Рождественские посиделки. 5–6-й классы

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательная: формирование навыков точно, безошибочно выполнять действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма в технике выполнения "Изонити".

Развивающая: развитие творческих способностей, фантазии, воображения учащихся; развитие моторики мелких мышц на примере заполнения окружности в технике "Изонити".

Воспитательная: формирование и развитие эстетического вкуса, понятие красоты, нравственных и трудовых качеств личности школьниц; знакомство учащихся с русской народной культурой, проведением праздника Рождества, воспитание чувства уважения к истории предков.

Межпредметные связи:

  • с музыкой - при использовании частушек и выполнении работы;
  • с литературой - при чтении отрывка из баллады В.Жуковского "Светлана", других отрывках о Рождестве, в загадывании загадок;
  • с народной культурой - при оформлении кабинета и костюмов учащихся;
  • с геометрией и изобразительным искусством - при построении и моделировании трафарета снежинок;
  • с историей - во время рассказа о рождественских праздниках и традициях, свяанных с ними.

Оборудование: тематически оформленный кабинет (елка, подсвечники со свечами, рушник, специальный выпуск классной новогодней газеты, столы и стулья расставлены полукругом), магнитофон, трафареты снежинок, иголки, нитки, скотч.

Ход урока

Надпись на классной доске:

Бриллиантовые нити в хвое заплелись,
Изумруды и рубины на снегу зажглись.
Ясной звездочкой у елки светятся глаза...
Наступает день великий - праздник Рождества!

Слово учителя: в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно - собрались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, по соперничать в потехах и забавах. Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь бывальщину, вспомнить про свою молодость, про свои горести и радости. Посиделки были праздником деревенских девушек и парней. Не всегда родители их отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят - обязательно дадут работу: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Чтобы веселее работалось, на посиделках пели русские народные песни.

(Играет русская народная музыка. Выходят девочки в народных костюмах и исполняют частушки)

Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь,
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.

Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки
Затанцуют старики.

У меня забавы две:
В том краб и этом,
Одного люблю зимой,
А другого - летом.

Всем нужна швея-иголка,
Но тонка она и тонка.
Содержи ее в порядке,
А не то вопьется в пятку!

Всем с наперстком нужно шить,
Чтобы пяльцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!

Есть у ножниц два конца,
Гвоздик есть и два кольца.
Не проткнуть чтоб мне живот,
Дай их кольцами вперед!

Наконец-то в декабре
Двор стал белым на заре.
Снега много для снежков,
Угощу им всех дружков.

Слово учителя: на посиделках велись и серьезные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом. С самых древних времен человек хотел узнать, что же его ждет в будущем. Он старался найти ответы на свои вопросы о природе, а также стремился предсказать будущее с помощью гаданий.

Выступление учащейся:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном слушали, кормили
Счетным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали перстень золотой,
Серьги изумрудны. Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки поблюдны.
Группа девушек разыгрывают сценку с гаданиями.

1-я девушка. Алена! Побежали гадать!

Алена. Как будем гадать?

1-я девушка. Я через кольцо в оду яичным белок буду лить. Белок расплывется в воде и покажет мне моего суженого.

2-я девушка. А я пойду и брошу башмак через ворота. Куда он носком упадет, туда и замуж идти.

Алена. А можно еще проще. Выйти на улицу, подойти к первому встречному и спросить, как его зовут. Он назовет свое имя. Так и твоего жениха будут звать.

3-я девушка. А еще можно пойти и под окнами слушать. Что скажут подслухи, то и будет.

1-я девушка. А можно положить под подушку хлеб и ножницы...

2-я девушка. Или четырех мастей королей...

3-я девушка. И по сну понять о будущем.

Алена. А можно так: идти и считать доски в заборе: богатый, бедный, вдовец, холостец... и так, пока забор не кончится. На ком остановишься, то и будет.

1-я девушка. А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать: "суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!". И суженый явится во сне.

2-я девушка. А можно и не во сне! Надо стол накрыть, угощение поставить и сказать: "Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать!". И вот когда пробьют часы двенадцать, суженый и явиться! Наяву! Как призрак!

Девушки (шепотом): Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать!

(Звучит бой часов, девушки разбегаются).

Учитель. А теперь я предлагаю нам с вами немного погадать. Такого гадания на Руси не было. Под стульями, на которых вы сидите, приклеены листочки бумаги, на них написаны предположения о вашем будущем. Встаньте, посмотрите, поищите эти листочки с гаданиями и : ваша судьба в ваших руках.

Девушки зачитывают свои предсказания.

Учитель. А какие гадания знаете вы?

Ответы учащихся. (гадания на кофейной гуще, с помощью зеркала, с горящей бумагой...)

Учитель. Те гадания о которых мы говорили пришли к нам из языческой веры - с времен, когда не было единого бога. Но со временем на земле люди уверовали в единого бога - Иисуса Христа. Веру в Иисуса Христа приняли несколько религий: православная, католическая. Сегодня, 25 декабря, празднуется католическое рождество, а 6 января - православное рождество.

Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово?

