Интегрированный урок математики и литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Математика


Ход урока

I. Орг. момент.

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Проверьте всё ли у вас готово к уроку: на партах у вас должна лежать тетрадь, ручки, простой карандаш, линейка. Вы готовы? Молодцы.

II. Сообщение темы и целей урока.

У: Ребята, хотя тема нашего сегодняшнего урока и звучит « Закрепление вычислительных навыков в пределах 100», но начнём мы урок с литературного отступления. На уроках чтения мы с вами проходили большой раздел: « Устное народное творчество» и в нём знакомились с русскими народными… (на доске заранее висят иллюстрации дома Бабы – Яги, заколдованного замка).

Д: Сказками.

У: Правильно. Мы с вами знаем, что сказки бывают….

Д: Русские народные и литературные.

У: Кто придумал эти сказки?

Д: Русские народные – придумал народ, а литературные – конкретный автор.

У: Какие виды сказок вы знаете?

Д: Волшебные, бытовые, сказки о животных….

Стук в дверь.

У: Ой, ребята, кто – то к нам пришёл, давайте посмотрим (заходит Царевна Несмеяна).

Царевна Несмеяна (Ц.Н): Здравствуйте ребята.

У нас в царстве случилась беда,
В мой замок прокралась Яга.
Его она хочет сломать,
Нельзя в нём смеяться,
Нельзя в нём играть.
Прошу вас, пожалуйста, мне помогите
Цвета у радуги вновь соберите.

Баба – Яга прислала Вам письмо (передаёт письмо учителю).

У: Давайте его прочитаем. Пойдите туда, не зная куда,

Соберите то, не зная что.
К сказочным друзьям моим загляните
И заданья их быстро решите.
У них возьмите подсказки в ответ
И замка вам откроется секрет.
Домой вы сможете попасть,
По небу налетавшись всласть.

– Поможем царевне спасти замок, выполним задания Бабы – Яги и её друзей?

Д: Да.

У: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Что вы можете сказать про сегодняшнее число?

Дети отвечают число чётное или нечётное, двузначное или однозначное, сколько в нём десятков и единиц.

III. Устный счёт. (Графический диктант)

У: Вот и первый наш гость. Догадались, кто это?

(на доске висит иллюстрация печки из сказки « Гуси – лебеди»)

Д: Да. Это печка. Из сказки « Гуси – лебеди».

У: И вот её задание. Ваш любимый графический диктант: если вы согласны с моим утверждением, то пишите, если нет,то – .

  1. Разность чисел 16 и 5 равна 11.
  2. Если 10 увеличить на 8, то получим 18.
  3. В 1 ч. – 50 мин.
  4. В 1 м – 100 см.
  5. 15 больше чем 6 на 9.
  6. Если 23 уменьшить на 3, то получим 21.

– Ребята, посмотрите, что у Вас должно было получиться.

– У нас с Вами получился маршрут путешествия. Вот и наша карта.

(вывешивается карта путешествия).

IV. Работа над задачей.

(на доске появляется иллюстрация Золотой рыбки)

У: Из какой сказки этот герой?

Д: Из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

У: Рыбка на песке решала задачу, вдруг набежала волна и смыла часть задачи. Ваша цель восстановить задачу. « В пруду у рыбки – 20 подружек, а в озере на 10 больше, чем в пруду. Сколько всего подружек у Золотой рыбки?».

(На доске заранее записана часть задачи)


1) 20 – 10 = 10 (п.)

Ответ: всего 10 подружек.

Читаем условие задачи, соотносим его с краткой записью.

– Чего не хватает в краткой записи?

Д: В задачи не хватает вопросы перед предлогом НА, так, как не известно, сколько рыбок в озере, а лишь сказано, что на 10 больше.

– Ещё не хватает фигурной скобки, так как главный вопрос задачи – сколько всего рыбок?

(К доске вызывается ребёнок, дописывает условие до конца)

У: Что рыбка ещё сделала не так?

Д: Задача решается в два действия, так как в условии два вопроса, а рыбка решила одним.

– Первое действие выполнено неверно, оно решается сложением, так как в условии есть слова НА 10 БОЛЬШЕ,

Значит:

1) 20 + 10 = 30(п.) – в озере.

У: Как запишем второе действие?

Д: Второе действие выполняется сложением, так как вопрос « сколько всего».

У: Молодей! Запиши.

2) 30 + 20 = 50 (п.) – всего.

Ответ: всего у рыбки 50 подружек.

У: Молодцы, мы справились и с этим заданием.

