Прямоугольник. Квадрат

Разделы: Начальная школа


Комбинированный урок по математике, окружающему миру и трудовому обучению. На уроке используются проблемные ситуации, парная и групповая виды работы. В работе используется всё пространство класса. Дети на уроке не только получают новые знания, но и имеют возможность поделиться своим опытом и знаниями с товарищами.

Цели:

  • познакомить с геометрическими фигурами прямоугольником и квадратом;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • составление и решение задач;
  • отработка умений работы с чертежными инструментами;
  • продолжить развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, фантазию, умение работать в команде.

Оборудование:

  • конструктор Лего;
  • карточки с математическими выражениями для бригад;
  • карточки для сравнения фигур для бригад;
  • карточки с геометрическими фигурами для каждого ученика;
  • модели геометрических фигур, расположенные на дверцах
  • классного шкафа;
  • модели геометрических фигур для демонстрации на доске;
  • карточки с понятиями для демонстрации на доске;
  • иллюстрации жилищ, строительных инструментов.

Ход урока

1. Сегодня мы проведём необычный урок , т.к. на уроке математике мы будем строителями.

– Кто такие строители?

– Что они могут строить? (Картинки на доске)

– Мы тоже построим дом в конце урока.

– Как считаете, много ли нужно знать строителю?

– Прежде всего, они должны уметь делать расчеты.

Так как мы строители, то разделимся на группы – бригады и выберем бригадира.

– Каждая бригада получает задание: найти значение и определить зашифрованные буквы.

Карточка № 1. (Одна на бригаду)

  • 63 + 4 – 50 = 17 П
    8 + 3 + 10 = 21 У
    14 – 5 + 6 = 15 Н
    17 + 3 – 19 = 1 А
  • 12 – 3 + 9 = 18 Р
    5 + 7 – 8 = 4 Г
    15 – 8 + 3 = 10 И
    6 + 7 – 8 = 5 Д
  • 34 + 6 – 7 = 33 Я
    13 + 7 – 4 = 16 О
    11 – 3 + 4 = 12 К
    49 – 40 + 9 = 18 Р
  • 17 – 9 + 6 = 14 М
    11 – 2 + 4 = 13 Л
    14 – 7 + 5 = 12 К
    62 – 22 – 39 = 1 А
  • 18 – 9 + 7 = 16 О
    45 + 5 – 20 = 30 Ь
    5 + 6 – 8 = 3 В
    30 + 15 – 25 = 20 Т

Проверка: бригады по очереди называют найденные буквы, на доске появляется запись: ПРЯМОУГОЛЬНИК КВАДРАТ.

2. Тема нашего сегодняшнего урока “Прямоугольник. Квадрат”.

Наша задача познакомиться с новыми геометрическими фигурами, узнать, чем похожи и чем отличаются они друг от друга.

Найти ответы на эти вопросы поможет следующее задание.

Любой строитель должен уметь выбрать нужный материал для строительства.

– Из чего можно строить дом? (Картинка)

– В конструкторе Лего тоже есть кирпичики. Одинаковой ли они формы?

– Сравним две поверхности кирпичиков. (На доске модели квадрата и

прямоугольника)

Карточка № 2 (одна на бригаду)

     
Сколько у фигуры углов?    
Как можно назвать эту фигуру по количеству углов?    
Какие это углы?    
Сколько сторон у фигуры?    
Есть ли равные по длине стороны?    
Сколько равных по длине сторон?    

Итог. (На доске)

– четырехугольник – прямоугольник
– все углы прямые – все стороны равны
– стороны попарно равны – квадрат
– прямоугольник  

– Что такое прямоугольник?

– Что такое квадрат?

– Все ли квадраты – прямоугольники?

– Все ли прямоугольники – квадраты?

3. Продолжим отбор стройматериалов.

Карточка № 3. (Каждому ученику)

– Найдите квадраты. Докажите. Сколько их?

– Закрасьте зелёным.

– Кто закрасил вторую фигуру? Надо ли это делать? Докажите.

– Найдите прямоугольники. Докажите. Сколько их?

– Закрасьте желтым.

– Кто закрасил шестую фигуру? Надо ли это делать? Докажите.

– Почему третья фигура изменила цвет?

Молодцы! Маленькие строители научились считать, отбирать нужный строительный материал. Хорошо потрудились – теперь пора отдохнуть.

4. Физминутка.

Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идём,
Высоко его прибьём.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали. (Имитация действий)

– Построить дом можно и для птичек. Как он называется? (Картинка)

5. Строители должны не только хорошо считать и отбирать нужный материал, нужно еще уметь делать чертежи и пользоваться инструментами.

– Какие инструменты нужны строителю в работе? (Мастерок, терка, отвес) (Картинки)

– Нам понадобятся линейка и угольник. Посмотрим, умеете ли вы ими пользоваться.

Работа с фигурами на дверцах шкафа.

– Сколько квадратов? (3) Докажите.

– Обозначить отрезком их количество. (в тетрадях и на доске)

– Сколько прямоугольников? (12) Докажите.

– Обозначить отрезком. Отрезок будет длиннее или короче первого?

Почему?

– Это задача? Почему нет?

– Задайте вопрос, на который мы сможем ответить, выполнив действие?

– Укажите вопрос на схеме.

– Запишите выражение.

– Какой еще вопрос мы можем задать?

– Как ответить на него?

6. Бригады подготовились: умеем сделать расчеты, сделать чертеж, умеем подобрать нужный материал. Посмотрим, как вы справитесь со   строительством.

– Бригады строят дом из конструктора Лего.

– Подготовить рассказ, для кого строили дом.

7. Подведение итога урока:

– Смотр работ.

– Рассказы детей о доме.

– Рассматривание и называние жилищ, созданных животными и для животных (улей, нора, муравейник, будка, гнездо, раковина).

– У каких жилищах поверхности похожи на геометрические фигуры?

– С какими фигурами познакомились?

– Что такое прямоугольник?

– Что такое квадрат?

– Назовите предметы, нас окружающие, которые имеют поверхность в форме прямоугольника или квадрата.

– С какой профессией познакомились?