Мастер-класс "Организация работы творческой группы в образовательном учреждении"

Разделы: Администрирование школы


Цель:

  • помочь педагогам в организации творческой группы;
  • познакомить с этапами работы творческих групп, с планированием работы на год;
  • воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки на каждую группу «Качества творческого педагога», «Схема годового плана», на каждого педагога «Заповеди творческой личности», анкета «Мои результаты», словари.

Литература:

  • Кирзиенок И.В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении//Управление дошкольным образовательным учреждением – научно-практический журнал, № 7 – 2007 г.
  • Ситникова И.К. Организация работы творческой группы педагогов ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 5 – 2008 г.

План мероприятия:

  1. Вводная часть;
  2. Блиц-игра;
  3. Определение цели и задач;
  4. Работа в группах;
  5. Упражнение – разминка «Карандаши»;
  6. Выступление лидеров групп;
  7. Заключительная часть.

Ход мероприятия

1. Вводная часть:

Участники мероприятия регистрируются, занимают места за одним из столов.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники мероприятия!

Антуан де Сент-Экзепюри сказал, что единственная на земле настоящая роскошь – человеческое общение. В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи: передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы».

Чтобы наше общение было приятным и полноценным, необходимо познакомиться. «Будем знакомы!» - так говорим мы, когда хотим познакомиться. «Будем знакомы!» - говорим мы и улыбаемся.

Я предлагаю следующее задание:

Необходимо придумать предложение, в котором фигурирует ваше имя «меня зовут…». Например, «Меня зовут Елена Геннадьевна, я очень люблю рисовать». (Участники знакомятся). Итак, знакомство состоялось.

2. Блиц-игра:

Ведущий: Теперь настроимся на работу. В этом нам поможет блиц – игра. Правила этой игры простые: быстро отвечать на предложенные вопросы, предварительно подняв руку. (см.. приложение 1)

3. Определение цели и задач мастер-класса:

Ведущий: Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону: «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество» (демонстрация этого девиза).

Личность педагога находится в центре учебновоспитательного процесса. Известно, что результатом педагогической деятельности являются, с одной стороны, формирование мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры, а с другой – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства. Нельзя заставить педагога быть творческим. Он должен сам захотеть этого. Задача руководителя – побудить педагога к творческой деятельности, т.е. создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в творческой группе.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся заявленной темы. Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы, будут использовать методы и приемы, характерные для этой формы организации.

4. Работа в группах

Задание 1. (время выполнения 3-5 минут)

  1. Выберите в своей группе «лидера», «секретаря».
  2. Назовите свою команду.

Инструкция:

  • найдите объединяющую вас тему (темы могут быть выбраны по основным видам деятельности: экологическое воспитание дошкольников, игровая деятельность, трудовая деятельность, театрализованная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности, по подготовке детей к школьному обучению, и др.)
  • придумайте девиз вашей творческой группы.

Данное задание соответствует разминке «Назовем команду».

Задание 2. Далее необходимо проранжировать качества творческого педагога, которые даны в таблице 1 и проанализировать результат.

Таблица 1

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГА

Качества творческого педагога

Число балов па рангу
(от 1 до 10)

Научное мышление

 

Высокий уровень педагогического мастерства

 

Педагогическая интуиция

 

Потребность в творческой деятельности, самосовершенствовании

 

Умение проводить критический анализ и самоанализ педагогической деятельности, умение предвидеть новое, выстраивать перспективу

 

Способность к управленческой деятельности

 

Инициативность и активность

 

Богатое воображение и нестандартное мышление

 

Целеустремленность и волевые качества

 

Проявление высокой эрудиции, культуры педагогического труда

 

Задание: выбрать три качества, набравшие наибольшее количество баллов:

Подводится итог ранжирования, в котором указывается три качества, присущие творческому педагогу. Участникам вручается памятка «Заповеди творческой личности».

