Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мотивационной готовности к деятельности на основе лоскутной терапии

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Теоретическая интерпретация

Опыт формировался в условиях группы муниципального дошкольного образовательного учреждения в течение 3-х лет, а также опираясь на практическую деятельность кружка “Волшебная лента”.

Актуальность опыта

Считаю, что готовность дошкольника к деятельности – это основанная на интересе сформированность определённого уровня социальных умений, психических функций, личностного развития и определённый уровень состояния здоровья ребёнка.

Автор считает актуальной выбранную тему, так как от сформированности готовности детей к деятельности во многом зависит успех интеллектуального развития и развития творческих способностей ребёнка. На протяжении всего дошкольного детства интенсивно формируется интерес к окружающему миру. Эстетические чувства проявляются в рисовании, лепке, аппликации. Происходит овладение соответствующими умениями и навыками.

На занятиях по аппликации автор использует не только цветной картон и бумагу, но и кусочки ткани, различные по цвету и фактуре, нетканые салфетки, нитки, ленты. Это позволило расширить кругозор детей, развить их осязательное восприятие и вызвать живой интерес к процессу создания образов способом аппликации. При этом необходимо помнить, что особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой, а значит и со всей жизнью дошкольников. Ведь игра – это основной вид их деятельности, а основная мотивация – интерес.

Автор опыта считает, что развитие у детей дошкольного возраста мотивационной готовности к деятельности имеет большое значение для развития интеллектуальной и творчески полноценной личности ребёнка. А использование лоскутной техники в различных видах деятельности помогает формировать именно такую личность.

Новизна опыта

Для того чтобы приступить к работе, автор изучила и систематизировала разнообразный материал по изготовлению работ из лоскутков ткани, атласных лент, включила новый вид материала для поделок – нетканые салфетки. Разработала перспективный план по использованию лоскутной техники в практической деятельности детей, с учетом возрастных особенностей и адаптировала в условиях работы с детьми в ДОУ.

Теоретическая основа

В своей работе автор опирается на теорию Л.А. Венгера о развитии творческих способностей.

Её суть: все основные виды деятельности, которыми овладевает ребёнок в дошкольном возрасте, носит моделирующий характер. Это относится и к продуктивным видам деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Совершенствовать стремление осуществлять свой замысел до конца на основе работы с лоскутной техникой.

2. Задачи, стоящие перед автором.

Цель: Создание условий для формирования мотивационной готовности к творческой деятельности, основываясь на интересе детей с помощью лоскутной техники, работы с лентами и неткаными салфетками;

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику руки.
  • Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение);
  • Способствовать развитию детского творчества, оформительского навыка при создании композиций;
  • Воспитывать эстетический вкус при создании композиций и использовании результатов труда для оформления группы, игр;
  1. Технология опыта.

Принципы работы автора:

  • Уровень подготовки педагога, его творческое мастерство, любовь к детям, обеспечивает глубокое, систематическое усвоение знаний и овладение навыками;
  • Система знаний должна предполагать развитие всех познавательных процессов, творческих способностей, интереса к деятельности;
  • В работе необходимо учитывать уровень развития познавательных, психических процессов, которые формируются у детей той возрастной группы, в которой работает педагог;
  • Занятия должны быть осознаны детьми, вызывать у них интерес к предлагаемой деятельности;

Разнообразие методов и приёмов:

Процесс воспитания и обучения осуществляется различными методами и приёмами. Существует разнообразная классификация методов. Какие методы использовать в своей работе решает сам педагог. Но необходимо понимать, что выбранные методы должны соответствовать:

  • общей цели и задачам воспитания и обучения;
  • специфике вида деятельности;
  • возрастным особенностям детей;

Также необходимо понимать, что “чистых” методов не бывает. “В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в друга.… И если мы можем в данный момент сказать об использовании определённого метода, то это лишь означает, что он доминирует на определённом этапе”. (Ю.К.Бабанский)

В своей работе автор использует методы и приемы, которые соответствуют специфике продуктивных видов деятельности как форме наглядно – образного отражения окружающего мира.

Игровой метод

Ещё древние педагоги заметили, что обучение детей более качественное и доступное, если оно им интересно. Достичь этого можно путём широкого включения в занятия игровых приёмов, игровых ситуаций. В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А. В. Запорожца, обнаружено, что процессы мышления и воображения протекают наиболее успешно в игре. Активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей, если этот познавательный материал включён в игровую деятельность.

Как отмечает З.М. Богуславская, игровые мотивы оказываются более действенными, чем мотивы любой другой продуктивной практической деятельности. Игровые приёмы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.

Одной из разновидностей игрового метода являются познавательные игры, игры путешествия, специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Например, игра – путешествие “Заколдованный фонтан”, где дети, путешествуя, выполняют задания колдуна, получают ключ и расколдовывают фонтан, освобождая капельки воды. (Приложение 1).

Объяснительно-иллюстративный

Это способ объяснения и показа изготовления поделки воспитателем. Его цель – создать у детей представление о последовательности изготовления работы. При демонстрации продумывается место показа, размер и цвет листа, ткани. Восприятие организуется различными способами. Данный приём используется при изготовлении новой поделки. Воспитатель объясняет и показывает приёмы, последовательность изготовления работы. Дети воспринимают, фиксируют в памяти полученную информацию, а затем выполняют работу.

Например, при изготовлении объёмной розы из лент воспитатель показывает приёмы и сопровождает рассказом: “С помощью нити и иглы выполняем основу в виде пятиконечной снежинки. Закрепляем ленту в центре неё и производим переплетение ленты и нити по кругу. Получается роза” (Приложение 2, Рисунок 5).

