Сочинение по сюжетным рисункам В.Г. Сутеева к сказке "Яблоко". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.
  2. Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера
  3. Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, соавторство.
  4. Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.
  5. Способствовать формированию любви к слову и интереса к творчеству писателя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация (Приложение1), сюжетные картинки (Приложение 2), карточки со словами (Приложение3), индивидуальные листы с дифференцированным заданием по группам (Приложение4).

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня у нас урок-игра, но игра не простая, а взрослая – деловая. Мы попробуем с вами внести свой вклад в написание сказки. Приложение 1.

Слайд 1.

– Какие сказки вы знаете?

– На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)

Слайд 2.

– Чем отличаются авторские сказки от народных? (У авторских есть автор, а народные сочиняет народ)

II. Вступительная беседа учителя:

“Сегодня на уроке мы будем работать с рисунками известного писателя и художника. Прежде чем я назову вам его имя, проведем небольшую викторину, посмотрим, знаете ли вы его рассказы. (Учитель показывает рисунки-иллюстрации В.Сутеева школьникам из хорошо известных ученикам рассказов: “Кто сказал “мяу!”?”, “Разные колеса”, “Три котенка” и др.; те отгадывают, о каком рассказе идет речь?”

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные.

Слайд 8.

Слайд 9.

Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.

Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы.
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе трудятся.)
– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в беседе.)
– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)

Слайд 10.

Итак, мы сегодня на уроке представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключаться не в том, чтобы что-то дорисовывать к авторским рисункам, а в том, чтобы “расшифровать” замысел художника и составить рассказ по его рисункам к сказке “Яблоко”.

III. Работа над сочинением.

  1. – Как называется сказка? ( “Яблоко”)
  2. – Определим тему сказки, т. е. о чем она? (О том, как звери нашли яблоко и его делили)

    – Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке происходят волшебства и звери разговаривают)

    – Мы сегодня будем писать рассказ по картинкам, так как мы еще не умеем записывать прямую речь, то есть то что говорят герои.

    – Если мы пишем рассказ, то какой тип речи мы используем? (Повествование. Восстанавливаются события, которые идут одни за другими)

    – Какова композиция произведения? (Завязка, развитие событий, кульминация, развязка)

  3. – Восстановим порядок событий с помощью сюжетных картинок (Работа в парах. В конвертах картинки. Разложить по сюжету). Приложение 2.
  4. – Какова главная мысль произведения?

  5. Составление плана по картинкам.

Слайд 11.

Слайды по одному:
Заяц находит яблоко
Ворона срывает яблоко
Яблоко убегает
Звери не могут поделить яблоко
Помощь Михаила Ивановича
Яблоко разделили.

IV. Орфографическая работа.

Приложение 3.

– Назовите главных героев. (Заяц, Ворона, Ёжик, Медведь)

– Давайте дадим имена героям. (Заяц Коська, Ворона Каркуша, Ежик Иголкин, Медведь Михаил Иванович)

– Как написать клички, фамилии и отчества героев? (С большой заглавной буквы, т.к. это имена собственные)

– Описание животных:

Заяц Коська (какой?) весёлый, быстрый

Ворона Каркуша (какая?) крикливая, хитрая, серая

Ёжик Иголкин (какой) колючий, шустрый, находчивый

Медведь Михаил Иванович (какой?) мудрый, справедливый, большой

– Какова роль каждого героя?

Слайд 12.

Заяц Коська – увидел яблоко
Ворона Каркуша – сорвала
Ёжик Иголкин – поймал
Медведь Михаил Иванович – рассудил и померил

V. Пересказ по плану и сюжетным картинкам.

(С элементами художественного вымысла, т.е. можно добавить что-то своё)

– Какая главная мысль произведения? Что хотел сказать автор?

– Выберите пословицу, которой можно закончить свой рассказ.

Слайд 13.

VI. Запись текста на индивидуальных листах. Сложность задания дифференцирована по группам. Приложение 4.

VI. Проверка записанных текстов. (По 1 человеку из каждой группы)

VII. Д.з.: Отредактировать получившийся текст, записать его на отдельном листе и сделать рисунок. Каждый лист будет страничкой в книге соавторов В Г. Сутеева, учеников 2-В класса.

VIII. Итог урока.

Оценка и самооценка (рефлексия):

– что понравилось на уроке?

– что каждый из вас может сказать о своей работе на уроке?

Слайд 14.

IX. Учитель подводит итог

Слайд 15.

– Всем спасибо за сотрудничество на уроке! Вы отлично поработали!