Урок-соревнование "Повторение изученного о прилагательном"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познавательная: повторение изученного материала об имени прилагательном, закрепление навыков правописания прилагательных, умения работать с основными лингвистическими понятиями.
  • Воспитательная: формирование стремления к овладению большим объемом знаний, привлечение внимания к предмету посредством занимательности.
  • Развивающая: расширение активного словарного запаса учащихся, наблюдение за употреблением и использованием прилагательных в речи, тренировка в составлении связного текста.

Ход урока

Сегодня мы поведем разговор об очень распространенной в русском языке части речи. Как же она называется? Чтобы угадать - нужно разгадать шараду:

приставка (из трех букв), обозначающая нахождение около чего-либо.

Существительное мужского рода 2 склонения в единственном числе, синоним к существительному знамя, без начальной буквы ф.

Прилагательное питательное без корня.

/прилагательное/

Да, конечно же, это имя прилагательное. А вы знаете, что по частоте употребления прилагательное занимает третье место после существительного и глагола?

Почему?

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т. д.

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: "Какова трава? Снег? Ночь?" - и он ответит: "Зеленая, белый, темная." А всегда ли снег белый? Конечно нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме он пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать - он холодный, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.

Именно поэтому эпиграфом нашего урока стало стихотворение об имени прилагательном:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Сейчас нам предстоит вспомнить самое главное из того, что мы узнали о морфологических признаках и правописании прилагательных. А начнем со сказки.

Скромные просители
(сказка)

Родились прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.

- А что, если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были так рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться, берут у существительных формы рода, числа и падежа. Вместе - служба, вместе - дружба.

Какой же вывод о правописании окончаний прилагательных можно сделать? Как определить, какое окончание будет иметь прилагательное? (По вопросу).

Да, действительно, прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

А сейчас первое задание:

Согласуйте прилагательные с существительными. Составьте рассказ по опорным словосочетаниям.

Начались (долгожданный) каникулы; вышли (ранний) утром; отправились в (дальний) деревню; наблюдать (утренний) зарю; занесло (свежий) снег; катались с (крутой) холма; потянуло (вечерний) прохладой; закрылось (темный), (синий) тучей; вспоминаем о (зимний) путешествии.

Давайте вспомним, какую синтаксическую роль выполняют прилагательные. Сейчас я буду читать предложения, а ваша задача - найти каждому свое место в соответствии с синтаксической ролью.

Шумели раскидистые ивы, а мы приближались к охотничьей избушке.

Хорош русский лес зимой.

Старый охотник - прекрасный рассказчик.

Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

Давайте вспомним, на какие три разряда делятся прилагательные? К доске по одному члену команды.

Игра "Узнай свое слово"

Ваша задача - точно определить разряд прилагательного. Если допущена ошибка, а заметит ее первым участник той же команды, то команда получит не 2 штрафных очка, а 1.

Деревянный, вчерашний, беличий, папин, собачий, сестрин, высокий, тяжелый, нагревательный, верхний, звонкий, аккуратный.

А теперь пришло время поговорить о правописании прилагательных.

"Проверь безударную гласную".

Далекий, холодный, пахучий, дремучий, соленый, лесной, ночной, большой, ледяной, ленивый, стальной.

Иногда в запоминании правописания помогают не только правила.

Сценка "Загадка помогла".

Маша и Марина учатся в 6 классе. Из школы они часто идут вместе.

Сегодня мы писали диктант - рассказывает Маша.

Трудный?- говорит Марина.

Нет! Правда встретились прилагательные с -ан, ян, ин, и некоторые девочки написали одну букву н, а я не ошиблась, написала две н.

Марина даже остановилась от удивления.

Да ты что, Маша? Прилагательные с -ан, ян, ин пишутся с одним н.

Не волнуйся, Марина. В диктанте были исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А я их хорошо запомнила, они пишутся с двумя н.

Как же?

Очень просто. Есть загадка об оконной раме:

Поля стеклянные

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

Вот здорово! - воскликнула Марина. - Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения.

Пришло время игры "Кто лучше знает правила."

На доске три столбика слов (по одному для каждой команды). Ваша задача - объяснить правописание.

Пришкольный

Близкий

Неряшливый

Длинный

Лебединый

Лисья

Бледно-лиловый

могуч

Причудливый

Ткацкий

Невысокий

Стеклянный

Болезненный

Ужаснее

Физико-математический

увидишь

Премилый

Матросская

Отнюдь не страшный

Утренний

Ветреный (день)

Парчовый

Трудолюбивый

тишь

А теперь самое трудное испытание, которое называется "Сколько правил?" Вам предстоит перечислить все орфограммы в данных предложениях. Перепишите все предложения в тетрадь и подчеркните все орфограммы. Называть орфограммы команда будет по цепочке. Если участник пропускает свой ход, команда получает штрафное очко.

Приближалась сибирская безветренная ночь, в деревне все спали.

Темнота плотным ковром располагалась под изумрудно-зелеными елями.

Вдоль серебряной глади небольшой речонки видны заячьи следы.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Благодарю всех участников соревнования за активное участие и хочу пожелать вам с таким же азартом изучать и другие части речи. И в заключении давайте еще раз прочитаем эпиграф урока.