Праздник чисел

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель праздника: Ознакомление с историей происхождения и применения чисел. 

Задачи мероприятия:

  • Образовательные - расширить математический аппарат учащихся; способствовать формированию положительной мотивации к изучению математики; научиться применять полученные знания на практике.
  • Развивающие – расширить общекультурный багаж учащихся; развивать познавательные и творческие способности учащихся; развить логическое мышление, волю, эмоции.
  • Воспитательные – воспитывать чувство ответственности перед одноклассниками, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.

Внеклассное мероприятие проводится для 5-6 классов. Содержит познавательный, информационный, занимательный, исторический материал по курсу математики.

От каждого класса выбирается группа из 4 человек и ей дается право отвечать на вопросы, в любой момент можно взять помощь класса.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийная проекционная система
  • презентация
  • экран или интерактивная доска.
  • презентация
  • жетоны
  • грамоты победителей
  • листочки с изображением смайликов (по 3 смайлика на каждого ученика) 

Ход мероприятия

СЛАЙД 1

1-й ведущий:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкли речи!
А это о царице всех наук
Мы начинаем нашу встречу!

СЛАЙД 2

1 чтец:

Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула.
Уж из-под облачных ковров…

2 чтец:

И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над нашим с вами Волгоградом
Свет электрических огней!

СЛАЙД 3

3 чтец:

Все это – плод людских исканий,
Все это создано не вдруг.
Могучей силой точных знаний
И мастерства рабочих рук!

4 чтец:

И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Ее маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.

5 чтец:

Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!

СЛАЙД 4

2-й ведущий: Наш праздник посвящен числам.

СЛАЙД 5

Сегодня мы узнаем:

  • историю появления чисел и цифр;
  • познакомимся с различными системами счета;
  • познакомимся с удивительными свойствами некоторых чисел;
  • выучим умножение на 9 с помощью рук;
  • проверим вашу сообразительность и смекалку при вычислениях;
  • примем участие в викторине;
  • послушаем фокусы с числами.

Во время праздника будет много конкурсов, за правильные ответы будут выдаваться жетоны. По окончанию праздника команды, набравшие наибольшее количество жетонов, получат призы. Команды, которые будут плохо вести себя, будут в виде штрафа отдавать жетон за каждое замечание. Итак, начнем!

СЛАЙД 6

1-ый ведущий: История появления чисел:

Учиться считать люди начали с незапамятных времён. Древний человек хотел знать, сколько у него инструментов, оружия, животных. Но обучение шло очень медленно, так как учителем была сама жизнь.

Наблюдая за окружающим, первобытные люди, из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы.

СЛАЙД 7

Из колоса – одно зерно, из стаи уток – одну утку и так далее. Видя двух уток, он сравнивал их с парой глаз, а если видел их больше, то говорил – «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и так далее.

Учиться считать требовала сама жизнь. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, когда люди стали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Если человек хотел поменять копье на пять шкур, он клал на землю одну руку и показывал, что против каждого пальца нужно положить шкуру. Две руки означало десять. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога – пятнадцать, две руки и две ноги – двадцать.

Так люди постепенно учились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» эти числа с помощью палки или верёвки.

Медленно и очень трудно люди накапливали знания. В древние времена не существовало единой для всех стран системы счёта.

СЛАЙД 8

2-й ведущий:

Перед вами таблица, в которой показано, как в разных странах обозначали числа

СЛАЙД 9

1) Перед вами Египетская система счета. Чему будет равно число в арабской системе?

—> 1205
—> 1 023 029

СЛАЙД 10

2) А это система счета племени индейцев Майя. Чему будет равно число в арабской системе?

 —> 40

СЛАЙД 11

3) До наших дней Римская система обозначения чисел. Определите число

XXXVI —> 34
CLXI —> 161
XCIII  —> 93

СЛАЙД 12

4) Числа можно передавать и с помощью жестов. Вот посмотрите.

СЛАЙД 13

1-ый ведущий: Современные числа состоят из цифр, которых всего 10. Посмотрим на них:

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка-третий из значков.
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

СЛАЙД 14

2-ой ведущий: Одна из существующих в настоящее время версий появления цифр – исследование И. Любовинкина, он считает, что написание цифр зависит от первой буквы названия цифр.

СЛАЙД 15

Число один – цифра единица (1). Это слегка подправленное написание скорописной строчной буквы «Е» с вензелем внизу в виде петли.

