Интегрированное занятие в подготовительной группе "Полет на Марс" на развитие элементарных математических представлений и обучение грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Закрепить овладение детьми действий моделирования отношений между числами, возникающими при сопоставлении числа 10 из двух меньших.
  2. Закрепление действия моделирования отношений между числами числового ряда при помощи модели логического “древа”.
  3. Обучение детей построению модели “часть – целое” в процессе решения арифметических задач.
  4. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов.
  5. Закрепить представление о предложении, умение проводить графическую запись предложения.
  6. Учить подбирать слова на заданный звук.
  7. Развивать мышление, воображение, память, внимание.
  8. Воспитывать у детей учебно-коллективные взаимодействия.

Материал: Космический корабль из крупного конструктора, снаряжение, модель состава числа “окошечки”, модель часть-целое, модель логического древа, цифровые карточки, марсианские насекомые, макеты звезды, планет, карточки со словами для головоломок, фишки для звукового анализа слов, карточки с буквами, магнитофон, микрофон.

Ход занятия

Дети заходят в зал, слышат голос (в микрофон) “Внимание! Внимание! Мы, жители планеты Марс в опасности, межпланетное чудовище захватило нас в плен. Помогите! Помо…”

Связь прервалась.

Чудовище: Ха-ха-ха!

Воспитатель: Как вы считаете, нужно помочь марсианам? На чем полетим?

Дети: На ракете, космическом корабле…

Воспитатель: Сначала нужно выбрать командира нашего корабля и спросить разрешения у командующего полетом.

Командир: Товарищ командующий полетом, разрешите нам воспользоваться космическим кораблем для полета на Марс.

Командующий полетом: Разрешаю.

Воспитатель: Надевайте кислородные баллоны. А для чего нужны кислородные баллоны? (ответы детей) Экипаж к полету готов? Ребята, нам нужно выполнить инструкцию для запуска корабля, без её выполнения мы не взлетим. Дети читают инструкцию.

“Для взлета корабля нужно набрать код числа 10 с помощью “линеек с окошечками”.

Дети берут “линейки” и составляют варианты числа 10 из двух меньших, т.е. состав числа 10.

Рисунок 1

Каждый ребенок называет вариант, если есть одинаковые, то подбирают другие, иначе корабль не взлетит.

Воспитатель: Инструкция выполнена? Счастливого пути!

Звучит спокойная музыка. Корабль летит на Марс.

Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели, но на планете Марс нас могут подстерегать неожиданности и опасности, будьте осторожны.

Дети выходят из корабля.

Воспитатель: Посмотрите, как ярко светят звезды, как здесь красиво. А это что, как вы думаете?

Дети: Спутники, планеты, другие космические корабли.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сколько у Марса спутников, а как они называются? Дети: “Деймос” и “Фобос” и они означают “Страх” и “Ужас”.

Чудище: (в микрофон) Ха-ха-ха! Вам все равно не спасти жителей Марса, я их спрятал и заколдовал. Ха-ха-ха!

Воспитатель: Ну что ж мы не привыкли отступать! Вперед, в путь!

Кто это нам встретился на пути?

Дети: Это такие насекомые.

Чудовище: Ни кто не сможет пройти мимо Марсианских насекомых, они злые потому, что не могут найти свои домики.

Дети и воспитатель решают, что нужно предпринять. Насекомые заблудились и не могут найти нужную “дорожку”, чтобы попасть в свои домики.

Перед детьми лежит логическое “древо” (на большом ватмане)

Рисунок 2

Воспитатель: Посмотрите, какими знаками обозначены “Дорожки”? (>15, <13)

Посмотрите на насекомое. Интересно, что можно у них сосчитать?

Дети: Лапки.

Воспитатель: Почему вы на эту дорожку поставили? Дети пересчитывают лапки у насекомых и соответственно знакам раскладывают их по “дорожкам”.

Запомнили, на какую дорожку поставили? Кто на верхнюю, одна команда, кто на нижнюю– другая. Таким образом, у нас получились две команды.

Чудовище: Ха-ха-ха! Если вы не придумаете задачи про звезды, жителей не спасете! А я погашу все звезды во Вселенной!

Воспитатель: Ребята, справимся? Чтобы быстрее справиться з заданием: одна команда придумывает задачу на сложение, другая на вычитание.

