Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе экспериментальной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню образованности выпускника школы, но и уровню профессиональной квалификации и компетентности современного учителя. На смену прежнему стилю педагогической деятельности, когда хватало одного вузовского образования, приходит новый жизненный стандарт: “Образование для всех, образование через всю жизнь”. Приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.

Методологической основой ГОСа второго поколения является системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает использование в обучении самых современных образовательных технологий и обусловливает требования к организации обучения как:

– организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

– выбор таких методов и приёмов обучения, которые формируют полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

– реализацию таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива ученика

К.Д. Ушинский говорил: “В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя”. В связи с этим модернизация образования, по нашему мнению, зависит в первую очередь от качества и эффективности деятельности работников образования, их профессионализма и компетентности. Особенно актуально это в отношении деятельности педагогов профильной школы.

Профессиональная компетентность педагогов профильного обучения включает социально-психологическую (коммуникативную), общепедагогическую (ключевую) и предметную составляющие. Динамика их развития обусловлена прежде всего процессом самореализации личности педагога в контексте педагогических условий, а также индивидуальных способностей, мотивированного стремления к самообразованию и самосовершенствованию, творческого отношением к делу, способности к самоанализу и проектной деятельности.

Не секрет, что большинство знаний и технологий требуют обновления или коррекции примерно через пять лет, вот почему профессионализм учителя несовместим со стагнацией. Даже обладающий высокой степенью профессиональной компетентности педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной эта проблема для педагогов нашего учебного заведения стала в 2007 году в связи с началом эксперимента по апробированию модульно-рейтинговой технологии в преподавании предметов естественнонаучного цикла в профильных классах. Перед педагогами были поставлены задачи не только адаптировать содержание школьных учебных курсов к требованиям модульно-рейтинговой технологии, но и разработать их методическое, психолого-педагогическое сопровождение. В ходе анализа исходного состояния школы № 45 г. Кемерово по вопросу готовности к началу эксперимента было определено, что данное образовательное учреждение обладает возможностями проведения такой деятельности. С 1997 года в школе были открыты медицинские классы, успешно функционировавшие до 2007 года, и классы углубленного изучения физики. Преподавание специализированных курсов в этих классах вели не только учителя школы, но и преподаватели КемГМА, КузГТУ, КемГУ. Кроме этого, имелся большой опыт реализации программ углублённого изучения физики, химии и биологии, элективных курсов естественнонаучного цикла. Несколько курсов были разработаны учителями школы и прошли экспертизу в МОУ ДПО “НМЦ”, получили положительные рецензии кафедр КемГМА.

Одной из трудностей начального этапа эксперимента стало то, что педагоги столкнулись с ограниченным количеством теоретической, методической литературы по вопросу реализации модульно-рейтинговой технологии в школе. К тому же, по-разному в научной литературе трактуются термины “модуль”, “модульный курс”. Не просто оказалось определить соотнесенность рейтинговых баллов с оценкой, которую педагог обязан выставлять как текущую в журнал. К примеру, если рейтинг определяется на протяжении изучения всего модуля и ученик обладает правом выбора самостоятельного изучения некоторых модулей, решая предложенные контрольные, проверочные работы, выполняя тесты и сдавая зачеты, то логичным ли будет выставление текущих оценок, которые не всегда отражают реальную картину успешности или неуспешности учебной деятельности старшеклассника? Этот и другие проблемы экспериментальной деятельности обсуждались в школе на семинарах, методических консультациях, совещаниях, педагогических консилиумах, педагогических советах и встречах с родителями.

Далее в процессе проведения эксперимента, в соответствии с его программой, деятельность учителей, его участников, осуществлялась на принципах взаимодействия, консультирования, обмена опытом. Были изучены не только история и теория содержания модульно-рейтинговой технологии, достаточно много статей через различные сайты Интернет о специфике реализации данной технологии в вузах, но и проанализированы и отобраны диагностические методики, которые бы позволили на всех этапах эксперимента определить уровень успешности его реализации.