ПАМЯТКА

«Заповеди творческой личности»

(разработаны профессором Вайнцвангом)

  • Будь хозяином своей судьбы;
  • Достигни успеха в том, что ты любишь;
  • Внеси свой конструктивный вклад в общее дело;
  • Строй свои отношения на доверии;
  • Развивай свои творческие способности;
  • Культивируй в себе смелость;
  • Заботься о своем здоровье;
  • Не теряй веру в себя;
  • Старайся мыслить позитивно;
  • Сочетай материальное благополучие с духовным благополучием

Задание 3. Что же такое творческая группа? В чем ее отличие от проблемной группы? У вас на столах имеются словари. Вы должны с ними ознакомиться (время 5 минут) и предложить свои варианты определения творческой и проблемной групп.

Подводится итог данной работы. На экране появляются определения «Творческая группа», «Проблемная группа».

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА – это группа педагогов, объединенная общей целью – созданием нового, никогда ранее не существовавшего педагогического продукта (авторской программы, методики и т.д.), участвующая в творческой деятельности.

ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА – группа педагогов, объединенная общей целью – решением сложных вопросов и проблем, участвующая в поисковой деятельности.

Задание 4. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть таблицу «Этапы работы творческой группы» и с помощью ее составить план работы вашей творческой группы по выбранной вами теме на год.

Таблица 2

ЭТАПЫ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Этапы работы творческой группы

Цель этапа

Подготовительный

Определение цели, задач исследовательской деятельности

Диагностический

Сбор информации

Формирующий

Расширение научно-методической базы, развитие педагогического творчества и группового взаимодействия

Аналитический

Анализ полученной информации

Действующий

Планирование, регулирование; Создание методической базы: рекомендации, бюллетени и др.

Заключительный

Обобщение, формирование выводов

5. Упражнение – разминка «Карандаши»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей и ли авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга на расстоянии 70-90 см. и пытаются удержать два карандаша (или две ручки), прижав их концы подушечками указательных пальцев.

Задание: не выпуская карандаши или ручки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания участники группы встают в круг (расстояние между ними 50-60 см.), карандаши (или руки) зажимаются подушечками указательных пальцев соседей. Участники, не опуская карандашей, синхронно выполняют следующие задания:

  • Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
  • Вытянуть руки вперед, отвести назад;
  • Сделать шаг вперед, два шага вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга);
  • Наклониться вперед, назад, выпрямиться;
  • Присесть, встать;

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

  • сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки);
  • использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;
  • держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;
  • выполнять упражнения с закрытыми глазами.

Если упражнения выполняются под медленную музыку, то в круге можно устроить настоящий танец.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Вопросы для обсуждения

  • Какие действия должны выполнять участники, стоящие в круге, чтобы карандаши не падали?
  • На что нужно ориентироваться при выполнении этих действий?
  • Как установить с окружающими необходимое взаимопонимание?

6. Выступление лидеров групп

Лидеры групп представляют планы работы своей творческой группы на год.

Приложение 2

7. Заключительная часть.

В процессе работы были раскрыты важные вопросы, касающиеся организации творческой группы в образовательном учреждении. Уверенно можно сказать, что развитие личности педагога, как и воспитанников, происходит в деятельности, в процессе общения, накопления опыта работы. Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В психологическом аспекте творчество предполагает наличие мотивов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Поэтому объединение в творческие группы – пример эффективного развития личности педагога.

 Предлагаю ответить на вопросы анкеты

МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Во время знакомства

Я услышала ____________________________________________________

Я почувствовала ________________________________________________

Я увидела ______________________________________________________

Я узнала _______________________________________________________

2. Во время работы в творческой группе (название) _______________

Я услышала ____________________________________________________

Я почувствовала ________________________________________________

Я увидела ______________________________________________________

Я узнала _______________________________________________________

3. Работа творческой группы похода на:

- полет в самолете, так как ___________________________________________________________________________________________________________________________

- дирижирование оркестром, так как __________________________________________________________________________________________________________________

- кулинарию, так как _______________________________________________________________________________________________________________________________

4. В процессе работы на мероприятии я _____________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!