Имена существительные собственные и нарицательные. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные.

Задачи:

Обучающие.

  1. Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
  2. Развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм.

Развивающие.

  1. Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
  2. Развитие воображения в процессе учебной деятельности.

Воспитательные.

  1. Воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу.
  2. Воспитание бережного отношение к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске написано высказывание Л. Успенского (эпиграф к уроку).

Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один – единственный…тут мы оставляем слово (…) в стороне и пускаем в ход (… )
Л. Успенский. Слово о словах.

Учитель. Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие словосочетания, данные в скобках (имя нарицательное, имя собственное).

Учитель. Имена собственные и нарицательные – это и есть тема нашего урока. (Записываем число, тему урока.)

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Учитель. Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? (Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания.)

Учитель. Что относится к именам существительным собственным, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке? Названия каких предметов являются именами собственными? (Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, исторические события.)

III. Этап проверки домашнего задания.

Самопроверка, взаимопроверка домашнего задания. Упражнение 491 [2].

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Целеполагание.

1. Формулировка цели урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение существительных собственных и нарицательных. Как вы думаете, с какой целью? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова, записанные на доске:

– Углубить и расширить знания о …

– Учиться правильно … (Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)

2. Работа с текстом [1].

(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра.положено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает зн.чительную часть те(рр,р)итории в двух частях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.

(Р,р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.

Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – все это наша (Р,р)одина! (По М. Громову)

Задания к тексту.

1) Прочитайте текст. Определите тему. (Тема Родины, России.)

2) Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна.)

3) Спишите 1 абзац. Обратите внимание на то, что необходимо сделать при списывании: выполните пунктуационный разбор первого предложения; раскройте скобки, объясните выбор букв; выделите орфограммы.

4) Внимательно рассмотрите схемы:

нариц. сущ +собст. сущ.
прил.+сущ – собст. наименования

Выпишите из текста словосочетания, которые соответствуют схемам, выделите главные и зависимые слова (или: самостоятельно сформулируйте задание). (Страна Россия, на материке Евразии, часть света Европа, часть света Азия, острова Франца Иосифа, полуострова Камчатка; Атлантического океана, Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Черного моря.)

Найдите более общее понятие для всех этих названий. (Географические названия.)

5) Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина.)

Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма.)

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Найти соответствия.

Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте задание. (Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и запишите их.)

Историческое событие
Басня
Стихотворение
Журнал
Картина
Фабрика

Справка: “Волк на псарне”, Бородинское сражение, “Зимнее утро”, “Мишкина каша”, “За рулем”, “Красное Сормово”, “Февральская лазурь”.

Учитель. Давайте сделаем вывод о том, что нового мы узнали о написании имен собственных? (Заглавие басен, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)

2. Обобщение материала. Чтение правила в учебнике на стр. 190 (орф. №16)

VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Задание 1.

Учитель. Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.

Профессия Имя Отчество Фамилия
Поэт Иван Сергеевич Толстой
Писатель Александр Андреевич Крылов
Баснописец Лев Алексеевич Гагарин
Космонавт Юрий Николаевич Пушкин

Учитель. Давайте вспомним и запишем произведения, которые были созданы писателями. (А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ”, Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”, И.А. Крылов “Свинья под дубом”…)

Задание 2.

Учитель. Теперь организуем в нашем классе библиотеку (представлены книги писателей). Расположите эти книги в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Учитель. Много известных писателей жило и живет в России и за рубежом, они создали огромное количество произведений. Представьте себе, что на свете нет книг, журналов, газет. Мы с вами не смогли бы прочитать то или иное произведение. Как плохо, когда пропадает любимая книга! И какая радость, когда она находится. Берегите ее! У вас, дети, есть любимая книга? (Перечисляют, составляют предложения, указав в них автора произведения и название книги.)

Задание 3.

Чтение учителем отрывка из сказки-мультфильма Г. Остера “Как тебя зовут?” про щенка, который забыл, как его зовут [3].

“ Наверно, меня никто никогда, никуда не позовет, и я никогда не вспомню, как меня зовут! – всхлипывал грустный щенок. И вдруг котенок и щенок услышали голоса детей…”

Учитель. Вспомните, что кричали дети? (“Дети бежали и кричали: “Шарик! Шарик!”) Как вы думаете, что имели в виду дети, когда кричали: “Шарик!”? (Надувной шарик.) Продолжаем читать текст произведения… “…Щенок мчался за ними и лаял: “Это я – Шарик. Шарик – это я. Вот он я! Я тут!”. Но дети не замечали щенка. Они все смотрели вверх, туда, где над их головами летел в небе яркий желтый шарик”.

Учитель. Составьте словосочетания, чтобы было понятно, о каком шарике идет речь? (Собака Шарик – желтый шарик.) Таких слов в русском языке много.

Задание 4.

Учитель. Составьте и запишите словосочетания, в которых одно и то же слово употреблялось бы дважды, но в разных значениях и с разным написанием: (П,п)ушок, (О,о)гонек, (З,з)емля, (С,с)оня. (Кот Пушок – легкий пушок, яркий огонек – журнал “Огонек”, планета Земля – плодородная земля, девочка Соня – соня – засоня.)

Учитель. Как эти слова называются на языке лексики? (Омонимы.)

Задание 5.

Работа с перфокартами.

Учитель. Рассмотрите таблицу и сформулируйте задание. (Распределите имена существительные на три группы. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными.)

Таблица 1.

Имена существительные
Нарицательные Собственные Нарицательные и собственные

Слова для диктовки: квартира, Енисей, гитара, (В,в)ера, Арктика, (М,м)осквич, космонавт, бинокль, (З,з)орька, Волга.

VII. Этап закрепления нового материала.

Учитель.

– О чем мы говорили сегодня на уроке?
– Как пишутся имена существительные собственные?
– Что относится к именам существительным собственным?
– Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?

Этап информации учащимся о домашнем задании.

Вариант1. Составьте рассказ о своем городе. В случае затруднения используйте следующие наводящие вопросы:

  1. В каком городе ты живешь?
  2. На какой реке стоит твой город?
  3. Как называются самые большие, красивые улицы города?
  4. Какие кинотеатры, театры, музеи есть в твоем городе?
  5. Как ты относишься к своему городу?
  6. Как называется место, где человек родился и провел свои детские годы?

Подчеркните изученную орфограмму.

Вариант 2. Упражнения № 494, 495. [2]

Литература.

  1. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 4(5) кл.: интеллектуальное развитие школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженска, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Остер Г.Б. Котенок по имени Гаф. АСТ, 2005. – (Сказки-мультфильмы).
  4. Успенский Л. В. Слово о словах. Ленинград: Детская литература, 1971.