«Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Разделы: Литература


Познавательные цели: Уметь анализировать описания природы на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Формирование умения строить текст – описание.

Развивающие цели: Развитие способности сознательного использования языковых средств текста в собственной речи. Развитие речевой активности на уроке литературы при изучении художественных текстов.

Воспитательные цели: Воспитание чувства прекрасного к природе через восприятие художественного слова музыки и произведений живописи.

Коммуникативные цели: Совершенствование навыков осмысления эстетической функции слова, владение стилистически окрашенной речью.Научить ясно и понятно выражать свои мысли.

Оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; соната «Лунная» Бетховена, капелла бандуристов «Ревёт и стонет Днепр широкий», «Песня о Днепре» (хор, оркестор). Репродукции картин А.И. Куинджи «Днепр утром» 1881 г., В.К. Бялинский-Бируля «Лёд прошёл» 1930 г., И.И. Левитана «Сумерки. Стога» 1899 г.

Методы и формы проведения: Используется сочетание инструктивно-поискового методов. На этапе контроля знаний вопросно-ответная форма проверки. На этапе изучения нового материала информация учитля, система наводящих вопросов и составление текстов-описаний, текстов-повествований с элементами описания.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», раскрывали образ Тараса Бульбы, сопоставляли Остапа и Андрия, говорили о том, как писатель изображает самые яркие черты народа, говорили о своеобразии национального характера, говорили также о быте и нравах запорожцев. Непосредственно говорили о патриотической теме, которая проходит по всей повести. При чтении повести восхищались красотой украинской природы. Сегодня тема нашего урока «Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Мы с вами окунёмся в мир «волшебных звуков, чувств и дум…».

II. Выступления учащихся.

Выразительное чтение наизусть отрывков из повести «Тарас Бульба».

1. Описание украинской степи. Анализ описания.

– Описание носит лирический характер и насыщенно яркими красками и звуками. Оно полно динамики. Растительный и животный мир степи находит в описании яркое художественное воплощение.

Вопросы к классу:

– Что такое динамика? /Динамика – это то, как автор описывает мир в развитии и движении/.

– Определите яркие художественные детали описания, которые передают динамику. /«Брызнули миллионы разных цветов», «сквозили волошки», «дрон выскакивал», «белая кашка пестрела», «колос пшеницы наливался», «подымалась чайка, мелькает, перевернулась и блеснула»./

– Какие изобразительно-выразительные средства вы можете назвать встречающиеся в данном отрывке?

/Эпитеты: зелено-золотым океаном; высокие стебли; голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрон; пирамидальною верхушкою; зонтикообразными шапками; тонкими корнями; мерными взмахами.

Олицетворение: брызнули миллионы разных цветов; дрок выскакивал; воздух был наполнен.

Метафоры: шапками пестрела, мелькает черную точкою./

2. Описание ночной степи.

Вопросы к классу:

–  Определите, какими звуками насыщенна картина ночной степи? /Треск, стрекотание, свист, темная вереница лебедей, летевших на север, освещалась серебряно-розовым светом./

– Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в данном отрывке?

/Эпитеты: спутанных коней; ночные звезды; бесчисленный мир; блестящими искрами; ночное небо; серебряно-розовым светом.

Олицетворение: пар отделялся.

Метафора: светящихся червей.

Сравнение: что красные платки./

3. Описание Днепра.

– Этот отрывок также насыщен яркими поэтическими деталями, которые позволяют писателю передать свою восторженную любовь к природе родной Украины.

Вопрос к классу:

– Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в данном отрывке? /Эпитеты: холодными волнами спертый. Олицетворения: обхватил, брал, шумел. Сравнение: как море./

III. Выразительное чтение описания июльской ночи самим учителем.

– Ребята, я думаю, вас не может не взволновать описание июльской ночи, отдых казаков после боя. Эти картины даны через восприятие Андрея и передают его внутреннее состояние.

