Материалы для оценки учебных достижений учащихся по окружающему миру в процессе изучения темы "Природные зоны"

Разделы: Начальная школа


Урок № 1. Природная зональность

Цели урока:

  • Знакомство с природными зонами и проявлением природной зональности, т.е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли;
  • знакомство с таблицами “Портфолио по теме “Природные зоны” и таблицей “Личный счет”, с разными видами деятельности и их ценой. Определение направления в изучении темы “Природная зональность”.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • рисунки пейзажей, растений и животных разных природных зон;
  • распечатанные на каждого ученика таблицы “Портфолио” и “Личный счет”.

Ход урока

1. Стадия вызова:

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, причем ребята первого варианта поедут на юг, а ребята второго варианта – на север. Одинаковую ли природу вы увидите? (Выслушиваются предположения детей).

2. Стадия содержания:

– На каждой парте комплект карточек из шести штук. Посоветуйтесь в парах и решите, какие карточки относятся к северной природе, а какие к южной. Обоснуйте свой выбор.

 
 

Допишите предложения.

1-й вариант.

Внимательно рассмотри рисунки и вставь пропущенные слова (теплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).

На юге России климат более____________. Весна там наступает ______________, лето __________ и засушливое. Деревьев_____________, их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы – степи. Это степная зона.

2-й вариант.

Внимательно рассмотри рисунки и вставь пропущенные слова (теплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).

На севере России климат более____________. Весна там наступает ______________, лето __________ и прохладное. Деревьев_____________, они прячутся в местах, защищенных от мороза и ветра. Безлесные мохово– лишайниковые экосистемы – тундры – покрыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.

3. Стадия рефлексии:

Озвучивание выполненного задания. Обсуждение.

Возвращение к вопросу, поставленному в начале урока: Одинаковую ли природу вы увидели? В связи с чем происходило изменение природы? (С изменением климата.) От чего зависит климат? (От распределения тепла на Земле.) Сверим свои предположения с выводом на стр. 44.

Вывод: Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области со сходными экосистемами, природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами. Правильное чередование природных зон от полюса к экватору, соответствующее изменению климата, называют законом природной зональности.

– Мы начинаем изучение большой темы “Природные зоны”, и я хочу вас сегодня познакомить с теми заданиями, которые вам предстоит выполнить.

Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8

Знакомство с портфолио по теме “Природные зоны” (Приложение 1) (выдается каждому ученику).

Портфолио состоит из двух частей: обязательной и вариативной. В вариативной части можно выбрать любое задание, а можно предложить какое-то свое задание. Рассмотрите рисунки пейзажей, растений и животных различных природных зон, посоветуйтесь в группе и придумайте интересное задание, которое вам бы хотелось выполнить.

Все предложения фиксируются на доске:

  • рисунок природной зоны;
  • список телепередач, в которых рассказывается о различных зонах;
  • презентация телепередачи;
  • список литературы о природных зонах;
  • синквейн;
  • сочинение о природной зоне;
  • макет природной зоны;
  • интервью с родителями “В каких природных зонах вы были?”

Знакомство с таблицей “Личный счет” (Приложение 2) (распечатано на каждого ребенка).

Каждое задание оценивается в баллах от 2 до 10 в зависимости от сложности и правильности выполнения (смотри приложения 3–8). В конце каждого урока будет выделяться несколько минут на заполнение этой таблицы. Подумайте и обсудите в группе, какое задание из только что предложенных вами будет самым трудным, на сколько баллов его можно оценить? Обсуждение и фиксирование баллов напротив каждого предложенного задания:

  • рисунок природной зоны – 3–5 баллов;
  • список телепередач, в которых рассказывается о различных зонах – 5 баллов;
  • презентация телепередачи – 10 баллов;
  • список литературы о природных зонах – 5 баллов;
  • синквейн – 6 баллов;
  • сочинение о природной зоне – 10 баллов;
  • макет природной зоны – 10 баллов;
  • интервью с родителями “В каких природных зонах вы были?” – 10 баллов;
  • фотостенгазета 10 баллов.

Впишите в вариативную часть портфолио то дополнительное задание, которое вам понравилось.

