Сценарий композиции "Память", посвященной Победе в Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа


Фанфары. Выключается свет, горят цветные прожектора. Звенит школьный звонок с урока истории, видео-картинка «Домашнее задание».

Голос учителя из-за кадра: «Ребята, урок окончен. Пишем  домашнее задание. Я прошу вас поговорить с близкими, родными и найти дома фронтовую переписку ваших бабушек и дедушек. И принести письма завтра на урок».

На сцену присаживаются люди из прошлого. Видео-презентация «Картинки фронтовых писем». Звуки перемены. Включается свет – в класс вбегают школьники.

Ученик – Привет, ребята!
Ученик – Привет!
Ученик – Я такую переписку нашел!
Ученик – И я тоже!
Ученик – Да вы не представляете, что мне удалось найти!
Ученик – Ребята, я вчера  вечером, дома нашла старую коробку из-под обуви – она  была аккуратно  перевязана  бинтами, которые уже  были  давно  не  белые. В ней лежали фронтовые письма  моего  прапрадедушки, которые сохранила прапрабабушка. Мне  было  пять  лет,  но  я помню, как она  судорожно перекладывала и перечитывала со слезами на глазах  бумажные  треугольники мужа, не вернувшегося с войны.  Долгими  вечерами смотрела на знакомые  строки  и  как  будто  вновь  разговаривала  с  ним.
Ученик – Что же там было написано?

Выключается свет в зале, луч прожектора направлен на персонажа (бабушку ученицы), читающую письмо.

Фон. Письмо. «…Милая Машенька! Я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас ночь, идет бой, жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом фашисты. Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной.
Меня сегодня убьют, я знаю! Но хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит о тебе, думает, любит.  
Знаешь, пусть сейчас ночь, но сквозь пробоины танка, я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, счастливая.… за нее умереть не страшно… ты не плачь. Помни, что я тебя люблю…!

Песня «Темная ночь»

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
Тускло звезды мерцают,
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком
Ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная черная степь
Пролегла между нами.

Смерть не страшна,
С ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

Ученик – А я нашла записку моей бабушки в 20-летнем возрасте…
Ученик – Здорово, расскажи нам!
Ученик – Она писала другу на фронт, но так и не отправила ее, боялась, что его нет уже в живых!
Ученик – Ну читай, читай быстрей.

Записка: «…Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война...»

Ученик – И пришел май 45-го. Вздохнула усталая земля, но он не вернулся с той проклятой войны!

Песня «Мой милый, если б не было войны»

Еще до встречи вышла нам разлука,
А все же о тебе я вижу сны.
Да, разве мы прожили б друг без друга,
Мой милый, если б не было войны.

Мой милый, если б не было войны.
Наверно б, я до срока стала старой,
А только в этом нет твоей вины.
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если б не было войны.

И снова ты протягиваешь руки,
Зовешь из невозвратной стороны
Уже ходили б в школу наши внуки,
Мой милый,  если б, если б не было войны

Никто калитку стуком не тревожит,
И глохну я от этой тишины.
Ты б старше был, а я была б моложе,
Мой милый, если б не было войны.

Да, разве мы прожили б друг без друга,
Мой милый, если б не было войны.

Ученик – Знаете, моя бабушка была совсем маленькая в годы войны. В 41-м она перешла в 3-й класс, но с трудом пережила те страшные события.
Ученик – Она до сих пор жива?
Ученик – Да! И после войны стала писать прекрасные книги, но почти все ее работы основаны на воспоминаниях из детства о школе. Я хочу прочитать несколько строк из ее рассказа…

Выключается свет в зале, луч прожектора направлен на персонажа, читающего письмо.

Фон.   Рассказ. «К началу войны мне было чуть больше девяти. Я жила в ленинградской области с трехлетним братом мамой и папой. У нас была счастливая, спокойная жизнь… до войны.
А сейчас в доме холодно, еды совсем нет. Папу посчитали врагом народа, и карточки на получение продовольствия нам никто не давал. Кое-какие запасы все таки были, и мы чудом оставались живы.
Вражеские самолеты постоянно летали над местностью и сбрасывали бомбы. Перед очередной бомбежкой мама хватала нас с братом и все вместе бежали к окопам, чтобы спастись. Чаще всего это происходило ночью. Но однажды, мамы и папы не стало. Не успели добежать до ближайшего окопа. Сложно передать эту боль. Боль девочки, которая в девять лет осталась с маленьким братом одна.  Не дай бог кому-то пережить то, что пережила я в тот вечер.
Позднее мы с братом стали жить в рабочем поселке. Там вражеских самолетов практически не было. Всех людей объединяла общая беда. Каждый был готов помочь, кто чем может, отдать последнее…

Хор мальчиков  «Песня о ленинградских мальчишках»

Ученик – А мне мама отдала переписку бабушки с дедушкой…
Ученик – Что в ней?
Ученик – Сейчас все сами услышите…!

