Путешествие в зимний лес

Разделы: Логопедия


Цели.

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать, систематизировать и обобщить знания детей по лексическим темам: “Зима. Признаки зимы”, “Дикие и домашние животные”, “Перелетные и зимующие птицы”;
  • развивать фонематические представления, звуковой анализ и синтез;
  • закреплять навык послогового чтения;
  • продолжать работу по отгадыванию загадок и ребусов;
  • продолжать учить составлять и анализировать предложения с предлогами;
  • продолжать учить образовывать и практически употреблять в речи притяжательные прилагательные по теме “Животные”, существительные в родительном, творительном и предложном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, память, воображение, сообразительность;
  • развивать координацию речи с движением, графо-моторные навыки, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии.

Оборудование: мультимедийная доска для показа слайдов, СD-проигрыватель, диск с записью музыки П. И. Чайковского “Январь”, запись “скрип снега”, сюжетные картины, ребусы, раздаточный материал для составления схем предложений, магнитная доска, магнитные буквы, шаблоны для обводки, цветные карандаши.

Ход занятия

Логопед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да!)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Логопед: Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? Какие изменения происходят в природе зимой? В какие игры можно играть зимой на улице? Как мы одеваемся зимой? (Беседа по теме, показ слайдов)

Логопед: Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда – узнаете, отгадав загадку:

Стоит летом в шубу одетый,
А зимой – раздетый. (Лес)

Показ слайда, звучит музыка Чайковского П. И. “Январь”.

Логопед: Что значит “в шубу одетый”? На чем мы отправимся в лес? (На лыжах)

Под музыку имитация движений ходьбы на лыжах, проговаривание стихотворения.

В лес примчался
Первый снег.
Попросился
Но ночлег...
Перепуганный
Не в шутку,
Примерять стал
Зайчик шубку!
Без иголки,
Без портного
Шубка новая готова!

Логопед: Итак, мы в лесу. Зимой в лесу тихо-тихо, только снег под ногами скрипит. Послушайте, сколько раз скрипнул снег под нашими ногами? (Прослушивание записи “Скрип снега”)

Логопед: Кого мы можем встретить зимой в лесу? Какие животные к зиме меняют шубку? Каких птичек можно в лесу увидеть? Как называют этих птиц? (Показ слайдов)

Что неправильно в нашем зимнем лесу? (Показ слайда-нелепицы: зимой не растут грибы, не ползают ящерицы, не летают ласточки, не бегают ежики)

Логопед: Шли мы по лесу, шли, вдруг на дорогу выскочил… как вы думаете, кто?

(Предъявление схемы и изображений животных: лось, волк, куница)

i

Рисунок 1

Звуко-слоговой анализ слова “волк”. Выкладывание слова на магнитной доске.

Логопед: Давайте убежим от волка. Для этого нам надо подняться на горку. Чтение слов:

Рисунок 2

Выкладывание слов на магнитной доске.

Логопед: Убежали мы от волка, сели отдохнуть на горке (сели на пуфики). Высоко сидим, все видим. Смотрите, за елкой мелькнул чей-то хвост. Чей он? (Показ слайдов).

Хвост беличий, лисий, волчий, заячий, львиный. Что неверно? (Лев живет в жарких странах, его мы не можем увидеть в зимнем лесу)

Смотрите, кто-то сидит на ветке, спрятался, еле видно. Давайте расшифруем. Нужно зачеркнуть все неправильно написанные буквы и прочитать слово

(На доске)

Рисунок 3

Логопед: Правильно, “сова”. (Показ слайда - картинка с изображением совы) А почему сова сидит на ветке неподвижно, как будто неживая? ( Сова днем спит, а вечером и ночью охотится на мышей).

Отдохнули мы, дальше пошли. Вдруг на дорогу выбежал…кто? (Показ слайда: слоги)

БАН КА

Что-то тут не так. Какое дикое животное заколдовано? Как нам прочитать? (Слоги поменять местами: КА-БАН)

А здесь какие две зверюшки?

ЛИ ЯЦ
ЗА СА

Логопед: Как вы думаете, что может произойти, если встретятся лиса и заяц? Давайте поможем спрятаться зайке от лисы при помощи наших маленьких помощников – предлогов (Показ на доске слайдов: предлоги и картинки)

ПОД В У ЗА

Составление предложений, например: “Заяц может спрятаться от лисы под елкой”.

Составление схем предложений, разбор: сколько слов в предложении? Назови первое (второе, третье) слово в предложении, назови “маленькое слово” предлог.

Логопед: Тем временем, пока мы гуляли, стало темнеть. А темнеет зимой рано, нам надо выходить из леса. Но кто-то нас не пускает. Отгадаем, кто? (Предъявляется слайд-ребус, который потом заменяется словом “сорока” и картинкой)

40 А    С О Р О К А

Логопед: Сорока говорит, что видела в лесу животных, а каких, вы узнаете, разгадав ребусы.

Показ на доске ребусов, слово отгадывается по первым звукам.

КОРОВА

СЛОН

КОТ

Логопед: Могла сорока видеть этих животных в лесу? (Нет, корова и кот – домашние животные, слон живет в жарких странах)

А еще сорока приготовила нам задание: прочитать слова и составить предложения.

ЗИМА КРЫШИ СНЕГ

(Слова написаны буквами разных шрифтов)

Логопед: Вышли мы из леса и попали… а куда же мы попали? Вывеска старая, буквы стерлись, Давайте восстановим.

Рисунок 4

Показ слайда: сюжетная картина “Ребята играют в хоккей”. Игра “Чего не хватает?” - составление предложений, например “Мальчику не хватает клюшки”. “У мальчика нет шапки”.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, где мы были? Что видели? Кто нам встретился? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

А чтобы эта зимняя прогулка осталась надолго в нашей памяти, давайте нарисуем жителей зимнего леса. (Обводка, дорисовывание и раскрашивание зверей по шаблонам).