Урок № 2. Природные зоны холодного пояса

Цели урока: знакомство с зонами холодного пояса: ледяными пустынями, тундрой; формирование умения находить на карте зоны холодного пояса; знакомство с живыми обитателями, их приспособленностью к жизни в условиях Крайнего Севера; развитие умения анализировать и систематизировать информацию; развитие умения работать в группе.

Форма урока: урок с использованием базовой модели ТРКМЧП.

Оборудование: карта природных зон, рисунки растений и животных ледяных пустынь и тундр, видеофильм “Разнообразие родной природы”, протокол наблюдения за работой групп.

Ход урока

1. Стадия вызова:

– Мы сегодня будем изучать природу Крайнего Севера.

– Если бы мы были учеными, какие вопросы бы нас интересовали при изучении данной природной зоны? (Ответы детей фиксируются на доске.)

Просмотр фрагмента фильма “Разнообразие родной природы” о Крайнем Севере.

– Просмотрите фрагменты видеофильма и дополните список вопросов.

– Я предлагаю вам в группе разделиться на

  • географов (они будут работать с картой и найдут месторасположение интересующей нас зоны);
  • синоптиков (они будут изучать климат);
  • зоологов (они расскажут нам о животных Крайнего Севера);
  • ботаники (они будут искать информацию о растительном мире).

Учитель заранее готовит бейджики. Знакомит с протоколом наблюдения за работой групп.

– Посмотрите на все вопросы, записанные на доске, и определите, какие из них можно задать ботаникам, зоологам, синоптикам, а какие географам.

2. Стадия содержания: индивидуальная работа с параграфом учебника “Природные зоны холодного пояса” страницы: 45–48 и дополнительный материал из Приложения 2. Можно использовать различные энциклопедии.

– В ходе чтения текста вам необходимо заполнить таблицу. Давайте обсудим, какие заголовки мы выберем для таблицы. На что нам нужно обратить внимание.

Обсуждение прочитанного материала и заполнение таблицы:

Месторасположение Климат Животные Растения
       

3. Стадия рефлексии:

Презентация заполненных таблиц. От каждой группы выступает по одному человеку: о месторасположении рассказывает географ, о климате – синоптик, о животном мире – зоолог, а о растениях - ботаник. Остальные ребята принимают участие в обсуждении, вносят свои дополнения. Оценивается работа группы (см. критерии оценки таблицы Приложение 3).

Возвращение к вопросам, заданным в начале урока.

Подведение итогов работы с протоколом наблюдения за работой групп. (Приложение 7)

Ответы на вопросы:

– Мешала или помогала вам работа в группах?

– Как добиться успеха, работая в группе?

Знакомство с вариативными заданиями и критериями их оценки.

Заполнение сводной таблицы “Личный счет”.

Знания Умения Задания Баллы
Природные зоны холодного пояса: ледяные пустыни, тундра.

Обитатели холодного пояса.

Умение узнавать природную зону холодного пояса по свойственному ей пейзажу;

умение находить на карте зоны холодного пояса;

умение устанавливать взаимосвязь между элементами экосистемы;

умение анализировать и систематизировать информацию и работать в группе.

Показать на карте зону холодного пояса 2 балла
Заполнение таблицы “Природные зоны холодного пояса” 10 баллов
Выполнение роли: синоптика, географа, зоолога, ботаника 5 баллов
Выступление от группы 2 балла
*Составление пищевой цепи 8 баллов
*Составление рассказа об исчезающих видах животных севера (Красная книга) 8 баллов

Урок № 3. Леса умеренного пояса

Цели урока:

  • знакомство с лесами умеренного пояса (тайгой, лиственными лесами);
  • формирование умения находить на карте зону лесов;
  • знакомство с особенностями климата и экосистемы;
  • формирование умения обрабатывать информацию и доносить ее до всех членов группы;
  • умение работать сообща.

Форма урока: стратегия взаимообучения “Зигзаг”.

Оборудование: карта природных зон, рисунки растений и животных лесов, энциклопедии.

Ход урока

1. Стадия вызова:

– Сегодня мы будем изучать леса умеренного пояса. Спрогнозируйте, что будет характерно для этой зоны.

Каждая группа высказывает свои предположения, другие группы задают уточняющие вопросы. Учитель фиксирует на доске предположения детей.

– Проверим наши предположения. Все ученые, которые работали на прошлом уроке (географы, синоптики, зоологи, ботаники), приглашаются на слет ученых.

