Урок окружающего мира "Леса России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • формировать у учащихся представление о лесной зоне;
  • знакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
  • знакомить с растительным и животным миром;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;
  • воспитывать в детях любовь и бережное отношение к Родине, родной природе, родному краю.

Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, плакаты с изображением изучаемых объектов, запись “Звуки леса”, первый куплет и припев песни “Лесной марш” (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся им и друг другу. Пригласим наших гостей принимать участие в наших минутках отдыха.

Сегодня мы продолжим наше долгое путешествие по природным зонам нашей огромной страны. Вчера мы были в тундре. Там было холодно. А теперь движемся к югу. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Светит солнышко. Стало теплее. Согрелись?

Звучит первый куплет песни “Лесной марш” (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.

- В этом куплете песни спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В песне говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

- Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - “Леса России” (записать на доске и в тетрадях).

- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

- Посмотрите на карту. Как вы думаете, каким цветом обозначена эта зона на карте? Почему? А почему присутствуют разные оттенки зеленого? Может быть это разные зоны? И почему мы говорим леса (во множественном числе), а не лес? Возникла проблема. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые?

Зона лесов очень большая, значит, путешествовать мы будем на вертолёте.

II. Работа над новой темой. Работа с учебниками, рабочими тетрадями.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена темно- зеленым цветом).

В каком тепловом поясе она лежит? (Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето).

Какая у зоны лесов земная поверхность? (Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье).

Какая она в сравнении с другими природными зонами? Эта природная зона - самая большая).

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (В этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее).

- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне)

- Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (закрепление карточки на стенной карте).

- А чем полезны для здоровья хвойные растения?

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

- Сейчас мы изучим смешанный и широколиственный лес.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (закрепление карточек на карте). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (рисунок).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (рисунок).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (закрепление карточек на стенной карте). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы.

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у нег каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена). И среди широколиственных растений есть лекарственные – липа, дуб и др.

- Спасибо вам за проделанную работу. Прежде, чем продолжать работу, проведем физкультминутку.

III. Физкультминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

IV. Продолжение работы по теме

- Прежде, чем продолжить путешествие, выполним упражнения для глаз.

1) И.п.- сидя. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

Повторять в течение 10-15 сек. (Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз).

2) Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

3) Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 4 раза.

1. Рассказ о животном мире лесов

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок, закрепление карточек на карте). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь ~ всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина “Птицы лесной полосы”). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых — жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

2. Работа в рабочей тетради

С. 31, №2

- Прочитайте.

- Используя текст учебника, заполните таблицу.

- Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)

- Запишите их названия в таблицу.

- Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, липа, лиственница.)

- Запишите их названия в таблицу.

- Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа, ясень, вяз.)

- Запишите их названия в таблицу. С.32,№3

- Прочитайте.

- Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (5, 1, 4, 5, 2.)

Взаимопроверка по учебнику с. 33, № 5

- Прочитайте.

- Найдите семь животных, которые спрятались на этом рисунке. Раскрасьте их.

- Запишите названия животных, которых смогли отыскать. (Летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.) Взаимопроверка с. 33, № 6

- Прочитайте.

- Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки. (4, 3, 5, I, 2.)

Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 34, № 7

- Прочитайте. Составьте цепь питания, характерную для тайги. Взаимопроверка.

V. Проверка знаний и умений

1. Фронтальная работа.

По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры)

- А теперь давайте сравним зону лесов с зоной тундры.

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали. (Заслушивается ответ ученика и дополнения класса)

- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. Дикие северные олени обычно живут стадами.

- В тундре добывают нефть и природный газ.

- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

4. Индивидуальная работа по карточкам.

1) Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

2) Назови птиц тундры (по картинке). Что их объединяет?

3) Назови растения и животных тундры

Смогут ли растения леса расти в зоне тундры? Почему? (Вспомните вчерашнюю берёзку)

- Что дают нам леса? (Чистый воздух) А может ли человек жить без воздуха? Чистый воздух – это ваше право на жизнь, о котором записано в “Конвенции о правах ребенка”

Минутка релаксации (слушаем “Звуки леса” - возвратились в зону лесов)

VI. Закрепление

- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес. широколиственный лес). Запишем это в схеме.

- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).

- Используя учебник (с. 100, 101), запишите две-три цепи питания, характерные для леса. (С. 34 тетради, задание 7):

растения —> заяц-беляк —> рысь; растения —> мышь-полевка —> соболь.

- Ребята, а скоро Новый год. У нас есть традиция – на Новый год ставить дома елку. (Вспомним слова Шарика: “А мне жалко елки рубить. Это только для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки. На них сидеть модно. А зайцам что делать?

И еще: дядя Федор посоветовал Шарику охотиться с помощью фоторужья. Кто из писателей “Охотился” с помощью наблюдений?

- Виталий Бианки и Михаил Пришвин). Вспомним песню, с которой начинался наш урок. Прослушаем припев песни. Что обещают ребята? (Сбережем леса). Если не будет лесов, мы с вами не сможем существовать (Учитель говорит о бережном отношении, о посадке растений и т.д.)

Выполнение теста с 30-32.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Наше путешествие подошло к концу. Спускаемся на землю, возвращаемся в класс. Подведем итоги урока.

Выставление оценок.

- Продолжите мои предложения:

- Сегодняшний урок ...

- Мне понравилось ...

- Моё настроение...

Домашнее задание: Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (с. 98-105). Задание 1 (с. 105). Выполнить задания № 8, 9 в рабочей тетради (с. 34).

Приложение 1

Приложение 2