IV. Писатель описывает природу при помощи слов, музыканты, композиторы – при помощи звуков.

А) Сейчас мы с вами послушаем запись песни в исполнении капеллы бандуристов «Ревет и стонет Днепр широкий».

Б) Учащиеся делятся впечатлениями.

В) Звучит «Песня о Днепре» (хор, оркестр).

Г) Учащиеся делятся впечатлениями.

V. – Предлагаю вам немного помечтать под мелодию «Лунной» сонаты Бетховена.

А) Прослушивание 14-й «сонаты («Лунной») Бетховена.

Б) А теперь расскажите, какие фантазии, мысли навеяла вам эта соната.

Слушаем один-два рассказа…

VI. – Ребята, вы, наверное, заметили, что в кабинете нас окружают прекрасные пейзажи.

Перед вами репродукции картин И.И. Левитана «Сумерки», «Стога», В.К. Бялынского-«Бируля» «Лед прошел», А.И. Куинджи «Днепр утром».

1. – Я бы хотела рассказать вам о жизни Архипа Ивановича Куинджи. А.И. Куинджи (1841-1910) – замечательный русский художник пейзажист второй половины 19 века, один из самых таинственных художников. Он загадал такие загадки, которые не могут отгадать до сих пор.

Грек по национальности, родом из г. Мариуполя (город на Украине), Куинджи происходил из беднейшей среды. Имея страсть к живописи он рисовал, где только мог и на чем только мог. Благодаря своему упорству, Куинджи в 1868 г. получил звание свободного художника и отдался любимому делу. Вскоре он стал известным художником и самостоятельным человеком. Но и тогда жил очень скромно и все свои средства отдавал искусству.

А.И. Куинджи очень любил природу и стал ее певцом. Им написаны такие картины, как «Украинская ночь», «Степь», «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром» и другие.

2. – Ребята, давайте с вами рассмотрим репродукцию картины Куинджи «Днепр утром», написанную в 1881 г.

Вопросы к классу:

– Какое чувство рождает этот пейзаж? /Пейзаж рождает чувство восхищения поэзией летнего утра, его тишиной, величием и таинственностью бесконечной вселенной/.

– Какие неповторимые минуты по своей красоте нашёл А.И. Куинджи в утренней природе?

– С помощью каких изобразительных средств художник передал впечатления летнего утра? /Это впечатление передаётся с помощью красок, очертаний и линий. В картине преобладает холодная голубоватая гамма цветов, но также мы видим зелень/.

– Действительно, зелёный цвет передаёт нам красоту летнего утра, а голубоватые краски - прохладу. А что ещё помогает передать прохладу летнего утра? /уманные, расплывчатые очертания предметов на берегу/.

– Как вы думаете, ребята, что хотел выразить А.И. Куинджи своей картиной? /Он хотел выразить свою бесконечную, безграничную любовь к родной природе, такой простой, понятной, но в то же время такой могучей и таинственной/.

Вывод: живописец говорит с нами не языком слов, как писатель, а языком линий и красок, но, как и писатель, стремиться убедить зрителя в том,о чём думает сам.

VII. Каждый ученик знакомит одноклассников со своим рисунком и рассказывает, что он изобразил.

Некоторые сочинили стихотворение, читают их наизусть.

***
Солнце светит над горами,
Волны плещут над берегами.
Весь день с криком летают чайки
Над высокими волнами.
Рахимова Ляйля

***
Сверкает Днепр вдалеке –
И в воздухе захолодело.
До Сечи уж не далеко
Она видна как на ладони.
С коней своих сошли казаки,
Подплыли к берегу Хортицы
Была та Сечь подобно птице,
Переменившая свое жилье.
Халилова Гульназ

***
Тихо плывет луна
На темном небе.
Какие секреты скрываешь волна
В глубоком Днепре?
Аскарова Алия

VIII. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатуру на тему «Описание природы на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».