2. Стадия содержания:

Сначала каждый сам читает текст параграфа “Леса умеренного пояса” страницы: 49–55 и выделяет необходимую информацию: географы работают с картой и находят месторасположение интересующей нас зоны; синоптики изучают климат; зоологи – животный мир, а ботаники – растительный мир лесов умеренного пояса.

Затем все географы садятся за стол № 1, синоптики за стол № 2, зоологи за стол № 3 и ботаники за стол № 4. Дети разделены на 6 групп по 4 человека – домашние группы. Группы экспертов (их 4) объединяются по 6 человек. Желательно роли в группах поменять (те, кто был на прошлом уроке географом, становится синоптиком; синоптик – зоологом и т.д.) с тем, чтобы ученики поработали в разных направлениях. На столах экспертов карты, учебники, энциклопедии. Эксперты обсуждают информацию, договариваются, что они запишут в соответствующую колонку таблицы. После завершения работы ученые возвращаются в домашние группы и по очереди рассказывают о результатах своего труда. Колонки таблицы (их четыре: месторасположение, климат, животные, растения) склеиваются на общий лист бумаги.

3. Стадия рефлексии:

Презентация полученных таблиц (см. критерии оценки таблицы Приложение 3)

Обсуждение.

Знакомство с вариативными заданиями и критериями их оценки.

Заполнение сводной таблицы “Личный счет”. В группах предлагается обсудить следующие вопросы:

– Какие виды работ вы уже выполнили?

– Сколько баллов вы заработали?

– Сколько еще баллов вы хотите заработать и какие виды работ в этой связи вам предстоит выполнить?

– Что у вас получается хорошо, что пока “не очень”? Что в этой связи вы должны предпринять?

Знания Умения Задания Баллы
Лесами умеренного пояса (тайга, лиственные леса). Особенности климата и экосистемы. Умение узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить ее на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих там;

умение систематизировать информацию и работать сообща

Показать на карте зону умеренного пояса 2 балла
Заполнение таблицы “Леса умеренного пояса” 10 баллов
Выполнение роли: синоптика, географа, зоолога, ботаника 5 баллов
Выступление от группы 2 балла
*Составление пищевой цепи 8 баллов
*Составление рассказа об одном животном или растении лесной зоны по плану 8 баллов
*Разгадывание кроссворда 3 балла

Вариативные задания к уроку.

Разгадайте кроссворд к уроку “Леса умеренного пояса”. Если вы узнаете названия растений, то под цифрой 12 прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

  1. Хвойное дерево – новогодняя гостья.
  2. Лиственное дерево-медонос.
  3. Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют деревом здоровья.
  4. Хвойное дерево.
  5. Лиственное дерево, может быть кустарником, растет по берегам рек, называют “плакучая”.
  6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.
  7. Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготовляют музыкальные инструменты.
  8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства.
  9. Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздями. Плоды красного цвета, ими питаются дрозды, снегири зимой.
  10. Лиственный кустарник, плоды которого стреляют, растет в скверах, парках.
  11. Лиственное дерево, соцветия (сережки) распускаются весной раньше, чем листья. Осенью листья·вплоть до опадания остаются зелеными.

Опиши растение по плану:

  1. Название растения.
  2. Группа растений (дерево, кустарник, трава).
  3. Как приспособилось растение к условиям обитания.
  4. Значение в природе.

Опиши животное по плану:

  1. Название животного.
  2. Внешний вид.
  3. Чем питается.
  4. Как приспособлен к условиям обитания.
  5. Значение в природе.

Урок № 4. Засушливые зоны умеренного пояса

Цели урока:

  • знакомство с засушливыми зонами умеренного пояса (степями, пустынями), особенностями климата и особенностями растительного и животного мира;
  • формирование умения находить на карте зоны степей и пустынь;
  • развитие умения анализировать материал, рассуждать, делать выводы;
  • развитие умений работать в паре.

Оборудование:

  • карта природных зон, пейзажи степей и пустынь,
  • рисунки растений и животных степей и пустынь,
  • видеофильм “Разнообразие родной природы”.

Форма урока: урок с использованием базовой модели ТРКМЧП.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Верные – неверные утверждения.

У вас на столах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Внимательно прочитайте и поставьте в колонку “До чтения” букву “В”, если считаете, что утверждение верно и букву “Н”, если считаете его неверным.

