– Что думаете об этом предмете вы? Где можно использовать глобус?

Дети: Мяч, арбуз. По глобусу можно изучать нашу планету. На глобусе можно увидеть все, что есть на земле, только очень маленькое…

Воспитатель: Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Дети: Моря, океаны, озера, реки.

Воспитатель: Какие еще цвета вы видите на глобусе?

Дети: Зеленый – это равнины, растительность (поля, леса)
Коричневый – горы.
Желтый – пустыни.
Белый – снежные полюса. Снега.

(Быстро покрутить глобус)

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Если Землю представить в виде круга, то воды будет 2/3, остальное суша. От какого слова образовано слово « суша»?

Дети: Сушить, сухо, без воды.

(Опыт с кругом: Вырезаем круг, делим его на 3 части, разрезаем его.)

Воспитатель: «Возьмем 2 части. Вот столько места занимает на Земле вода. А что находится на оставшейся части?
Больше половины суши приходится на пустыни, льды, горы, т.е. на места где человек жить не может. (Отрезаем от оставшегося куска больше половины.) Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека.
Наш общий дом совсем невелик. (Cложить все куски вместе, чтобы дети увидели, какую часть от целого круга составляет пригодная для жизни Земля) [1]

Наша Земля очень красива. Почему наша Земля красива?

Дети: Она живая : на ней обитают люди, животные, растут растения.

Дети: Все люди могут жить на Земле, т.к. есть для этого условия: пресная вода, пища, есть воздух для дыхания, тепло и свет.

Воспитатель: А сейчас приглашаю Незнайку и всех ребят в «лабораторию опытов экспериментов». Чтобы найти там ответы на свои вопросы.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно их четырех слов: земля , вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово « вода» играющий отвечает названием рыб, на слово « воздух» – названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Игрок, который дал не правильный ответ выбывает из игры(подходим к столу с оборудованием).

Работа в лаборатории (вращение Земли вокруг Солнца)

В лаборатории показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца – настольная лампа, в качестве Земли – глобус).

Воспитатель: Чем ближе планета к Солнцу, тем больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплее. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, но не так жарко как на Венере. На Земле может быть холодно, но не так, как на более удаленных от Солнца планетах. (Приложение 1, слайд)
Земля вращается вокруг Солнца, поэтому происходит смена времен года. 1 оборот равен 365 дням, или земному году.
А еще Земля вращается вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи, ведь освещаются разные стороны планеты (приклеить отметку к глобус, показать где ночь, а где день, предложить сесть на стул).

Воспитатель: У Земли два полюса – Северный, Южный – самые холодные места на планете – здесь растений нет.

Пустыни – самые засушливые места на нашей планете – светит солнце, а дожди бывают очень редко.

Хвойные, лиственные и смешанные леса –можно встретить в нашей стране.

Водные просторы (океаны, озера, реки. моря, ледники).

Незнайка:Ребята, Знайка приготовил еще для вас интересные, очень необычные вопросы, вы их попробуйте отгадать.

1. Почему белые медведи не едят пингвинов? (Белый медведь живет на Северном полюсе, а Пингвин на Южном полюсе)
2. Вы оказались в таком месте земного шара, где полгода ночь и полгода день. Где вы оказались? Покажите на глобусе, какая там погода. (На Севере)
3. Вы оказались зимой без палатки на Крайнем Севере и вам надо переночевать одну ночь. Как вы поступите? (Закопаться в снег)
4. Вы слепили две снежные бабы и одну нарядили в шерстяную шапку и шубу. Какая весной растает быстрее? (Та, которую не одета в шубу и шапку, т.к. под прямыми солнечными лучами снег тает быстрее, чем тогда, когда снег находится в тени) [3]

Ребята, теперь я знаю, что такое глобус – это модель нашей Земли. На глобусе изображены океаны, моря, реки, пустыни, горы – только очень маленького размера. Только вот я не очень хорошо запомнил, что каким цветом обозначается на глобусе, помогите мне.

Самостоятельная работа детей «Что, каким цветом обозначается на глобусе?»

Дети берут карточки, на которых с одной стороны нарисованы горы, реки, леса, пустыни, озера и т.д. Другую сторону детям предлагается раскрасить тем цветом, каким на глобусе обозначаются эти географические понятия.

Незнайка: Спасибо, ребята, мне очень понравилось у вас на занятии. Теперь я знаю, что такое глобус, океан и моря, почему наша планета Земля такая красивая. Что природу нужно беречь. (Уходит)

Воспитатель: Что вы нового интересного узнали на занятии? Что вам понравилось? Мы будем много путешествовать и постараемся больше узнать о планете Земля.

Воспитатель: В этом году мы с вами узнали много интересного. Мы с вами говорили об окружающем нас мире, о красоте природы, о сезонных изменениях. Вы узнали, что главный наш учитель – это природа. Мы с вами говорили о космосе и о его загадках. Вы теперь знаете, что на небе есть не только звезды, но и планеты. Одна из планет – это Земля. Знаете, чем отличается Земля от других планет. Вы знаете о том, что природа очень разнообразна. Также узнали, что на нашей планете есть место всем, и все должны жить в дружбе друг с другом. Челочек является частью природы.
Вы также научились проводить несложные опыты. А главное, вы научились отвечать на вопросы. Теперь вы знаете , что все, что нас окружает, имеет прошлое и настоящее, и у всего будет будущее.

Ребенок:

Наш дом, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы, и моря –
Все называется Земля.
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш, голубой,
Любимую планету!

Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтоб каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Список литературы:

1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемаслова. «Здравствуй, мир!» (окружающий мир для дошкольников), методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003.
2. А.А.Фалькович, Л.П. Барылкина. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» ( занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования( 4-7 лет). – М.: ВАКО, 2005.
3. «Обучение экологическому воспитанию на занятиях, в играх, развлечениях» (конспекты), 1996 г.
4. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» ). – М.: ВАКО, 2005.
5. Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.