Придумывают, договариваются в микрогруппах “командах”. Садятся за столы, решают задачи на моделях “часть – целое”.

Рисунок 3

Рисунок 4

Целое минус часть равно часть.
Часть плюс часть равно целое.
Затем заменяют эти модели цифрами.

Например: “В небе светилось 10 звезд, 3 звезды погасло. Сколько звезд осталось на небе?” Одна команда решает на вычитание, другая на сложение.

Дети выбирают, кто решает у доски, рассказывают условие, вопрос задачи, “читают” решение по модели “часть –целое”, затем цифрами. Повторяют вопрос и называют ответ.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились с заданием, можно и отдохнуть.

Физминутка:

Прилетели мы на Марс, Здесь приключения ждали нас. Команда наша молодцы, Храбрецы и удальцы. Чудовища не испугались, Марсиан спасти старались. Сейчас немного отдохнем, Новой силы наберем. Мы злодея победим, марсиан освободим.

Чудовище: Рано радуетесь! Ну попросите меня грамотно, может и отпущу.

Воспитатель: Ребята, как можно послать сообщение чудовищу, чтобы он отпустил жителей Марса? (Дети предлагают разные варианты, но останавливаются на телеграмме)

Садятся за столы и выполняют задания: Члены команды договариваются и составляют предложения, одна команда выполняет графическую запись предложения из 4-х знаков, другая из 5-ти знаков, зачитывают.

Игра “Живое предложение”.

Дети договариваются, кто из членов команды будет обозначать какое слово, а кто будет точкой. (3 слова и точка, т.е четыре знака). В другой команде 4 слова и точка, т.е. пять знаков. Значит нужно прибегнуть к помощи члена другой команды. Озвучивают составленные предложения.

Чудовище: Справились! Но вы ни когда не отгадаете, что самое дорогое для жителей планеты Марс?

(Дети рассуждают и приходят к выводу, что самое дорогое, это “ЖИЗНЬ”)

Чудовище: Не вижу слова, не вижу! Ха-ха-ха!

Воспитатель: Ребята, Слова, которые мы произносим, из чего состоят?

(Дети отвечают, что из звуков)

А что мы можем эти звуки сделать, что бы Чудовище увидело эти звуки? (Дети предлагают обозначить звуки фишками)

Проводится звуковой анализ слова ЖИЗНЬ. (Сколько гласных и согласных мягких и твердых звуков, столько и фишек). Гласные звуки-красные фишки, согласные твердые – синие фишки, согласные мягкие звуки – зеленые фишки).

Рисунок 5

Затем проводится замена фишек буквами.

Дети объясняют правила написания “жи–ши” и мягкого знака после согласного звука.

Чудовище: А-а-а-а-а, мои силы на исходе, вы сильные соперники. Но вы никогда не узнаете, где спрятаны жители и не спасете их. Вам никогда не отгадать зашифрованного слова.

Чудище “подбрасывает” новое задание для каждой команды.

Даны ключевые схемы звукового состава 2-х слов. Два набора картинок – (сапог, кот, арбуз, ложка, акула), и (сапог, валенок, облако, бабочка, окно, дом, арбуз). Дети расшифровывают слова. Для этого нужно выделить первый звук в словах и обозначить его соответствующей буквой. Затем из букв составить слова. При расшифровке получаются слова Скала и Свобода.

Воспитатель: Дети, а какое отношение ко всему происходящему имеют слова “Скала” и “Свобода”?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что жители спрятаны в скале, а слово свобода означает, что они свободны.

Чудовище: Вы победили! (Слышится звук открывающейся металлической двери)

Воспитатель: Ребята, вот мы и спасли жителей, но мы не можем ждать пока жители выйдут из скалы, у нас заканчивается кислород и нам пора домой.

А где наш дом? (дети отвечают, что на планете Земля).

Экипаж возвращается на космический корабль.

Воспитатель: Экипаж к полету готов? Приятного полета. звучит приятная музыка. Во время полета проводится беседа. Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, что нового о себе вы узнали или какие новые качества вы в себе открыли, какие чувства? Я поняла, что я смелая.

(ответы детей).

Корабль приземлился, капитан докладывает командующему полетом о выполненной миссии.

Звучит голос. (Жители планеты Марс благодарят экипаж за свое спасение.)