После окончания индивидуальной работы путем подсчета поднятых рук выясняем мнения учеников и фиксируем на доске. Желающим предлагается обосновать свою точку зрения.

Верные и неверные утверждения. До чтения После чтения
1. Степные растения за сезон вырастают на 1 метр    
2. Наибольшую трудность для жизни растений в степях и пустынях представляет недостаток питательных веществ    
3. Зима в жарком поясе похожа на лето    
4. Пустынные животные используют вместо воды запасы жира    
5. Самые плодородные почвы – степные черноземы    

2. Стадия содержания:

Давайте проверим наши предположения.

Просмотр фрагмента фильма “Разнообразие родной природы” о засушливых зонах с остановками, чтобы дети успевали делать записи при заполнении Т-таблицы. 1 вариант заполняет графу “Степи”, 2 вариант – “Пустыни”. При обсуждении записей ученики находят общие специфические особенности климата, растительного и животного мира.

Знания Умения Задания Баллы
Засушливые зоны умеренного пояса (степи, пустыни). Специфика зоны степей и пустынь.

Особенности растительного и животного мира.

Умение показывать на карте зоны степей и пустынь;

умение выделять специфические особенности представителей растительного и животного мира засушливых зон;

умение выделять из потока информации нужную;

умение устанавливать взаимосвязь между элементами экосистемы;

умение работать в парах.

Показать на карте зоны степей и пустынь. 2 балла
Участие в работе пары 5 баллов на каждого
Заполнение

Т-таблицы “Засушливые зоны умеренного пояса”

10 баллов
Выступление от пары 2 балла
*Составление пищевой цепи 8 баллов
*Фишбоун “Как приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь” 8 баллов

3. Стадия рефлексии:

3–4 пары презентуют полученные таблицы. Другие пары делают дополнения, задают вопросы, оценивают работу, используя “Критерии оценки таблицы” (см. критерии оценки таблицы Приложение 3)

Каждая пара дорабатывает таблицу, корректирует записи с учетом замечаний.

Возвращение к верным и неверным утверждениям.

Для обсуждения работы в парах предлагается ответить на следующие вопросы:

– Работа в паре помогала или мешала?

– Что необходимо сделать, чтобы в паре работалось легко?

– Какие умения вам понадобились для работы в паре?

Знакомство с вариативными заданиями и критериями их оценки.

Заполнение сводной таблицы “Личный счет” .

Вариативные задания к уроку.

Фишбоун: “Как приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь” (возможный вариант).

  • Растения имеют крошечные листочки или колючки – меньше испаряется влаги.
  • Корни растений уходят в глубь на 15–20 метров – в поисках воды.
  • У многих животных кожа покрыта твердыми щитками – защита от жары и испарения.
  • Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни – спасаются от жары.
  • Пустынные животные обходятся влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира – спасение от жажды.

Вывод: Все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.

Урок № 5. Тропические леса

Цели урока:

знакомство с особенностями животных и растений тропических лесов;

  • формирование умения на основе текста параграфа выделять особенности строения растений, образа жизни животных и находить объяснение этим особенностям;
  • развитие коммуникативных умений (договариваться в группе при подготовке и выдвижении аргументов).

Оборудование:

  • карта природных зон, картинки растений и животных разных природных зон, в том числе и тропических лесов,
  • аудиозапись “Звуки тропического леса”, ножницы, клей, листы бумаги А-3.

Форма урока: урок с использованием базовой модели ТРКМЧП.

Ход урока

1. Стадия вызова:

Детям предлагается послушать аудиозапись “Звуки тропического леса” и создать групповой коллаж “В тропическом лесу”. Для этого используются картинки растений и животных разных природных зон, в том числе и тропических лесов. После завершения работы, группы меняются коллажами, задают вопросы, которые возникли в связи с тем, что они пронаблюдали. После обсуждения необходимо проверить свои предположения, прочитав параграф на страницах 67–69.

2. Стадия содержания:

Чтение параграфа учебника “Тропические леса” с пометками и заполнение таблицы “Инсерт” (каждый ученик заполняет таблицу индивидуально) – инновационная система разметки для эффективного чтения текста. Во время чтения текста детям предлагается следующая система разметки на полях учебника:

“ ” – знал, но забыл.

“+” – никогда бы не подумал, что так бывает! Совершенно новая информация.