Число два – цифра двойка (2). Нас учили писать строчную скорописную букву «Д» в первом классе. Это кружок в строке и удлиненная петля вниз. Теперь давайте мысленно приподнимем букву над строкой, а петлю заменим вензелем с волнистым хвостиком. Получится двойка.

СЛАЙД 16

Число три – цифра тройка (3). Это повернутая на 90 градусов скорописная буква «Т».

Число четыре – цифра четвёрка (4). Название начинается на букву «Ч». Сегодняшнее написание четверки практически абсолютно повторяет написание Русской буквы «Ч». Таким образом, цифра написанием повторяет первую букву своего названия на Русском языке.

Число пять – цифра пятёрка (5). Это повернутая на 90 градусов скорописная буква «П».

СЛАЙД 17

Число шесть – цифра шестёрка (6 Если нарисовать дугу, а в центре дуги нарисуйте вертикальную черту. Получилась скорописная буква «Ш», как ее писали когда-то. А теперь попробуйте написать целую строчку таких букв, но по возможности быстро. Получились лежащие на боку шестерка, осталось сделать поворот на 90 градусов.

Число семь – цифра семёрка (7). Семерка не всегда писалась в виде перечеркнутой кочерги. В 15-16 вв. и в отдельных случаях вплоть до конца 18 века она писалась в виде буквы «С» с вензелем в виде волнистой и маленькой петли сверху. Именно эта информация и натолкнула на догадку, которую вы можете увидеть.

Число восемь – цифра восьмерка (8). Здесь все просто, буква «В» явственно проглядывает в очертаниях восьмерки.

Число девять – цифра девятка (9). Конечно, это строчная буква «Д», недорисованная двойка, без петель и волнистых.

Из выше изложенного следует, возможно, изобретатели десятичной системы счисления разговаривали и писали по-РУССКИ, знали кириллицу, и использовали начальные буквы названий цифр для обозначения их в десятичной системе счисления.

СЛАЙД 18

1-ый ведущий: Вот так выглядят числа больше, чем миллиард

СЛАЙД 19

2-ой ведущий:

А кто-нибудь из вас предполагал, что очень легко запомнить, чему равно умножение на 9 с помощью рук. Смотрите.

Пронумеруем пальцы рук так, что палец, расположенный слева обозначим 1, затем 2 и т.д. Чтобы умножить 4 на 9, то для этого, не двигая рук, надо загнуть палец с номером 4. Число пальцев, лежащих слева от согнутого, определяет число десятков – 3 , а число пальцев, лежащих справа от согнутого, означает число единиц – 6.

СЛАЙД 20

Давайте проверим: 7 · 9, слева от 7 пальца стоит 6, а справа 3, значит, ответом будет 63.

Таким образом, таблицу умножения на 9 можно выучить с помощью рук.

СЛАЙД 21

1-й ведущий:

Возьмите числа, кратные 3 – от 3 до 27. если их умножить на 37, то получится занятный результат:

3 × 37 = 111             18 × 37 = 666
6 × 37 = 222   21 × 37 = 777
9 × 37 = 333   24 × 37 = 888
12 × 37 = 444   27 × 37 = 999
15 × 37 = 555            

СЛАЙД 22

Или еще так:

33 × 3337 = 111 111             198 × 3337 = 666 666
66 × 3337 = 222 222   231 × 3337 = 777 777
99 × 3337 = 333 333   264 × 3337 = 888 888
132 × 3337 = 444 444   297 × 3337 = 999 999
165 × 3337 = 555 555            

СЛАЙД 23

2-й ведущий:

Задание: расставить знаки арифметических действий так, чтобы получился заданный результат. Например:

  • 2 2 2 2 2 = 1
  • 2 2 2 2 2 = 2
  • 2 2 2 2 2 = 3
  • 2 2 2 2 2 = 4
  • 2 2 2 2 2 = 5
  • 2 2 2 2 2 = 6
  • 2 2 2 2 2 = 7
  • 2 2 2 2 2 = 8
  • 2 2 2 2 2 = 9
  • 2 2 2 2 2 = 10

СЛАЙД 24

2 + 2 – 2 – 2 :2 = 1 или 22 – 22 + 1 = 1, эти операции можно проделывать и дальше до числа 25.

