"Свой дом украшу я сама". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с материалами и инструментами, необходимыми для занятий вышивкой; научить извлекать нить для работы из пастмы, запяливать ткань, нашивать канву на ткань.

Оборудование и материалы: пяльцы, игла, нитки мулине, канва, наперсток.

"Свой дом украшу я сама"

Вступительная часть.

Так называется наш сегодняшний урок. И он у нас сегодня необычный. Сегодня мы познакомимся с одним из древних видов рукоделия - вышивкой, а именно вышивкой крестом.

Из истории вышивки.

Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Если обратиться к словарю, то вышивкой называется - украшение изделий из различных материалов узором, выполненным нитками вручную с помощью иглы.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры.

Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях золотыми и серебряными нитями.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, т.е. ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья.

В форме ромба и круга - изображалось солнце - символ тепла и жизни.

Женская фигура и цветущее дерево - олицетворяли плодородие.

Птица - символизировала приход весны.

Если мы обратимся к русским народным сказкам, то увидим, что многие героини этих сказок были рукодельницами (пряли, ткали, вышивали).

Вопрос: Назовите их? (наиболее ярким примером является сказка "Марья искусница". Когда водяной утащил ее в подводное царство отлучив от детей, она стала на холсте вышивать портрет своего сына).

А еще совсем недавно, каждая девушка, готовясь к замужеству, вышивала себе приданое. Расшивала скатерти, сарафаны, рушники, постельное белье, которое впоследствии украшало ее жилище.

Да и в наше время вышивка приобретает все большую и большую популярность в украшении костюма.

Ни один показ коллекций одежды таких известных модельеров как В.Зайцев, В.Юдашкин не обходятся без показа платьев, украшенных вышивкой.

Вы тоже можете использовать вышивку для украшения своей одежды - блузки, фартука, а также вы можете вышить салфетку, панно, наволочку, сувенир для подарка ссвоим друзьям и близким.

(Учитель показывает уже готовые работы)

Вышивание - это увлекательный и творческий труд, который может принести вам много радости, заполнить досуг, ввести в мир прекрасного.

При занятиях вышивкой необходимо соблюдать правила техники безопасности:

  • Не растворять широко ножницы.
  • Пользоваться при шитье наперстком.
  • Не вкалывать иглу в одежду и не брать ее в рот.

Вопрос: А какие инструменты и материалы необходимы для занятий вышивкой?

Я сейчас вам загадаю загадки, которые нам помогут перечислить некоторые инструменты.

Итак:

  • Два кольца, два конца, о посередине гвоздик. (ножницы)
  • Конь стальной, хвост льняной. (игла и нитка)
  • Крутая гора, что ни шаг, то нора. (наперсток).

Но загадки помогли нам перечислить не все инструменты и материалы.

Вопрос: Может быть кто-то из вас знает, какие еще инструменты нужны для вышивки? (пяльцы, ткань, схема-рисунок).

Давайте с некоторыми из них познакомимся поподробнее.

Ткань. В основном для вышивки используют ткани полотняного переплетения, т.е. у которых лицевая и изнаночные стороны одинаковы, и ткань с клетчатой основой.

Задание: рассмотрите образцы тканей и покажите мне пожалуйста ткань с клетчатой основой. А теперь ткань с полотняным переплетением.

Вопрос: Если по ткани с клетчатой основой вышивать крестом удобно, то как же быть с тканью полотняного переплетения?

Тогда на помощь нам "приходит" другая ткань, которая называется - канва. Она нашивается на х/б ткань и по ней выполняется вышивка, после окончания работы канва просто-напросто выдергивается и весь рисунок остается на основной ткани.

(учитель демонстрирует картину вышитую таким способом).

Задание: выполнить образец. Пришить канву на х/б ткань.

Пяльца - удерживают ткань в натянутом состоянии. Они могут быть прямоугольные или круглы.

Очень удобны для работы круглые пяльца, которые состоят из двух обручей, входящих один в другой (рассказ сопровождается демонстрацией). Диаметр этих пялец может быть разным.

Задание: выполнить запяливание в пяльца.

Нитки. Наиболее распространенные нитки для вышивки - это нитки "мулине".

(учитель демонстрирует, дети выполняют вместе с ним.)

  • Моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится узелок.
  • Моток состоит из пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек.
  • Вытащить одну пасму и разделить на 2 части по 3 нити.
  • Нитки мулине можно хранить в "косах", которые заплетают по оттенкам (показать).

При освоении приемов вышивки не все сразу может получаться, т.к. занятия вышивкой требует усидчивости, внимательности, аккуратности. Но надо быть терпеливым! Постепенно с приобретением необходимых навыков, работа пойдет легче.

Разминка.

Для того чтобы пальцы рук не уставали при вышивке, мы сейчас с вами разучим пальчиковые упражнения.

1. Потешка "Пальчик-мальчик". (Во время проговаривания дети выпрямляют пальчики)

Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

2. Упражнения-загадки. (учитель называет слова, а дети их показывают на пальцах)

(коза, козлята, очки, зайцы, гнездо, ежик, ножницы, лодочка)

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения вышивки, с инструментами и материалами.

Вопросы:

  1. Где были найдены наиболее древние образцы вышивок? (Древний Китай)
  2. Что символизирует изображение в русской вышивке ромба, круга, женской фигуры и цветущего дерева, птицы? (ромб и круг - солнце; женская фигура и цветущее дерево - плодородие; птица - приход весны).
  3. Какие инструменты и материалы необходимы для занятия вышивкой? (ножницы, наперсток, игла, нитки, пяльца, ткань).