“-” – противоречит моим представлениям.

“?” – мало информации по этому вопросу, хотелось бы узнать побольше.

После чтения заполняется таблица, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста

V + - ?
Знал, но забыл. Совершенно новая информация. Думал иначе Непонятно или хотелось бы узнать побольше.

В группах происходит обмен информацией, внесенной в таблицу и проставление баллов в соответствии с критериями оценки таблицы (см. критерии оценки таблицы Приложение 3). 4 ученика озвучивают свои записи, каждый из четырех характеризует одну из колонок таблицы.

Возвращение к коллажу: доработка, внесение изменений.

3. Стадия рефлексии:

Презентация коллажей с внесенными изменениями (см. критерии оценки опорного конспекта Приложение 6).

Знакомство с вариативными заданиями и критериями их оценки.

Заполнение сводной таблицы “Личный счет”.

Знания Умения Задания Баллы
Тропические леса.

Особенности животных и растений, обитающих в тропических лесах

Умение показывать на карте зону тропических лесов;

умение выделять особенности строения растений, образа жизни животных и находить объяснения этим особенностям;

умение задавать вопросы высокого порядка;

умение договариваться в группе, принимать совместные решения

Показать на карте зону тропических лесов 2 балла
Участие в работе группы 5 баллов на каждого
Составление коллажа 8 баллов
Выступление от группы 2 балла
*Фишбоун “Как приспособились растения и животные к жизни в зоне тропических лесов” 8 баллов
*Составление вопросов 2 балла
*Ответы на вопросы 8 баллов

Вариативные задания к уроку.

Фишбоун: “Как приспособились растения и животные к жизни в зоне тропических лесов” (возможный вариант).

  • Очень высокие деревья (с 20 – 10 этажные дома) – тянутся к солнцу.
  • Лианы, орхидеи селятся прямо на ветвях деревьев – на земле не хватает света.
  • Большинство животных живут в кронах деревьев и питаются плодами.
  • Многие животные – ночные обитатели – спасаются от жары.
  • Животные неяркой окраски – спасаются от хищников.

Вывод: Все приспособления связаны с недостатком света в нижнем ярусе тропического леса и дневной жарой.

Урок № 6. Горные экосистемы

Цели урока:

  • знакомство с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы;
  • формирование умения показывать на карте горы;
  • развитие навыков интеллектуальной коллективной деятельности.

Форма урока: урок с использованием базовой модели ТРКМЧП.

Оборудование:

  • карта природных зон, горные пейзажи,
  • рисунки растений и животных, обитающих в горах,
  • фрагменты художественных произведений о горах.

Ход урока

1. Стадия вызова:

Напишите названия природных зон вместо точек:

… – экосистема, где растительность состоит из деревьев, кустарников, трав. деревья.
… – это экосистема, где растительный покров состоит из кустарников, трав, лишайников, мхов, отсутствуют.
… – это экосистема, где отсутствует сплошной травяной покров.
… -это экосистема со сплошным травянистым растительным покровом.
… – это экосистема, в которой по мере подъема в гору происходит смена природных условий.

Примечание: первые четыре вопроса относятся к пройденному материалу, а пятый вопрос к новой теме. Обсуждение полученных результатов.

– А кто-нибудь был в горах? Если нет, то можно задать такой вопрос:

– А кто хотел бы побывать в горах? Почему? Реплики записываются на доске.

Учитель предлагает детям стихотворения о горах. (Приложение 10) Дети пытаются ответить на вопрос: Что характерно для гор?

Действительно ли это так, проверим, читая текст.

2. Стадия содержания:

Чтение текста в группе по цепочке.

Только в горах, стоя на одном месте, можно сразу увидеть и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Они расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте – высотными поясами.

В степной зоне подножье гор занято степями, а чуть выше в лесной – лесами. При подъеме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов с разнообразными травянистыми растениями. Многие из них красиво цветут. Солнце нагревает поверхность земли, а от неё нагревается воздух. Нижние его слои прогреваются сильнее. Горы, как острова, возвышаются над морем тёплого воздуха. На их вершинах снег не тает круглый год, образуя горные ледники.

Растениям трудно жить среди скал: почва образуется медленно, вода быстро стекает по склонам, унося питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы. На зиму высокогорным животным не нужно впадать в спячку или лететь в дальние страны: достаточно спуститься в тот высотный пояс, где теплее и больше корма.

