Русская кукла как элемент воспитания. Выполнение куклы – лошадка

Разделы: Технология


Цели и задачи урока:

Основная цель – приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности. Программа "Русская традиционная кукла" способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей, многим поможет в социальной адаптации.

Цель достигается решением следующих задач:

  • Образовательные задачи дают развитие личности ребенка, через вхождение его в мир русской культуры со знанием истории своего народа. Понятие о народных промыслах как ремесле способствует профориентации старшеклассников.
  • Приобщение к народному творчеству и народным традициям формирует в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм…..

Инструменты и материалы для работы: ткани для изготовления куклы, нитки, ножницы.

Межпредметные связи: литература, история, геометрия, искусство.

Ход урока

I.Организационный момент

– Приветствие

– Проверить присутствующих в классе

Проверить готовность учащихся к уроку

II.Сообщение темы урока.

III.Физкультминутка (гимнастика для глаз)

IV.Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

  • Что Вы знаете о кукле? Когда она появилась, какие материалы используются для изготовления куклы?
  • Как Вы думаете, сможем ли мы сейчас на уроке сделать куклу?

Исторический очерк по теме: “Русская кукла”.

КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.

Кукольное ремесло сохранило знание о том, что человек способен творить волшебные вещи, оживлять и одушевлять простые предметы, делая их своими помощниками, и радовать своих близких. Традиционные куклы соединяют в себе игровое и обережное значение, и то и другое для человека очень важны.

Кукла творится по образу человека и содержит в себе характерные черты культуры создающего ее народа. Русские традиционные куклы передают образ мира наших предков, в котором главным было представление о том, что у человека есть душа, а у души есть потребность звучать, играть и летать. Те события, переходы, обряды и явления мира природы, которые отражены в разных куклах, складываются в именно такой образ мира, в котором эти потребности души могут воплотиться.

Дети, играя с куклами, отыгрывают действительную жизнь, учатся жить в той культуре, которая отражена в игрушке. А взрослые, глядя на играющих детей, вспоминают это счастливое состояние и даже могут в него возвращаться. Не зря нам кажется, что жить играючи – это что-то очень близкое к мечте.

Если в вашем доме поселились куклы, или вы подарили куклу близкому человеку – значит, в мире стало чуть больше места, где может жить душа, и у вас появились помощники, которые делают вашу жизнь лучше и счастливее.

Презентация №1. (Просмотр слайдов)

Формирование знаний и умений. Объяснение + показ практических приемов.

Сегодня на уроке мы изготовим куклу – лошадку. Подробный показ.

Презентация №2. (Просмотр слайдов)

VI. Продолжение формирования знаний и умений.

Практическая работа: “Изготовление русской народной куклы” (по инструкционной карте).

Сейчас мы сделаем куклу. Выполним аккуратно, с любовью! У каждого из вас есть лоскутки, нитки, т.е. все материалы для работы. Из них вы и сделаете эту куклу! Каждый из вас в изготовление своей куклы вложит всю душу. У каждого из вас она получится своя, особенная. Вот по этому, наверное, куклы, выполненные своими руками, индивидуальные, и дороги каждому ребенку. Удачи!

Инструкционная карта “ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ – ЛОШАДКА”– раздается на каждый стол, на экране показ презентации.

VII. Закрепление знаний, умений.

Беседа.

  • Что такое кукла – оберег? (Охраняет от дурного глаза, отводит беду)
  • Почему играли в самодельные куклы? (Делались из маминой рубахи, хранили мамино тепло)
  • Из каких тканей делалась кукла? (Х/б)
  • Как подготавливалась ткань к работе (В старину ножницы не применялись, ткань рвалась руками.)
  • Какие нитки применялись? (Крепкие)

VIII. Самоанализ урока.

Ребята оценивают выполненную работу

IX. Домашнее задание.