Урок математики в 5-м классе на тему "Сложение, умножение, деление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над десятичными дробями; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
  • развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;
  • воспитывать стремление достигать поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

Презентация к уроку

I.  Повторение (теория и решение примеров).

1) Правило сложения десятичных дробей:

–  уравнять в дробях количество знаков после запятой;
  записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  выполнить сложение, не обращая внимание на запятую;
  поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Решаем у доски вместе с учащимися (можно вызвать сразу несколько учеников, можно решать за доской и т.д.)

№ 1. Уравняйте количество знаков после запятой и выполните сложение:

а)   5,81 + 2,1 = 7,91
б)   2,7 + 3,01 = 5,71
в)   6,5 + 0,42 = 6,92
г)    88,01 + 12,1 = 100,11

2) Правило умножения десятичных дробей:

–  выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
–  отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить, то впереди пишут нуль или несколько нулей.

№ 2.  Выполните умножение:

3) Правило деления на десятичную дробь:

– в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
– выполнить деление на натуральное число.

№ 3. Выполните деление:

а) 7,56 : 0,6 =  12,6
б) 10,5 : 3,5 = 3
в) 16,51:1,27 = 13
г) 0,468 : 0,09 = 5,2
д) 0,456 : 3,8 = 0,12

Ещё раз устно проговариваем правила.

II. Самостоятельная работа

№ 4. Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

1)  5,8 + 22,191=
2)  6,025 х 5,6 =
3)  1,15 х  0,4 =
4) 0,182 : 1,3 =
5) 131,67 : 5,7 =

1,4

23,1

0,46

2,11

0,14

0,4

27,991

3,4

33,74

27

8,22

2,6

М

П

Ю

О

З

Л

Ь

О

В

Д

Е

Ц

Ответ: слово МОЛОДЕЦ

№ 5. Тест

Вариант 1

1) Выполните сложение:

395,486 + 4,58

Ответы:

а) 853,486
б) 400,066
в) 395,954

2) Выполните умножение:

2,87 х  5,6

Ответы:

а) 16,072
б) 15,172
в) 150,72

3) Найдите значение частного:

1,598 : 4,7

Ответы:

а) 34
б) 0,34
в) 0,034

Дополнительно:

Найти значение выражения:

4,36 : (3,15 + 2,3)

Ответы:

а) 8
б) 1,8
в) 0,8

Вариант 2

1) Выполните сложение:

7,6 + 908,67

Ответы:

а) 916,27
б) 1668,67
в) 909,43

2) Выполните умножение:

0,85 х  4,07

Ответы:

а) 345,95
б) 3,4595
в) 3,4605

3) Найдите значение частного:

39,156 : 7,8

Ответы:

а) 5,2
б) 0,52
в) 5,02

Дополнительно:

Найти значение выражения:

6,93 : (0,028 + 1,512)

Ответы:

а) 0,45
б) 45
в) 4,5

Ключ к тесту:

 

1)

2)

3)

Доп.

I. вариант

Б)

А)

Б)

В)

II. вариант

А)

Б)

В)

В)

III. Итог урока и домашнее задание.

– Сформулируйте правила сложения десятичных дробей.
– Как умножить две десятичные дроби?
– Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.

Домашнее задание:

– повторить правила;
– решить № 1228 (д, е), 1405 (л, к), 1456 (з)

Список литературы:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд, Математика учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина
  2. А.С. Чесноков, К.И. Нешков, Дидактические материалы по математике для 5  класса средней школы. –– М.: Просвещение, 1997.
  3. И.Н. Карамшук, Создание компьютерных презентаций: практические работы по курсу «Пользователь ПК».–– Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2008.