На втором и третьем этапах эксперимента, в 2008-2010-е годы, творческим коллективом учителей было адаптировано содержание образования по профильным предметам естественнонаучного цикла к требованиям модульно-рейтинговой технологии; разработаны рабочие программы модульных курсов по физике, химии, биологии для 10-11 классов, а также программы элективных курсов для 10-11 классов “Методы решения физических задач”, “Сестринское дело”, “Генетика” (все программы к настоящему времени прошли экспертизу МОУ ДПО “НМЦ”, имеют положительные рецензии, включены в учебный план школы) Кроме этого, организовано психолого-педагогическое сопровождение эксперимента, осуществлялся мониторинг качества обучения по инновационной технологии. Результаты диагностических исследований качества обученнности учащихся экспериментальных групп (в сравнении с группой традиционного обучения выше в пределах 5-11 %) и удовлетворенности условиями обучения (в сравнении с контрольной группой, обучающейся по традиции, в пределах 10-15%) дали положительные результаты.

Мониторинг профессионального совершенствования педагогов, участников эксперимента, проводился с целью определения уровня их мотивации и удовлетворенности инновационной деятельностью. Изменение мотивации участия в эксперименте отражены в диаграмме и свидетельствует о сложности освоения и практической реализации модульно-рейтинговой технологии педагогами. Действительно, каждому участнику эксперимента, приходится готовить к каждому занятию большой дидактический, справочный материал, разрабатывать технологические карты учебных занятий, тесты, проверочные и контрольные работы в нескольких вариантах, темы сообщений, исследовательских работ, рефератов, практикумов, лабораторных работ и т.д.

Рисунок 1

Администрацией школы были созданы все условия для успешности деятельности педагогов-новаторов, а именно:

– курсы повышения квалификации в КРИПКиПРО;

– предоставление возможности изучения инновационной технологии через информацию на Интернет-сайтах;

– посещение городских и областных семинаров, конференций;

– методические консультации в МОУ ДПО “НМЦ” г. Кемерово;

– участие в городских конкурсах методического мастерства;

– участие во Всероссийском Фестивале “Открытый урок”, “Портфолио”;

– участие во Всероссийском конкурсе им. Я. Корчака “Педагогические инновации”;

– участие во Всероссийском интернет-педсовете “Учитель”;

– участие во II Всероссийском Педагогическом Форуме в г. Санкт-Петербурге

– публикации в сборниках статей МОУ ДПО “НМЦ”, в газете “Педагогический поиск”, журнале “Учитель Кузбасса”, сборнике материалов IV Международной НПК “Проблемы и перспективы развития образования в России” в г. Новосибирске.

– выступление с докладами на городских и областных семинарах, конференциях;

– проведение мастер-классов для студентов ГОУ СПО “Кемеровский педагогический колледж” и КемГУ;

Кроме этого, за счет образовательной субвенции в школе обновлена материально-техническая база учебных кабинетов, в том числе естественнонаучного цикла, установлено мультимедийное оснащение, предоставлена возможность доступа в Интернет, регулярно пополняется медиатека и электронные средства обучения.

Данная инновационная деятельность учителей материально поддерживается через стимулирующую часть фонда оплаты труда.

Все перечисленные действия оцениваются педагогами как положительные и формируют устойчивую удовлетворенность (по анкетам обратной связи) участия в эксперименте, несмотря на то, что нагрузка на учителя, реализующего обучение посредством модульно-рейтинговой технологии, достаточно большая.

На завершающем этапе эксперимента всем участникам было предложено оценить динамику личного профессионального роста. Данные анкет представлены в диаграмме (Рис. 1.) и свидетельствуют о том, что педагоги считают эту динамику положительной, отмечают значительные изменения в личном самосовершенствовании.

Мнение педагогов подтверждают Дипломы, призовые места, победы в конкурсах профессионального мастерства городского, областного, Всероссийского уровней. Два участника эксперимента стали победителями в конкурсе “Лучшие учителя России”.

Рисунок 2