Именительный падеж имен существительных

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • формировать представление об именах существительных в именительном падеже, о признаках этого падежа;
  • развивать умение определять имена существительные в именительном падеже и других падежах, обучать созданию собственных творческих работ;
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к родной природе и  к языку.

Оформление и оборудование к уроку: учебник «Русский язык», рабочая тетрадь на печатной основе,  картина с изображением зимнего леса,  индивидуальные памятки о склонении имен существительных, творческие работы детей, презентация, тексты для индивидуальной и групповой работы, блокноты-«снежинки» для выполнения мини- сочинений, тесты, таблички «знайка», «молодчина», «умница».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Словно посмотрев из окна нашего класса, поэт В. Иванов написал эти прекрасные строки: (Приложение 1. Слайд 1)

Лесная даль зовет меня и манит
В мир, полный грез, где все вокруг светло.
И снег лежит на дремлющей поляне,
Как лебедя усталое крыло.
Все, точно в сказке, без конца и края…

Виталий Иванов

– А вы, ребята, любите зиму? И каждый из вас любит получать подарки?! Давайте же сегодня посвятим урок этому чудесному времени года и подарим друг другу интересную, результативную работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

– Вашим домашним заданием было – написать сочинение по фотографии с изображением чудесного зимнего уголка. Давайте заслушаем работы. (У доски заслушиваются авторы лучших работ: «Сосны в серебре», «Яблоки в снегу», «Зимние цветы». Чтение сопровождается показом слайдов») (Приложение 1. Слайды 2-4)

– Молодцы, ребята. Я благодарю вас за старание и…

Приглашаю Вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама,
Красавица волшебница-Зима.

3. Чистописание

– Откроем тетради и, словно мороз на стекле, выполним в тетрадях узор с буквой р.

4. Работа со словарными словами

– А для записи какого словарного слова понадобится буква р, вы узнаете, отгадав кроссворд.

(Учащиеся записывают слова в тетради и вписывают в клетки кроссворда  на доске.)

     береза
   ребята
       облако
  снегирь
       иней
дорога

1) Дерево – символ России. (Береза)
2) Они любят зиму больше, чем взрослые. (Ребята)
3) Родственник тучи. (Облако)
4) Эта птица прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
5) И не снег, и не лед, а все укрывает. (Иней)
6) Синоним слова «путь».  (Дорога)

– Какое же ключевое слово у нас получилось? (Рябина)
– Сколько слогов в слове? (3)
– Какой слог ударный? (Второй слог.)
– Какая гласная является опасной? (Гласная Я.)
– Почему? (Является безударной.)
– Почему это словарное слово? (Написание следует проверять по орфографическому словарю.)
– Запомнить написание безударной гласной я нам поможет происхождение слова. (Приложение 1. Слайд 5) Образовалось от существительного «рябь» (От спелых красных ягод рябит в глазах)
– Посмотрите на картину. Как нарядно выглядит рябина на фоне зимнего леса!
– Запишите слово, выделив орфограмму, затем запишите, разделив слово на слоги для переноса. Какие однокоренные  слова  вы знаете? Запишите, помня, что корень пишется одинаково (рябинка, рябиновые, рябинушка). (Учащийся выполняет у доски,  остальные в тетрадях.)

5. Сообщение темы урока

– Не теряя времени, отправляемся по заснеженной дорожке в зимний лес. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых –  имена существительные и подробно изучим именительный падеж имен существительных.

6. Актуализация знаний

 – Нам нужно быть готовыми к любым неожиданностям и испытаниям. Вот одно из них.

(Стихотворение «Дорожка» у учащихся на листочках и на Слайде 6. Приложение 1.)

Дорожка лесная
Мила с детских лет.
Дорожки красивей,
Любимее нет!
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой отыскал бы всегда.
На этой дорожке и в трудные дни
Я пел бы без устали
песни свои!

– Работая в парах, определите, в каких падежах употреблено существительное дорожка.

(Проверка по  7-му слайду Приложения 1.)

– В каких падежах не употреблено существительное? Поставьте существительное в Д.п. и Т.п.

7. Подготовка к восприятию новых знаний

– Посмотрим, что ещё нового и интересного у нас на пути? (Приложение 1. Слайд 8)

Дуб нам хочет поклониться, 
Клен кивает головой.
Лоси рады нашей встрече,
Птицы весело щебечут.

– Найдите все имена сущ. в И. п. На какие вопросы отвечают им. сущ. в И.п.? (кто? что?)
– Подчеркните подлежащие.
– Что заметили? Каким членом предложения является имя сущ. в И.п. ?