В горах обитают те же животные, что и на равнинах: медведи, суслики, куропатки. Другие животные представлены родственными видами, которые су мели лучше приспособиться к жизни в горах. У горной коровы – яка – такая длинная шерсть, что он круглый год может пастись рядом с вечными снегами. В Южной Америке встречается горный верблюд – лама. Горные козлы и бараны – предки наших домашних – могут взбираться на невероятные кручи, перепрыгивая со скалы на скалу. От них не отстает по ловкости и крупная горная кошка – снежный барс. Горные орлы находят восходящие потоки воздуха, нагретого над скалами, и часами парят в вышине, раскинув крылья.

Учитель выдает каждой группе заранее вырезанные пирамиды – горы.

– Каким образом можно разместить прочитанную информацию о горах в графической форме “Пирамида”?

3. Стадия рефлексии:

Презентация “Пирамид” (смотри критерии оценки опорного конспекта Приложение 6).

– Вернитесь к прочитанным отрывкам из художественных произведений о горах.

– Какую роль играют горы в жизни героя художественного произведения?

– Описание каких уровней гор они называют?

– Какие бы вопросы вам хотелось задать путешественнику, побывавшему в горах? Запишите свой вопрос, используя ромашку Блума, на стикере и прикрепите к доске.

– У кого есть желание ответить на вопрос своего товарища, можете приготовить сообщение к следующему уроку.

А сейчас напишите тезис: “Горы – это…, запишите аргументы (доказательства) потому что…”, приведите пример, сделайте вывод.

Заслушиваются несколько вариантов ответов.

Заполнение сводной таблицы “Личный счет”.

Знания Умения Задания Баллы
Высотные пояса, их отличие от природных зон.

Особенности горных экосистем

Умение различать высотные пояса, показывать на карте горы;

умение анализировать информацию, выбирать главное.

Показать на карте горы 2 балла
Оформление графической формы “Пирамида” 8 баллов
Участие в работе группы 5 баллов на каждого
Выступление от группы 2 балла
Эссе 8 баллов

Вариативные задания.

Возможный вариант заполнения “Пирамиды”.

Урок № 7. Заключительный урок по теме: “Природные зоны”

Цели урока:

  • обобщение знаний о природных зонах;
  • подведение итогов работы над данной темой;
  • формирование умения систематизировать собранный материал, объективно оценивать работы товарищей, акцентировать внимание детей на достижениях.

Оборудование:

  • карта природных зон,
  • выставка творческих работ,
  • таблицы “Портфолио” по теме “Природные зоны” и “Личный счет”.

Ход урока

Сегодня мы подводим итог работы над темой “Природные зоны”. В группе каждый расскажет о своем самом удавшемся задании из вариативной части. Члены группы, внимательно выслушав, должны оценить работу (на столах критерии оценки творческих работ). Каждый подводит итог в таблице “Личный счет”, выявляется ученик, набравший наибольшее количество баллов и подсчитывается общее количество баллов в группе.

  • Работа в группах.
  • Оформление графической формы “Понятийное колесо” – “Наши достижения”.
  • Презентация графической формы.

В течение всех уроков несколько минут выделялось для обобщения опыта работы группы, наиболее эффективно справлявшейся с выполнением задания. Дети рассказывали, что помогало им справляться с заданием быстро и правильно. В связи с этим выявлены победители в следующих номинациях “Самые дружные”:

  • “Лучшие географы”
  • “Знатоки животных”
  • “Юные ботаники”
  • “Самые любознательные”
  • “Самые организованные”

Дети пишут благодарственные письма своим товарищам по группе “Я тебя благодарю…”. Приложение 9

Литература

  1. Вахрушев А.А. Курс “Я и мир вокруг” в 4 частях, Учебник-тетрадь. М.:“Баласс”, 2010.
  2. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя – М.: “Баласс”, 2006.
  3. Вахрушев А.А. “Самостоятельные и проверочные работы” – М.: “Баласс”, 2006.
  4. http://www.svastour.ru/stihi.htm
  5. http://www.mountain.ru/people/tvorchestvo/2003/afuksenidi/
  6. Лекционные материалы курсов повышения квалификации в ИПК и ПРО УР кафедры инновационных технологий.