Обобщающий урок-КВН "Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение знаний обучающихся по разделу "Путешествие в прошлое России".

Задачи урока:

  • проверить знания, умения и навыки учащихся по истории нашего государства от Новгородской республики до Российской империи;
  • обобщить знания основных исторических событий с 862 года по 1862 год;
  • продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности у ребят;
  • способствовать воспитанию патриотизма, гордости за великих соотечественников.

Оборудование: карточки трёх цветов для выбора команд, названия команд, берёзовые листья трёх цветов, берёза с небольшим количеством листвы, карточки с датами и именами исторических деятелей для 1-го конкурса, карточки с текстами о русских городах, кроссворды командам, карточки к 5 конкурсу, карточки для конкурса капитанов.

Расположение оборудования в кабинете

- в центре класса три больших стола: "красный"; "жёлтый"; "зелёный" по цвету карточек на них;

- места для членов жюри (родители детей);

- стеллаж с литературой по истории России.

Оформление доски

- названия команд;

- выставка детских рисунков по изученным в разделе темам;

- кроссворд, кроссдат, чайнворд и загадки для домашнего задания;

- подготовлено место для прикрепления берёзы.

Наглядно-дидактический материал

- фотографии: - видов Москвы, Киева и Новгорода (по названиям команд и Санкт-Петербурга (для 3-го конкурса);

- тексты с историческими ошибками;

- кроссворд для 4-го конкурса:

- цепочки с названиями государств, их основателями и столицами;

Поощрительные призы

- 40 берёзовых листочков - фишек каждого цвета (за ответы детей);

- 9 орденов победителей;

- 3 приза для "Золотых" Знатоков истории.

Правила КВНа

  1. Предлагаются вопросы и задания для всех детей в команде.
  2. Жюри предоставляет слово первому, поднявшему руку.
  3. За ответ или верно выполненное задание команды получают фишки в виде берёзового листка. Одна фишка - один балл.
  4. По итогам КВНа в каждой команде определяется тройка победителей- Знатоков истории.

Примечание: Команда за правильный ответ получает фишку - листок берёзы, соответствующий цвету своей карточки.

КРАСНАЯ карточка на столе - команда "Москва". Занимают места за этим столом игроки, выбравшие красные карточки при входе.

ЖЁЛТАЯ карточка на столе - команда "Киев". Занимают места за этим столом игроки, выбравшие жёлтые карточки при входе.

ЗЕЛЁНАЯ карточка на столе - команда "Новгород". Занимают места за этим столом игроки, выбравшие зелёные карточки при входе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята занимают места согласно выбранному при входе цвету карточки

II. Сообщение темы, цели и правил КВНа.

Загадка:

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.

Отгадка: Береза

Учитель прикрепляет на доске изображение берёзы с небольшим количеством листьев красного, жёлтого и зелёного цвета. Подготовленный ученик читает стихотворение:

Ты видел, как рождаются березы?
Совсем, как травы:
Стебель да листок.
Средь бела дня
Или на зорьке розовой,
Чуть полыхнет очнувшийся восток, -
Посмотришь, -
Приподнялся из пеленок
И, как былинка хлипкая, стоит
Березы русской маленький ребенок,
И вовсе не боре юный на вид
Не всякий и заметит эту кроху,
В два-три едва раскрывшихся листка.
Ей сызмала не раз придется плохо:
То - непогода,
То земля жестка,
То - солнце заслонить
Стремятся травы...
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
Чтоб стройной да кудрявой
Да белою березонькою стать
О. Шестинский

Учитель. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась oт нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и Гражданской войны в начале ХХ столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, cecтep... Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и... русскую березу.

III КВН.

1 конкурс "Где это было?"

Командам необходимо выбрать из всех понятий, дат, имён исторических деятелей только те, которые относятся к Москве, Киеву и Новгороду (соответственно названию команды). Объяснить свой выбор. (Жюри определяет команду-победителя за самый точный и полный ответ. Командам аргументировано присуждаются баллы.)

Москва: 1147 год, Юрий Долгорукий, собор Василия Блаженного, 1613 год, Минин

Киев: князь Олег, 988 год, язычество, Владимир Красно Солнышко, Софийский собор

Новгород: Рюрик, 1242 год, Александр Невский, 1240 год, вече.

2 конкурс "Исторические ошибки"

Каждая команда получает карточку с текстом, в котором допущены исторические ошибки. За 3 минуты команды должны найти и исправить все ошибки. (Жюри определяет команду-победителя.

Одна найденная ошибка - один балл. Максимум - 3 балла. Дополнительный балл присуждается за скорость выполненной работы.)

1 команда: В славянском жилище пол был паркетный, крыша сделана из жердей. В доме светло. В углу, печь, которая топится по-белому.

2 команда: Весной 1243 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Пётр I одержал победу над шведами.

3 команда: В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 году разгорелась Полтавская битва, и Россия под командованием Михаила Кутузова эту битву проиграла.

Верный вариант:

1 команда: В славянском жилище пол был деревянный, крыша сделана из жердей. В доме темно. В углу, печь, которая топится по-чёрному.

2 команда: Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над немцами.

3 команда: В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1709 году разгорелась Полтавская битва, и Россия под командованием Петра I эту битву выиграла.

3 конкурс "Узнай русский город"

Учитель читает по одному четверостишию каждой команде. Учащиеся узнают, о каком городе идёт речь. Узнанный город - 1 балл.