Выключается свет в зале, луч прожектора направлен на персонажей, читающих письма.

Фон.  Переписка: Она: «… Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.
Он: Я с тобой! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу! Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.
Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.
Он: Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!
Она: Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе…»!

Песня «Огонек»

На позиции девушка провожала бойца,
Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренек.
На окошке, на девичьем, все горел огонек.

Парня встретила славная фронтовая семья,
Всюду были товарищи, всюду были друзья.
Но знакомую улицу позабыть он не мог,
Где ж ты девушка милая, где ж ты мой огонек.

И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет,
Все что было задумано, все исполнится в срок,
Не погаснет без времени золотой огонек.

И просторно, и радостно на душе у бойца
От такого хорошего, от ее письмеца.
И врага ненавистного крепче бьет паренек,
За советскую родину, за родной огонек.

Ученик – Оказывается настоящая любовь, действительно, помогала жить и верить в будущее. Катя, а почему ты молчишь?
Ученик – Потому что я совсем не знала свою бабушку, она умерла на войне, даже фотографий не осталось на память.  Дедушка говорит, что она была безумно красивой, жизнерадостной и всегда улыбалась. А чаще всего он вспоминает, как она великолепно танцевала, ей подвластно было все от менуэта до польки.
Ученик – Не расстраивайся, давай просто вместе представим, какая она была веселая, как задорно танцевала…

Танец «Вальс»

Ученик – Ребята, вы можете себе представить, что прошло уже много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны.
Ученик – Но до сих пор еще живут на свете люди, которые преподали урок  мужества всему человечеству. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…
Ученик –Конечно, историки могут скрупулезно поведать нам о прошлом…Но не могут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, оставшись в живых. Об этом могут рассказать только они сами или их родные.
Директор – Вы слышали, что уже прозвенел звонок?   
Ученик –  Здравствуйте! Нет, нас так тронули эти воспоминания, что мы даже забыли про урок.

Речь директора.

Ученик – Спасибо. А нам ребята пора на урок! Но мы обязательно еще раз встретимся и вспомним годы Великой Отечественной войны.
Ученик – Время год за годом незаметно упрощает прошлое, стирает важные детали, и мы все меньше и меньше знаем о нем, прошлом. Наступит время и оно станет достоянием историков. Но пока живы очевидцы тех событий, мы обязаны об этом говорить.
Ученик – Мы сегодня можем не знать страшных цифр людских потерь, можем не понять, как голодные измученные люди находили в себе силы добираться до работы и стоять у станка, строить противотанковые рвы и возводить баррикады.
Ученик – Нам уже многого не понять из того, что испытало то поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они испытали и сохранить это в памяти…И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Ученик – Те, кто пережил войну, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Звучит мелодия «Я сегодня до зори встану» (презентация «Была война…»)

Ученик – Об этой войне будут помнить всегда – недаром мы ведем отсчет лет, прошедших со дня ее начала, недаром, как всенародный праздник отмечаем день, ставший концом этой страшной войны.
Ученик – Глядя на седых ветеранов, мы понимаем, как важно нам, молодому поколению, сохранить историческую память о войне и передать ее нашим потомкам… Пока мы будем помнить, мы будем жить!
Ученик – День Победы не только праздник защитников, героев, это общий праздник всего русского народа.

День победы – праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марши.
День победы – праздник седины,
Наших прадедов, дедов и кто помладше.
Даже тех, кто не видал войны –
Но ее крылом задет был каждый, –
Поздравляем с днем Победы мы!
Этот день – для всей России важный!

Финальная песня «Отдельный 10 батальон»

Здесь птицы не поют, деревья не растут,
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш, десантный батальон.
Десятый наш, десантный батальон.

Лишь только бой угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Взлетает красная ракета, бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот – такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это – и не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Ученик – Чем старше возрастом Великая Победа, тем меньше остается на белом свете ее творцов – фронтовиков и героев тыла.
Ученик – Война и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях – это невиданный героизм и сила духа, воли к жизни и способности находить средства силы для выживания там, где их, казалось, и быть не может. Вот, что главное. Мы должны учиться у вас. Низкий вам поклон и дай Бог вам здоровья!
Ученик – С Великим праздником!
Ученик – До новых встреч!
Ученик – До свидания!

Музыка на выход из зала «День Победы».