Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Практическая работа "Кодирование текстовой информации"

Разделы: Информатика


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

(см. Презентация, слайд 2)

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

Задачи урока:

  • формировать знания учащихся по теме “кодирование текстовой информации”;
  • развить навыки анализа и самоанализа;
  • формировать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  • рабочие места учеников (персональный компьютер с ОС Windows);
  • рабочее место учителя;
  • интерактивная доска;
  • таблицы кодировок;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

(см. Презентация)

Сообщение темы, целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

2. Ход урока

1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать и декодировать текстовую информацию.

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.

Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме.

(см. Презентация, слайд 3)

Определение текстовой информации записать в тетрадь.

В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

Учитель: Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?

(см. Презентация, слайд 4)

Ответ: Кодирование – это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Учитель: Декодирование?

Ответ: Декодирование – это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

(см. Презентация, слайд 5)

Учитель: Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)

Ответ: в виде последовательности  из 0 и 1

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

N = 2i
256 = 28
i = 8 бит
N – мощность алфавита
i – информационный вес символа

Записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 6)

Учитель: При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.

(см. Презентация, слайд 7)

Учитель: Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 8)

Учитель: Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена).

(см. Презентация, слайд 9)

Таблица кодов ASCII делится на:

1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

( Приложение 1)

Символ 32 – пробел, т.е. пустая позиция в тексте.

2) Коды 32 – 127 – входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.

Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MS – DOS (СР(кодовая страница)866) подробнее.

Кодовая таблица MS – DOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:

  • прописные русские буквы:

– имеют номера со 128 по 159 — (с " А " по " Я "),

– буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .

  • строчные русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:

– буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,

– с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,

– буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .

(см. Презентация, слайд 10)

Понятие кодировки Unicode

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).

N = 2i
2i = 216 = 65536
N = 65536
N – мощность алфавита символов в кодовой таблице Unicode.
i – информационный вес символа

(см. Презентация, слайд 11 – 12)

Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:

В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MS – DOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).

Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.

(см. Презентация, слайд 13)

На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.

(см. Презентация, слайд 14)

Примеры:

1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 (computer)

(см. Презентация, слайд 15)

Практическая работа

Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

(см. Презентация, слайд 16)

Учитель: Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу “ALT”, наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:

152 170 174 171 160

Учитель: Какое слово получили?

Ответ: Школа

Выполнение практической работы учащимися

( Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы.

( Приложение 3)

3. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию при помощи кодировочной таблицы MS – DOS (СР(кодовая страница)866).

4. Домашнее задание

(см. Презентация, слайд 17)

Учебник Н.Д. Угриновича § 3.1, ответить на вопросы. Произвести кодирование стихотворения из 4– строк (до 100 символов).

До свидания, спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Презентация