Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] "Необычное путешествие"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Закреплять произношение звука [ш] в словах, фразах, предложениях.
  2. Развивать моторику артикуляционного аппарата.
  3. Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте,
  4. Продолжать учить определять место звука [ш] в словах, делить слова на слоги.
  5. Упражнять в подборе прилагательных к существительным и в согласовании существительных с числительными.
  6. Развивать умение составлять предложения из перепутанных слов, дополнять предложения по опорным картинкам.
  7. Развивать мелкую моторику, фонематический слух, дыхание, внимание, логическое мышление.
  8. Преодолевать негативизм к собственному дефекту.
  9. Создание положительного эмоционального настроя.

Необходимое оборудование:

  • Опорные картинки для артикуляционной гимнастики.
  • Большие листья.
  • "Речка".
  • Большие картинки - "доски".
  • Удочка, аквариум.
  • Маленькие картинки - слова-рыбы, жильцы домов.
  • Три дома - одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный.
  • Цветок со змеёй.
  • Нарисованное болото.
  • Лягушки на кувшинках.
  • Лабиринт - "Ёжики".
  • Письмо, зашифрованное письмо, "Нелепицы".
  • Шкатулка с колечками.
  • Медвежонок.

Орг. момент.

Логопед: Сегодня я приглашаю тебя совершить необычное путешествие. Однако, перед дальней дорогой, нужно немного размяться.

(арт. гимнастика по картинкам символам "лошадка", "гармошка", "заборчик-рупор-трубочка", "вкусное варенье", "почисти зубки").

Логопед: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы возьмём с собой звук: (ребёнок по беззвучной артикуляции определяет звук и произносит его).

Ребёнок: Ш.

Логопед: Когда мы говорит звук [Ш], язычок какой у нас?

Ребёнок: Чашечкой.

Логопед: А зубы как расположены?

Ребёнок: Заборчиком, и между ними небольшая щель.

Логопед: Губки, какие?

Ребёнок: Рупором.

Логопед: Пойдём по дорожке. Ой, а здесь змея. Давай подуем на неё, и она уползёт. (Дыхательное упражнение "Сдуй змею"). А теперь пошли. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. Каждый шаг будем обозначать листочком. (Логопед читает стих, а ребёнок ложит на пол листочки и шагает по ним).

Для мишутки малыша
Маша вяжет тёплый шарф
Шарф на шею он повяжет
И тихонько Маше скажет:
"Спасибо!"

Логопед: Куда же привела нас дорожка? К реке, посмотри, а моста нет, только какие то "доски" лежат, давай их разберём и построим мост. Разложи их так: слева положи те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова; в центре, если звук [ш] в середине слова; и справа, если звук [ш] в конце слова. (Карандаш, ландыш, малыш, лягушка, кувшин, погремушка, шкаф, шапка, шорты).

(ребёнок раскладывает картинки и строит из них мост).

Логопед: Эта река у нас волшебная, в ней вместо рыбы плавают слова. Давай поймаем эти слова и назовём их цвет. (Ребёнок ловит слова и называет их).

Ребёнок: Разноцветные игрушки, коричневая шапка, желтый, красный, синий шары, зелёная рубашка, коричневое пальто, зелёная лягушка, рыжая кошка.

Логопед: Много наловили слов. Пошли дальше, впереди нас ждёт ещё много интересного. А тут, какие-то дома стоят и возле них лежат картинки и не могут попасть в свои домики. Давай им поможем? В одноэтажный дом поселим картинки, в названиях которых один слог, в двухэтажный, если два слога, в трёхэтажный, если три слога.

(рубашка, матрёшка, камыш, кошка, чашка, груша, шар, шкаф).

Логопед: Пойдём дальше. Опять на нашем пути преграда - болото. Чтоб болото перейти надо посчитать лягушек, которые там сидят.

Ребёнок: Одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушки, пять лягушек, шесть лягушек, семь лягушек, восемь лягушек, девять лягушек, десять лягушек.

Логопед: Смотри, ёжики плачут, не могут попасть к грибам, помоги им, проведи по дорожке.

(Ребёнок проводит по лабиринту пальцем).

Логопед: За то, что ты помогла ёжикам, они дали зашифрованное письмо, давай его разгадаем. Я буду читать начало предложения, а ты повтори его и закончи картинкой, которая нарисована в конце.

Маше купили шапку и шубу.
У Даши большой шар.
Мыши боятся кошку.
Малышка ела кашку ложкой.

Логопед: Давай сядем, отдохнём и поиграем в игру "Нелепицы". Я буду читать предложения, а ты исправь их.

У мыши в лапках кошка.

Ребёнок: У кошки в лапках мышка.

Логопед: Маша надела голову на шапку.

Ребёнок: Маша надела на голову шапку.

Логопед: У шеи шарфик на мишке.

Ребёнок: У мишки шарфик на шее.

Логопед: Паша обводит лягушкой карандаш.

Ребёнок: Паша обводит карандашом лягушку.

Логопед: Посмотри, здесь какая-то шкатулка стоит, давай посмотрим, что там. Здесь колечки и записка "Собери цепочку, и она поможет тебе вернуться назад". Давай соберём цепочку, и наше путешествие закончится. (Ребёнок собирает цепочку, затем раскладывает её на полу и проходит по ней).

Логопед: Ну, вот, мы и вернулись. Смотри, а здесь нас ждёт медвежонок. Прочитай стихотворение о Мишутке, ему оно должно понравиться.

Ребёнок:

Сшил мишутка
Шубки мышкам,
Чтоб не зябли
Мышки слишком.

Логопед: Закончилось наше путешествие! Какой звук нас везде сопровождал?

Ребёнок: Ш

Логопед:А что тебе больше всего понравилось? (Ответы ребёнка).