Организация активной учебно-познавательной деятельности на уроках музыки

Разделы: Музыка


Урок музыки это сложный многосоставной урок, уникальный по своей сущности. Он включает в себя различные виды деятельности: музыкально - слушательскую, вокально - хоровую, пластическое интонирование, музыкально - исполнительскую (игра на детских музыкальных инструментах) и другие. Самыми основными видами деятельности являются музыкально-слушательская, вокально-хоровая и музыкально - исполнительская, эти виды деятельности, как правило, осуществляются на каждом уроке музыки, остальные виды деятельности не всегда используются на уроке музыки. Урок музыки проходит один раз в неделю и перед учителем музыки стоит сложная задача, провести этот урок как можно полноценнее, добиться положительных результатов от своих учеников в каждом виде деятельности. При этом надо помнить о том, что это урок искусства, где желательно преобладание живой музыки. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способности активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоёв населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

В своей практике я убедился в том, что большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сопоставления. Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю "ткань" музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Но эти работы не должны занимать большую часть урока. Я всегда сужу свои уроки по принципу - если такой урок может провести любой учитель предметник, то это плохой урок музыки.

В своей практике при организации музыкально - слушательской деятельности я часто использую аналитические таблицы, они очень удобны для детей и учителя. Такие таблицы я постепенно начинаю применять, начиная со второго класса. Таблицы постепенно усложняются, как показывает практика, детям нравится заполнять такие таблицы, они ощущают себя настоящими знатоками музыки. Таблица удобна для анализа и сравнения произведений, в одну таблицу может входить как одно произведение, так и несколько произведений, может быть одно многочастное произведение и тому подобное.

  Название произведения Название произведения
Характер    
Темп    
Динамика    
Регистр    
Форма    
Исполнительский состав    

Другой вариант таблицы предполагает, например, одно произведение, состоящее из нескольких частей, к примеру, романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновение"

  М.И. Глинка "Я помню чудное мгновение"
1 часть 2 часть 3 часть
Характер      
Темп      
Регистр      
Динамика      

Например, при изучении "Детского альбома" П.И. Чайковского можно использовать такую таблицу.

  Итальянская песенка Старинная французская песенка Немецкая песенка Неаполитанская песенка
Жанр (жанровый комплекс)   Песенная Танцевальная Танцевальная
Характер        
Темп        
Форма (или количество частей)        

Таблицы усложняются в зависимости от возраста и уровня знаний детей.

Необязательно, чтобы эти таблицы ученики записывали в тетрадь, возможно изобразить и заполнить такую таблицу на доске. При слушании хоровых или оркестровых произведений, если учитель ставит задачу определить тембры инструментов, то в первом столбике, вместо средств музыкальной выразительности могут быть перечислены инструменты оркестра или группы инструментов, если произведение хоровое, то голоса - женские и мужские.

Выполнение подобных заданий очень удачно применять в 5-8 классах, так как очень часто подростки начинают воспринимать музыку как "детский" предмет, а включение в урок подобных заданий придаёт уроку музыки в глазах детей значительную серьёзность. Подростки начинают осознавать связь музыки с другими предметами, историей, МХК, литературой. Подобные таблицы можно применять и в музыкальной школе на уроках музыкальной литературы и слушания музыки. Только для музыкальной школы таблицы должны быть значительно сложнее.

На уроке музыки в общеобразовательной школе, применяя подобные способы активизации учебно-познавательной деятельности, необходимо знать чувство меры. Урок музыки - это урок искусства, направленный, прежде всего, на общение с живой музыкой.