СЛАЙД 25 Попробуйте свои силы для 2, 3, 4, 5

СЛАЙД 26

1-ый ведущий:

А кто без ручки и карандаша, в уме, сможет вычислить: 59 × 9 = 531

СЛАЙД 27 82 × 8 = 656

СЛАЙД 28 139 · 46 + 139 · 54 = 13900

СЛАЙД 29 198 ·257– 198 ·157 = 19800

СЛАЙД 30 25 ·78 ·4 = 7800

СЛАЙД 31 169 ·5 ·2 = 1690

СЛАЙД 32

2-й ведущий:

Теперь пришло время для викторины. За каждый правильный ответ, вы будите получать жетон. С места не кричать, иначе будем применять штрафные санкции.

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  2. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (На березе яблоки не растут)
  3. Какая разница между числом и цифрой? (цифр - 10, а чисел – бесконечно много)
  4. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, большее двух и меньшее 3? (запятую и получится 2,3)
  5. Кирпич весит 2 кг и полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг, т.к. 2 кг весят полкирпича)

СЛАЙД 33

  1. В известной сказке «Поди, туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» царь послал стрелка Андрея за « тридевять земель». Вопрос! Тридевять – это сколько? (3 по 9 = 27).
  2. Наименьшее семизначное число? (1 000 000)
  3. У 4 целых палок 8 концов. А сколько концов у 4 целых палок и одной половинки? (10 концов)
  4. Число десятков в тысяче? (100)
  5. Число, которое делится на все числа без остатка? (0)
  6. В комнате горели три лампочки, одна потухла. Сколько лампочек осталось? (3)
  7. В комнате горели три свечи, одна потухла. Сколько свечей осталось? (1, остальные сгорели)

СЛАЙД 34

1-й ведущий:

Фокус 1: Отгадывание чисел

  • Задумайте любое число (желательно до 20, а то будет трудно считать в уме)
  • Прибавьте к нему 4
  • Умножьте сумму на 3
  • К полученному произведению прибавьте 3
  • Результат умножьте на 2
  • Вычтите 12
  • Результат разделите на 6

Сообщите результат.

  • Отнять 3 и сказать результат: «Задумано было число …»

Решение:

СЛАЙД 35

2-й ведущий:

Фокус 2: Сплошной отдых!

Я докажу вам, что в течение учебного года вам почти некогда учиться в школе.

В году 365 дней, из них 52 воскресных, праздничных дней 10: 1, 2, 3, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 12 июня, 4 ноября. Значит, отпадает 62 дня, остается 303.

Летние, зимние, осенние, весенние каникулы продолжаются 100 дней. Вычитаем и их. Остается 203.

Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года. Следовательно, еще 365 : 2 = 183 дня отпадают. Остается 20 дней

Но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадают.

Остается всего 5 дней. Многому ли тут можно научиться?

СЛАЙД 36

1-й ведущий:

Фокус 3: Стрижка наголо

Вышел я из парикмахерской и встретил приятеля. «Что же это ты столько волос на голове оставил? Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове?». «Ну, метр, два» – сказал я, ожидая подвох.

Приятель рассмеялся: «Ошибся. И во много раз. Считая, что после стрижки остаются волосы в 1 мм, а число их в среднем на голове человека равно 200 000, можно получить удивительный итог: после стрижки «наголо» остается около 200 м волоса!»

2-й ведущий:

А в заключение мы хотим прочитать вам стихотворение К. Анкундинова «Ученый кот» и надеемся, что у вас все будет не так как у героя.

СЛАЙД 37

У кошки маленький котеночек подрос.
– Как дальше быть? – возник вопрос.
Ловить мышей – такая штука,
Что тут теперь нужна наука?

Решила мать, что впору
Послать котенка в школу.
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася…

СЛАЙД 38

С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.

СЛАЙД 39

Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).

СЛАЙД 40

Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке «Умелых лапок».

СЛАЙД 41

Решал, едва не плача,
Он про бассейн задачу.
(Сколь выльется сметаны,
Когда открыты краны).

Был в геометрии как дома
Знал доказательств остроту.
Тригонометрия знакома
Была прилежному коту.

СЛАЙД 42

И через 10 лет, науками богат,
Понес наш кот из школы аттестат…
В то время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки.

Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
Исконного врага узнал он мигом.

СЛАЙД 43

Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!

СЛАЙД 44

Тут надо применить
Научных знаний базу…

СЛАЙД 45

Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонкою
Затем в системе СГС
Нашел его удельный вес.
V – скорость, ускоренье – а.
(А брызги сыплются с пера!)