Проблемное изложение

Этот метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Педагог озвучивает проблему, и показывает путь её исследования.

Например, воспитатель говорит, что зайчиха просит помочь приготовить подарки зайчатам. Затем педагог предлагает изготовить красивые салфетки и предоставляет карты с порядком выполнения работы (Приложение 2, Рисунок 1).

Частично-поисковый (эвристический)

Педагог руководит рассуждениями детей. Дети различают и решают проблемные ситуации, пытаются анализировать, сравнивать, делать выводы.

Например, педагог рассказывает историю о весёлом щенке, который однажды порвал свой мягкий коврик. И с тех пор он загрустил, скучает по любимому коврику. Воспитатель спрашивает у детей, как помочь щенку – ставит перед ними проблему, помогает рассуждать, анализировать ситуацию и сделать вывод. Потом дети изготавливают коврики, практически решая проблему.

Словесный метод

Это чтение стихов, рассказов, загадок. Применение этого метода позволяет обогатить знания детей об окружающем мире, формировать способность к воссозданию словесного образа, углубить эмоционально – эстетическое впечатление. Цель метода – заинтересовать детей, вызвать желание выполнять задание, вызвать эмоциональную отзывчивость.

Например, при выполнении аппликации “Игрушечный мишка”, воспитатель в начале занятия загадывает загадку, отгадав её, дети узнают, кто же придёт к ним в гости (Приложение 2, Рисунок 2).

Моделирование

Изготовление поделок используя выкройки частей работы и демонстрационные карты с последовательностью выполнения работ.

Его цель – развивать умение из частей выкройки собирать цельный образ, развивать пространственное мышление, воображение, память.

Использование этого метода основано на исследованиях психологов о развитии деятельности в дошкольном возрасте. Установлено, что все виды деятельности, которыми овладевает ребёнок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер. И поскольку дети не могут самостоятельно нарисовать формы, так как в силу своего возраста не имеют достаточного навыка и полноценного осознания формы, то автор опыта предоставил готовые формы, выкройки и демонстрационные карты с последовательностью выполнения работы.

Первоначально необходимо научить ребёнка работать по демонстрационным картам: определить начало или заготовку, её вид, дальнейшее последовательное изготовление.

К примеру, при изготовлении салфетки используются демонстрационные карты с пошаговым выполнением работы. Смотря на карту, ребёнок выполняет по порядку каждый шаг, представленный на образцах (Приложение 2, Рисунок 1).

Последовательность усложнения приёмов работы с кусочками ткани, неткаными салфетками. Тематика занятия (Приложение 3)

Перспективный план работы кружка “Волшебная лента” (Приложение 3)

Формы организации деятельности детей

  1. Занятие – основная форма организации обучения дошкольников. На занятиях дети систематически усваивают знания, приобретают умения и навыки, у них развиваются творческие способности. На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развиваются интеллектуальные и творческие способности.

Автор использовал в своей работе разные типы занятий, в зависимости от познавательной деятельности детей и поставленных задач:

  • Занятие по ознакомлению детей с новыми способами изготовления работ из лоскутков ткани, атласных лент и нетканых салфеток;
  • Занятие по закреплению навыков по изготовлению поделок;
  • Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Они используют изготовленные ими атрибуты для игр, декорации в творческих показах, сюжетно – ролевых играх (Приложение 1);

Проведение разных типов занятий способствует реализации проблемы обучения, развитию самостоятельности, творчества, а использование на занятиях нетрадиционных материалов вызывает больший интерес к деятельности и развивает готовность ребёнка выполнять предложенное ему воспитателем и фантазировать.

  1. Игра – путешествие – предполагает использование полученных знаний и изготовленных заранее детьми атрибутов для игр. Игровая форма облегчает как усвоение материала, так и его закрепление и использование. Такая деятельность позволяет повысить интерес к решаемым задачам, активизирует детей, помогает эмоционально принять и осознать образы, включённые в игру. Она способствует развитию образного мышления, воображения, творческих способностей (Приложение 1).
  2. Самостоятельная деятельность детей – осуществляется в свободное от занятий время и возникает по инициативе ребёнка. Созданный в группе уголок художественного труда, стимулирует и обеспечивает самостоятельную деятельность детей по изготовлению работ из лоскутков ткани, лент и нетканых салфеток.

Адресная направленность.

Данный опыт работы может быть использован в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при занятии различными видами изо – деятельности. Его могут использовать:

  • воспитатели ДОУ, для повышения интереса к продуктивной деятельности;
  • педагоги при организации кружковой работы;
  • учителя начальных классов;
  • педагоги дополнительного образования для развития детского творчества;
  • родители в совместных занятиях с детьми;

Трудоёмкость

Работа по изготовлению поделок из лоскутков ткани, нетканых салфеток требует накопления расходного материала. За счёт подготовки демонстрационных карт, выкроек, готовых форм из ткани или салфеток увеличивается время на подготовку к занятиям. Также стоит отметить недостаточное количество теоретического материала.

При накоплении расходного материала (работа с родителями) и слаженной, творческой работе воспитателей в группе и т. п. затраты времени на подготовку уменьшаются.

Результативность

Работа с дошкольниками по данной теме позволила увидеть положительные результаты:

  • дети с интересом изготавливают различные образы из готовых форм;
  • аккуратно выполняют работу и наводят порядок после деятельности;
  • придумывают несложные сюжеты, украшают поделки дополнительными деталями;
  • дети используют созданные атрибуты игр в самостоятельной деятельности, и обыгрывают их;
  • дети проявляют больший интерес к познанию окружающего мира;
  • повысилась речевая активность детей, её качество;

Выявление особенности развития мотивационной готовности дошкольников к деятельности (Приложение 3).