Ночь тиха... На тверди зыбкой
Звезды нежные дрожат.
Очи матери с улыбкой
На рожденного глядят.
И спешат Младенца славить
Все живые существа:
Люди, птицы и деревья -
В честь святого Рождества.

Есть поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением сына, выпустил на волю нечистую силу, чтобы даже она могла порадоваться приходу в наш мир Спасителя.

Вопрос: в облике кого мы можем встретить эту нечистую силу? (раньше и сейчас рядились люди во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая, явившись среди них, приняла людей за своих и никому не причинила зла. До сих пор в канун Нового года и Рождества на пороге своих квартир и домов мы встречаем ряженых.)

Учитель. Издавна люди верят в народные приметы. Если на Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут, коли иней на деревьях - урожай на хлеб, небо звездное - урожай на горох. Январь люди проживают в ощущении праздников, понимая - важна не дата, а томление души, дрожь в коленках и ожидание чуда. Новый год и Рождество ждут нас, и мы продираемся к ним как через пургу, через проблемы в учении, в жизни, надеясь, что уж в новом году все будет по-другому - лучше...

Вопрос: А какие обычаи и приметы в канун Рождества, вам известны от бабушек, дедушек, мам и пап? (рождественским праздникам предшествует рождественский пост, начинается он с 28 ноября и заканчивается 6 января, до "первой звезды")

Учитель. Пост - это не голодовка! И не диета! Поститься - это значит скоромного не есть. Мясо там разное, птицу, молоко. А остальное наворачивай за обе щеки: фрукты, картошечку с огурчиками, капустку кислую и свежую, морковку, грибочки, салатики, винегретики...

Вопрос. А что еще ели во время поста? (густые кисели, например, овсяный).

Учитель. В заключительный день Рождественского поста, 6 января, отмечается Рождественский сочельник. В старину, в дар Христу, стол сначала посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, потом застилали белоснежной скатертью, в центре ставили ритуальное блюдо и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать.

Вопрос. А с чего разговлялись после "первой звезды"? (после "первой звезды" разговлялись кутьей. Кутья - это каша, обычно рисовая, с медом, изюмом, маком. Кутьей поминали умерших родственников.)

Учитель. По другому кутья еще называлась сочиво. Именно от этого ритуального кушанья и возникло название праздника - сочельник. А сейчас, давайте попробуем составить меню для обеда с использованием скоромной пищи, т.е. пищи во время поста.

(учащиеся по группам составляют меню)

Учитель. Ну, а теперь пора заняться делом. Еще с первобытных времен человек старался украсить свой дом. Чем можно это сделать? (декоративными элементами, ткаными коврами, посудой, цветами, картинами)

Учитель. А как можно украсить свое жилище к Рождеству? (гирляндами, мишурой, нарядить елку)

Показ журналов с элементами украшения жилого дома к Рождеству или слайдов с компьютера.

Учитель. А я предлагаю вам украсить нашу елочку с помощью снежинок, выполненных в технике "Изонити" (показ изделий, выполненных с помощью этой техники).

Для работы нам необходимы следующие материалы и инструменты: трафарет снежинки, ножницы, иголка, нитки, скотч.

Вопрос. Мы сегодня работаем с ножницами и иглой. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иглой? А какие при работе с ножницами? (учащиеся рассказывают правила техники безопасности).

Учитель. Обратите внимание на свою заготовку. Вы видите, что начерчен круг и равномерно распределены промежутки. Количество отверстий должно быть четным. Начинаем работу с изнаночной стороны из точки 1. С изнаночной стороны хвостик заклеиваем скотчем. Далее протягиваем нить в точку 8 по лицевой стороне. Из точки 8 по изнаночной стороне делаем короткий стежок в точку 9 и выводим иглу на лицевую сторону работы. Из точки 9 протягиваем нить по лицевой стороне в точку 2. Точку 2 соединяем с точкой 3 коротким стежком по изнаночной стороне, а точку 3 с точкой 10 - длинным стежком по лицевой стороне. Так выполняем до точки 15.

Учитывая общее направление заполнения, соединяем точку 15 с точкой 8. После точки 8 все последующие точки будут иметь по два исходящих луча. На изнаночной стороне получатся двойные короткие стежки. После того как пространство будет заполнено, нитку нужно закрепить с помощью скотча и обрезать.

(Во время выполнения работы можно использовать музыку. Учитель контролирует работу учащихся).

Подведение итогов.

- Мы славно и дружно поработали. А теперь давайте подведем итоги. Я попрошу всех показать свои работы.

- Посмотрите, какие красивые работы. Давайте сделаем петельку и украсим нашу елочку. Я думаю, что если вы дома также поступите со своей елкой, то она займет достойное место в украшении вашего дома в Рождество.

Загадки (если осталось время)

  • - Зимой греет, весной тлеет (снег)
  • - Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные
    А возьмешь - вода в руке (снежинки)
  • - Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
  • - Бело покрывало на земле лежало, лето пришло - оно сошло (снег)
  • - Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
  • - Бел да не сахар, нет ног, а идет. (снег)
  • - Две в руках, две в ногах,
    Не провалишься в снегах.
    А пройдешь без труда -
    Только лягут два следа. (лыжи и палки)

Оглашение результатов работы.

Уборка рабочих мест.