Развитие познавательной активности и творческих способностей воспитанников средствами музейной педагогики

Разделы: Работа с дошкольниками


Концептуальная модель создания единого образовательного пространства нашего дошкольного учреждения предполагает организацию педагогического процесса, обеспечивающего развитие познавательной активности и творческих способностей воспитанников как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности. Очевидно, что этого можно достичь только при высокой мотивации ребёнка к этим разнообразным видам деятельности.

Справиться с данной стратегической задачей нам видится возможным, в том числе и средствами музейной педагогики, которые позволяют по-новому осмыслить дидактические, практические и коммуникативные условия, имеющиеся в ДОУ, расширить их, обеспечив тем самым свободное проявление способностей ребёнка на практике.

Посиделки Жниво

(Русская обрядность с использованием фольклорных традиций, в мини – музее “Русская изба”)

Декорации: Центральная стена оформлена панно, изображающим горницу русской избы. Его дополняют предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамья, вышитые полотенца, плетеные кружева, деревянные расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки, глиняные свистульки, в красном углу икона, рядом сноп – “борода” – из срезанных колосьев ржи (пшеницы, ячменя), оформленный цветами (венок), длинное полотно для состязательных игр, колоски в пучках (по количеству детей), русские народные инструменты. Все участники, взрослые и дети, одеты в русские народные костюмы.

Дети и Ведущий (хозяюшка) заходят свободно, приплясывая по русскую народную музыку в зал. Дети садятся на свои места, девочки и мальчики. Мальчики встают и кланяются (русский поклон):

Здравствуйте, красны девицы! Девочки (ответный поклон):

Здравствуйте (молодцы хорошие!), красны молодцы! Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! (русский поклон). Здравствуй, мои детушки! (поклон). Милости просим к нам в избу, в старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице “от скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие свистульки, ложки, да плошки из дерева вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы собрались сегодня в моей горнице на посиделки.

Мальчик ст.гр.:

Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый цветет.
Под калиновым кусточком
Наша Катя платье шьет.

Девочка ст.гр. (сидя на скамье с рукоделием):

Иголка, иголка и ты не тонка и не колка,
Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

Хозяюшка: В народе говорили: “Какова пряха, такова на ней рубаха”.

Вместе несколько детей:

Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.

2 ребенок:

Красна девица звонка ткала,
Тонко пряла, бело белила,
На солнышке сушила,
За концы таскала,
Людям дарила.

Песня “Прялица”

(на проигрыш ложки)

1. Прялица, прялица напряди красавица
Сто мотков, сто мотков для рубашек и штанов.

2. Прялица, прялица напряди красавица
Разноцветные ковры небывалой красоты

В конце

Виноград, да виноград,
Ягоды, да ягоды.

Ребенок:

А у Марьюшки во саду дивный виноград растет, да ягоды спелые, наливные.

Песня “(Виноград расцветает) виноград у нас во саду растет”

Хозяюшка: Много сложено пословиц о трудолюбии. Давайте их вспомним. Ребята с места говорят пословицы:

– “Дело мастера боится”.

– “Без дела жить – только небо коптить”.

– “Маленькое дело лучше большого безделья”.

– “Есть терпение – будет и умение”.

Хозяюшка: А я вам другую пословицу напомню: “Спишь, спишь, и отдохнуть некогда”. Про кого это сказано? (дети отвечают).

Сценка (заняты трое детей)

Первый: Не колода – лодырь, не пень.

Второй: А лежит целый день.

Первый: Не жнет и не косит,

Вместе: А обедать просит.

Второй: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит (отворачивается, лежа на скамье).

Первый: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка? (садится, показывает ложку).

Первый и второй (вместе): Хочешь есть калачи, не сиди на печи! А работай!

Хозяюшка: Весело поется, весело и прядется.

Двое-трое детей усаживаются с рукоделием. Взрослые поют “Молодая пряха”.

Хозяюшка: Не засиделись ли мы за работой? (Заведем песню звучную, пустим голос дубравою). Поиграем на инструментах, распотешимся. (Песня “А я по лугу” с хороводными движениями). И затем идет игра на Русских инструментах (дети сами берут инструменты).

1 ребенок: Хорошо играли, а почему бы нам добрым молодцам, да красным девицам, не сплясать.

2 ребенок: Веселей-ко бей ногами, и пляши-ко вместе с нами, Ой-ли, ой-ли-лель!

1 ребенок:

Поплясать еще изволь этак! Этак!
Да вот так, то-ли, сё-ли, ну и что ли!
Вместе ст.гр. и подг.гр. Русский танец парами.

Хозяюшка: А вы знаете, как раньше за водой ходили, воду брали из колодца чистую, студеную, а носили воду чем? (загадка)

Горбатый кот Маше плечи трет,

С самого утра пошел со двора.

На берегу валялся, а в воде не купался (коромысло). Хозяюшка: Сходим за водицею, чистую наберем, да песню заведем. Инсценируем песню “Пошла млада за водой”.

1 ребенок: На заваленке, в светелке,

Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

2 ребенок:

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

3 ребенок:

Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет,
Как и нынче, мы общались –
Без общенья жизни нет.

4 ребенок:

А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки,
Были праздником души!

Хозяюшка: Посиделки да простые у нас, зато игры веселые, озорные, игру начинайте, в круг вставайте. Игра “Гори-гори ясно”, (платок красный).

Хозяюшка: Собрали колосья с поля жнецы, да положили на красное место в доме, чтоб урожай был, да достаток в доме. Слышите, жнивная песня звучит.

Жнивная песня – шествие

Пожинаем, пожинаем,
Урожай мы собираем.
Матушке земле поклонися,

Пшеница, ячмень, овес уродися. Присоединяются взрослые, поют жнивную песню. Девочка со снопом в руках обращается к другим детям:

– Ну, вот и осень пришла, в каждый дом урожай принесла,

– Да, поработали мы все на славу. А силы-то у нас остались?

– Выходите, игру заводите!

Игра “Косые огороды”

Выходит девочка со снопом.

1 ребенок:

– Пора, пора нам всем домой идти –
Потеряла заря ключи, на дворе-то темнеет.

2 ребенок:

– Не катится мое солнышко, не катится мое красное,
Мне домой далеко идти, лучик свой мне подари!
Пойду, млада, я дорогою, дорогою широкою.
Пущу голос дубравою,
Пусть услышит моя маменька
С высокого терема, в окошко глядучи.
Пора, пора домой идти.

Хозяюшка: Ну вот, пока веселились, и пироги подоспели с пылу, с жару,

Угощайтесь! Уводит детей в группы на чаепитие и приглашает гостей на пироги.

Хозяюшка: Гости дорогие не стесняйтесь, пирогами вкусными угощайтесь!