V. Физ. минутка. 

У: Полпути мы с вами уже прошли. Следующий сказочный герой у нас на пути – КОЛОБОК.

– Из какой он сказки, кто его автор?

Д: Колобок – русская народная сказка.

У: Колобок круглый, толстый, он устал и просит вас сделать с ним зарядку.

(проходит физ.минутка)

VI. Закрепление пройденного материала.

У: Посмотрите, вот и следующие персонажи, вы их узнали?

(на доску прикрепляется иллюстрация двоих из ларца)

Д: Да, это Двое из ларца.

У: Они одинаковые и очень любят сравнивать всяческие предметы. Вот их задание: начертите 2а отрезка, один красный – 1дм, второй зелёный – 7см. На сколько см красный длиннее зелёного?

Можем ли мы сразу начертить и вычислить разницу?

Д:- Нет, т.к. даны разные единицы измерения. Сначала нужно перевести 1 дм в сантиметры, 1 дм = 10 см. Теперь мы можем начертить и решить.

(Вывешивается таблица 1 дм = 10 см)

У: Это задание вам надо выполнить самостоятельно, а потом мы с вами проверим, что у вас получилось.

После того, как ребята сделают, появляется правильный ответ:

1 дм = 10 см.

10 – 7 = 3(см).

Ответ: красный отрезок длиннее зелёного на 3 см.

У: Молодцы, я смотрю, все справились с заданием. Наконец, мы добрались до последнего героя. Кто это? Вы узнали его?

Д: Это Водяной из русской народной сказки «Летучий корабль».

У: Водяной у вас решил проверить, как вы умеете считать. И для этого он подготовил математические выражения со скобками. Для каждого ряда своя пара примеров. Но прежде чем решать, давайте вспомним порядок действий в выражениях со скобками.

Д: Сначала выполняются действия в скобках, затем за скобками.

(К доске приглашаются 3 ученика, им раздаются карточки с примерами)

1 карточка 2 карточка 3 карточка
20 + (5 + 5) =?
70 – (20+30)=?
(7 + 3) + 30 =?
78 + (9 – 7) =?
70 – (40 – 30) =?
100 – (80 – 50) =?

У: Обратите внимание на ответы, скажите, что у них общего?

Д: Все числа круглые, чётные и двузначные.

VII. Подведение итогов.

У: Молодцы, вот мы с вами и дошли до замка.

Посмотрите, он превращается в цветной, красивый дворец.

(Рисунок на доске меняется…)

Посмотрите, какие геометрические фигуры использовались в построении замка?

Д: Квадрат, прямоугольник, треугольники, круг.

У: У квадрата 4 равные стороны, 4 прямые угла,4 вершины; у треугольника – 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.

У: А какие цветы здесь присутствуют?

Д: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

У: Правильно, а это цвета радуги. Вот мы с вами и собрали радугу.

У: А давайте узнаем сколько км, мы прошли от домика Бабы –Яги до замка царевны. Для этого вам нужно сложить числа которые написаны под иллюстрацией каждого сказочного героя.

Д: 2 км + 7 км + 3 км + 5 км + 6 км = 23 км

У: Посмотрите, какой длинный путь нам проделать и мы с вами устали. Прежде чем вернуться домой. Давайте послушаем нашу царевну Несмеяну.

Ц.Н.:

Большое спасибо, Вам наши друзья!
Без вас мне бы справиться, было нельзя.
Вы злую Ягу не боясь победили,
Мне, Несмеяне, Вы все угодили!

*******
В награду Вам ларец,
Туда спрятан леденец.
Каждому достанется.
Всякому понравиться.

(Царевна раздает из сундука сладкое угощение детям.)

Ц.Н.: до свидание, ребята. До встречи на страницах сказок.

(Провожаем Царевну Несмеяну…)

У: Вот и нам с Вами пора домой. Обратите внимание на доску, какие геометрические фигуры вы видите?

Д: 3 треугольника, квадрат, круг, овал.

У: Посмотрите, из этих фигур получается замечательный летающий корабль на нем мы и отправляемся домой.

У: Закрываем глаза и полетели. Вот мы с Вами вернулись в класс. Что понравилось, что вы запомнили? Выставляются оценки за урок.

VIII. Домашнее задание 

У: А дома подумайте, какие ещё композиции можно составить из этих геометрических фигур? Фигуры можно поворачивать, менять местами.

Молодцы, ребята. Все замечательно потрудились.

– Спасибо за прекрасную работу. Урок закончен.