По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро;
Привел ответы, глядя в книгу,

СЛАЙД 46

К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку…

Пока ученый кот над уравненьем бился,
Мышонок в норке скрылся.

СЛАЙД 47

Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой!

1-й ведущий: подведем итог.

Показать каждой команде количество набранных жетонов. Команды, набравшие наибольшее количество жетонов, получают грамоты.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов. Старинные занимательные задачи М.: Наука, 1988 г
  2. Т. А. Лепёхина. Математическое ассорти. Волгоград.: Учитель, 2009
  3. www.detiseti.ru/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=2968&forum=14 Стихи Аллы Гольцевой о цифрах
  4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3133/%D0%A6%D0%98%D0%A4%D0%A0%D0%AB
  5. mathematik.boom.ru/HISTORY/EGYPT/scet.htm
  6. www.fund-intent.ru/Document/Show/3735
  7. goldlara.narod.ru/numbers/numbers.htm

Анимашки

  1. www.livegif.ru/Gallery/OTHERS/PRAZNIKI/BIRDTH/PARTY2.GIF праздник
  2. svetlanal.narod.ru/mw/mw001.gif древний человек 1
  3. svetlanal.narod.ru/oldman/oldman03.gif древний человек 2
  4. animashky.ru/flist/obludi/22/24.gif древний человек 3
  5. animashky.ru/flist/obludi/22/19.gif древний человек 4
  6. www.gifpark.su/Gifs/ANIMALS/ani-duck_female.gif утка
  7. www.gifpark.su/Gifs/ANIMALS/CAT38.gif кот с маятником
  8. animashky.ru/flist/objiv/162/397.gif кот с маятником 2
  9. www.gifpark.su/Gifs/PEOPLE/M/Info_01.gif ученый
  10. animashky.ru/flist/obludi/29/8.gif ученый 2
  11. animashky.ru/flist/obludi/42/19.gif ученый 3
  12. www.gifpark.su/Gifs/COSMOS/45r2.gif ракета
  13. www.gifpark.su/Gifs/PEOPLE/M/anim076.gif астроном
  14. www.gifpark.su/Gifs/COSMOS/r3.gif спутник
  15. www.gifpark.su/Gifs/COMPUTER/10.gif программист
  16. animashky.ru/flist/obludi/42/16.gif доска
  17. animashky.ru/flist/obnauk/11/64.gif рука
  18. animashky.ru/flist/obnauk/2/80.gif звезда
  19. animashky.ru/flist/objiv/16/873.gif кот
  20. animashky.ru/flist/objiv/162/271.gif кот 1
  21. animashky.ru/flist/objiv/162/306.gif кот 2
  22. animashky.ru/flist/objiv/161/103.gif кот 3
  23. animashky.ru/flist/objiv/163/466.gif кот 4
  24. animashky.ru/flist/objiv/163/468.gif школа
  25. turkaget.files.wordpress.com/2010/08/2mathgr.gif математика
  26. www.kindbook.com/maths/1_mathematics_digits.gif числа
  27. www.kindbook.com/maths/0_zero_counting_for_math_lessons.gif цифра 0
  28. laaax.ru/uploads/posts/2009-10/1255850178_48891449_cifruy.gif цифры

Картинки

  1. s46.radikal.ru/i113/0901/a3/8d65a08c1723.jpg ученица
  2. www.deti-66.ru/assets/images/forparents/homeeduc/Academia/zifry.jpg ученик
  3. i064.radikal.ru/1009/c0/a028483fe143.jpg цифра 9
  4. seriali-online.ru/_fr/33/2295632.jpg цифра 3
  5. s44.radikal.ru/i103/0905/d3/ffa91fa7e43f.jpg цифра 1
  6. i064.radikal.ru/1009/71/26271e172b2b.jpg цифра 4
  7. russian.cri.cn/newru/chinese/lesson07/img/4.jpg руки
  8. sevdig.sevastopol.ws/gal/gal_bomb/b09.jpg норка
  9. im7-tub.yandex.net/i?id=127045312-06 шкура 1
  10. im0-tub.yandex.net/i?id=63629360-04 шкура 2
  11. im7-tub.yandex.net/i?id=4675199-07 глаза
  12. im4-tub.yandex.net/i?id=52186038-02 кот
  13. im3-tub.yandex.net/i?id=188454125-02 льющееся молоко
  14. im6-tub.yandex.net/i?id=177676383-02 вязаная мышка 1
  15. im8-tub.yandex.net/i?id=95790550-09 вязаная мышка 2