Формирование защитного поведения тревожных детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – очень важный период в формировании человека как социального существа. Это время первого рождения личности. Важной и необходимой составной частью развития личности ребенка, является организация его защитного процесса. По мнению А.Фрейд, организация защитного процесса – важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, т.е. защитить себя и быть способным самостоятельно принять решение.

В основу разработанной мною план-программы легли взгляды: Л.С. Выгодского, Д.С. Эльконина, В.В. Давыдов, Е.И. Рогова, Р.М. Грановской, Никольской.

План-программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения нерациональных форм защитного поведения детей, на создание бла­гоприятной атмосферы, характеризующейся доб­рожелательным общением.

Необходимым условием эффективности план-програм­мы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием про­грамма реализуется в трех направлениях:

I. Дети.
II. Педагоги ДОУ.
III. Родители.

I направление – ДЕТИ

Содержание работы в данном направлении за­ключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.

Цель: оптимизация уровня тревожности детей и, как следствие этого формирование  рациональных форм защитного поведения.

Задачи:

  • Выработать конструктивные и рациональные способы защитного поведения в трудных для ребенка ситуациях, а так же овладеть приемами, позволяющими справиться с излишним волнением и тревогой;
  • Повысить уверенность в себе;
  • Снизить психоэмоциональное напряжения.

Принципы программы:

  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • принцип личностного подхода.

Программа реализуется в три этапа:

I  этап. Диагностический

Методы исследования: детский тест тревожности Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен, анкета по выявлению тревожного ребенка (Л.М. Костиной), метод анализа детских рисунков и рассказов (Р.М. Грановской), опросник на определение копинг – стратегий детей (Н.А. Сироты, В.М. Ялтонский).
Диагностика проводится два раза в год (октябрь, май).

II этап. Коррекционно-развивающий

1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – основой которых является программа Л.М. Костиной «Самочувствие».

2. Групповые коррекционно-развивающие занятия (первый этап) – в основу которых легли разработки Л.М. Костиной, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и Е.И. Рогова.

3. Групповые коррекционно-развивающие занятия (второй этап, с детьми нуждающимися в повторной коррекции) – в основу легла программа С.И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе».

Тематический план коррекционно-развивающих занятий представлен в приложении (Приложение 1).

III этап. Контрольный – повторная диагностика тревожности и защитного поведения, анализ результатов, выстраивание перспективы работы с детьми.

II направление – ПЕДАГОГИ ДОУ

Содержание работы в данном направлении зак­лючается в оказании психологической и информа­ционной помощи педагогам.

Цель: Повышение психолого-педагогической культуры педагогов в вопросах воспитания, развития  и оздоровления детей.

Задачи:

  • Информирование о реальных состояниях и возможностях детей данной категории;
  • Выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми;
  • Снижение тревожности, приобретение уверенности в себе;
  • Создание позитивных ожиданий педагогов относительно положительных изменений ребенка.

Работа с педагогами по данной теме строится в двух направлениях:

1) формирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми данной категории;
2) работа с личностными проблемами самих педагогов.

По первому направлению работа строится на основе ряда индивидуальных и групповых консультаций, семинаров – практикумов, практикумов, тренингов на которых  педагоги знакомятся с особенностями психофизиологического статуса тревожных детей, причинами возникновения тревожности, способами диагностики и направлениями и способами работы с детьми данной категории.

С целью психопрофилактики и коррекции тревожности у самих педагогов проведение тренинговых занятий с использованием элементов программы – «Психологическое самочувствие воспитателя», «Здоровый педагог – здоровый ребенок» способствующих поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, обучению осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.

III направление – РОДИТЕЛИ

В работе по снижению тревожности у детей большое внимание необходимо уделять работе с родителями, так как в развитии тревожности определяющая роль принадлежит  детско-родительским отношениям.

Цель: Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания, развития  и оздоровления детей.

Задачи:

  • Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
  • Снижение тревожности, как у детей, так и у родителей, приобретение уверенности в себе;
  • Выработка новых навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
  • Активизация коммуникаций в семье.

Работы в данном направлении проводится в рамках родительского клуба «Успешный родитель», содержание заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на ин­дивидуальную работу с ними. Первым шагом – налаживание контакта с родителями. Индивидуальная работа с родителями способствует выяснению родительских установок, ценностей, моделей их поведения с ребенком, что позволило выстроить перспективу работы, направленную на изменение родительских установок, стиля воспитания, самоизменения. На всех этапах ра­боты важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, общегрупповые собрания; практикумы, семинары,  информация в «уголках родителей», детско-родительские группы, тренинговые занятия, анкетирование.

Ожидаемые результаты:

  • привлечение внимания педагогов и родителей к личности ребенка, его эмоциональным потребностям;
  • улучшения самочувствия ребенка в семье и детском саду;
  • уменьшения напряженности и тревожности;
  • формирование и использование рациональных форм защитного поведения.