Дети: Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

8. Открытие новых знаний

– Сделаем выводы, продолжив высказывания: (Приложение 1. Слайд 9)
Если имя существительное в предложении стоит в И.п., то оно является… подлежащим.
Если имя существительное является в предложении подлежащим, то… оно употреблено в именительном падеже.
– А теперь И. п. сам поможет нам запомнить его особенности. Давайте откроем тетради на с.22.
– Прочтем об И.п. замечательное стихотворение. (Читает ученик.)

Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

О. Соболева

– Что нового отметил о себе И.п.?

Дети: Не употребляется с предлогами.
– Заполните карточку, вписав вопросы И.п.
– По каким же 3-м признакам легко узнать сущ. в И.п.?
Дети:
– Отвечает на вопросы кто? что?
– Не употребляется с предлогами;
– Является в предложении подлежащим.

9. Работа над правилом в учебнике

– Давайте убедимся в правильности сделанных выводов, прочитав правило в учебнике (стр. 41)

10. Закрепление изученного материала

–Узнаем, что однажды представилось зимним утром взору Тани. Упр.64.
– Прочтите задание. (Учащиеся, списав предложения, находят подлежащие и доказывают, что ими являются существительные в именительном языке.1-й вариант записывает 1 и 2 предложения. 2-й работает с 3-м и 4-м предложением. Двое учащихся выполняют задание на закрытой доске.)
– Какие синонимы встретились в тексте.
Дети: Буран, вьюга, вихрь.
– Каким другим синонимом можно заменить существительные?
Дети: Существительным метель.

Физминутка

Дружно по лесу гуляли
И нисколько не устали.
Нас морозец всех бодрит,
Уставать нам не велит.
Зимний лес, чудо-лес,
Полон сказок и чудес.

– Ребята, вы когда-нибудь пробовали разгадать тайны следов птиц  и зверей на снегу? Обязательно познакомьтесь с сочинениями, которые написали о замысловатых узорах следов М. Илья, Никита М. и Никита Ц.

(Приложение 1. Слайд 10)

– Давайте из упражнения 65 узнаем, куда привели следы охотника. (Работа над деформированными предложениями.)
– Составьте предложения, работая в паре. (Устно.)

(Проверка по слайду 11 Приложения 1.)

– Определите падеж выделенных существительных.
– Запишите 4-е предложение. Подчеркните его грамматическую основу. (Лесной петушок склевывал последние ягодки.)

Может быть сущ. ягодки тоже употреблено в И.п.? Докажите обратное. 
Дети: Это   существительное является в предложении второстепенным членом – употреблено в В.п.
– Являются ли данные предложения текстом? Обоснуйте.
Дети: Перед нами текст, т.к. предложения объединены одной темой. В тексте говорится, как по следам охотник обнаружил рябчика на лесной полянке. К тексту можно подобрать заголовок. Например, «Лесной петушок».
– До чего же хорошо в нашем лесу, полном тайн и загадок!

11. Творческая работа

– Ребята, попробуйте отгадать, о чем идет речь в этой трогательной загадке? (Приложение 1. Слайд 12.) Правильно, о красавице-снежинке. А знаете ли вы, что снежинки очень разнообразны по форме и что в мире не найдется двух абсолютно одинаковых снежинок?
– Я предлагаю каждому сейчас сочинить небольшую историю о своей снежинке, используя опорные слова из Слайда 13. Приложения 1.  Пусть ваша снежинка будет особенной и неповторимой. Постарайтесь правильно употреблять сущ. снежинка в именительном и др. падежах. Чтобы ярче раскрыть образ вашей снежинки, используйте и другие существительные (красавица, озорница, любимица, умница, …) (На выполнение дается 5 минут.)
– Зачитаем получившиеся истории. (Заслушиваются 2-3 работы.) Молодцы!

12. Проверка усвоения материала

– Проверим, как поняли новый материал – выполним небольшой тест (Приложение 1. Слайд 14)

13. Подведение итогов

Проверка. (Приложение 1. Слайд 15)

– Понравился ли урок?
– Какие новые знания открылись вам?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Что особенно удалось?
– Над чем предстоит поработать?

14. Выставление оценок

– Ребята, некоторые из вас  не получили оценок, но заслуженно получили в течение урока звания «умница», «молодчина», «знайка». Пусть на следующем уроке они подтвердятся вашими знаниями и хорошими оценками. Благодарю всех за работу на уроке.

15. Объяснение домашнего задания

– Выучить с помощью правила в учебнике (с. 41) особенности имен существительных в И.п. и закрепить знания, выполнив упр. 66. (Приложение 1. Слайд 16)

– А тем, кто не боится трудностей, я предлагаю в данном необычном стихотворении из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (Приложение 1. Слайд 17) найти грамматические основы и определить сущ. в именительном падеже.  (Желающие справиться с заданием повышенной трудности берут текст стихотворения.)

– Красиво оформить сочинения о снежинке к следующей неделе вы сможете за время выходных дней.