1 команда:

Здесь к славе предков
Сердцем я приник.
Среди семи холмов
Люблю глядеть на Кремль
В час вечерний.
Б.Жаворонков (Москва, 1147г.)

2 команда:

Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и тёмным
Вокруг него собиралось вече.
С. Наровчатов (Новгород, 862г. - столица)

3 команда:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
А.С. Пушкин (Санкт-Петербург, 1703г.)

4 конкурс "Кроссворд"

Каждая команда получает кроссворд. Необходимо разгадать его и к ключевому слову придумать вопрос для соперников. Время работы - 5 минут. (Жюри определяет команду-победителя. Полностью разгаданный кроссворд оценивается в 4 балла. Отдельно награждается команда за самый оригинальный вопрос к ключевому слову).

  1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании.
  2. Народное собрание.
  3. Промежуток времени в 100 лет.
  4. Старинная единица длины.
  5. Обряд принятия христианства.
  6. Палочка, которой выдавливали буквы на берёсте.
  7. Монгольский хан, который привёл свои войска к русским землям.

Ответы:

Новгород, вече, век, верста, крещение, писало, Батый.

5 конкурс "Исторические даты"

Каждая команда заполняет карточку с заданием. Верно заполненная одна строка - 3 балла. (Жюри определяет команду-победителя. Подсчитываются общие баллы за конкурс у всех команд).

Заполнить как можно больше строк в таблице.

Дата Событие Имя
     
     
     
     
     

6 конкурс "Кто быстрее?"

Учитель задаёт вопросы, жюри определяет, кто быстрее поднял руку. Каждый верный ответ команды - 2 балла.

Вопросы командам:

1. За какие заслуги Ярослава прозвали Мудрым? (Во многих городах строились белокаменные церкви, до сих пор украшающие города России; появились первые школы; стала записываться в летописи история государства; составлен был рукописный свод законов "Русская Правда").

2. С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет? (Развитию и расширению Киевской Руси мешала трудная борьба с новым сильным врагом - кочевниками-половцами. Почти 25 лет воевал с ними внук Ярослава Мудрого князь Владимир, прозванный Мономахом. Он сумел объединить в борьбе с половцами силы всех русских князей. Летописи говорят, что Владимир Мономах победил в 54 сражениях и только в одном проиграл. Борьба с половцами продолжалась 150 лет. В многочисленных сражениях с половецкими ханами Русь выстояла, но была сильно ослаблена).

3. Что такое монголо-татарское иго? (Тяжёлые испытания ждали Русь в XIII веке. Разрушительные нашествия Батыя превратили Русь из "страны городов" в "страну деревень". На Руси на долгие 250 лет установилось монголо-татарское иго. Все земли Руси вынуждены были платить дань Золотой Орде - государству монголо-татар. Сборщики дани забирали меха и драгоценности, продукты земледелия, домашний скот, изделия ремёсел, а также угоняли в рабство наиболее здоровых мужчин и женщин. Всех непокорных ждала смерть от карательных набегов ордынцев. "Стоном стонала Русская земля", - написано про это время в летописях).

4. Какие испытания пришлось пережить Российскому государству в Смутное время? (Длительные войны, жестокое правление Ивана IV сильно ослабили Московское государство. В начале XVII века большое польское войско заняло Москву. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин собрал в Ярославле на Волге отряды народного ополчения из разных городов. Возглавил поход на Москву князь Дмитрий Пожарский. Два дня длилось ожесточённое сражение у берегов Москвы-реки с польским войском. С помощью казаков ополченцы заставили поляков отступить. Осаждённые в Кремле захватчики сдались в плен).

5. Почему вспыхнула крестьянская война в России во время правления Екатерины II? (Укрепление военной мощи государства, ведение завоевательных войн, увеличение богатства дворян сопровождалось ещё большим угнетением крестьян и рабочих. Доведённые до отчаяния, они поднимали восстания против своих угнетателей. В конце XVIII века Россия была потрясена крестьянской войной под предводительством казака Емельяна Пугачёва. От берегов Волги до Урала шла эта кровавая война. Два года боролась армия с восставшими. Восстание было жестоко подавлено. Емельян Пугачёв был схвачен, привезён в клетке в Москву и казнён).

6. Чем знаменателен XIX век для жизни российских крестьян? (Крепостное рабство крестьян сильно сдерживало развитие хозяйства России. Она вновь стала отставать от государств Европы, где крестьяне давно уже были свободными. По требованию просвещённых людей России император Александр II, правнук Екатерины Великой, 19 февраля 1861года отменил крепостное право).

7 конкурс "Найди первым"

Командам даются 12 карточек: названия государств, их основателей и столиц. Необходимо как можно быстрее соединить карточки между собой, чтобы получились 4 верных цепочки. (Жюри определяет команду-победителя. Учитывается как правильность выполненной работы, так и быстрота её выполнения: одна правильная цепочка - один балл. Максимум за задание - 4 балла. Дополнительный балл присуждается команде, быстрее справившейся с заданием).

Даны 12 карточек. Соединить их в верные цепочки.

Москва Древняя Русь Иван III
Санкт-Петербург Российская империя Рюрик
Киев Московское государство Пётр I
Новгород Киевская Русь Олег
Верные цепочки:
Новгород Древняя Русь Рюрик
Киев Киевская Русь Олег
Москва Московское государство Иван III
Санкт-Петербург Российская империя Пётр I

8 конкурс - конкурс КАПИТАНОВ "Места сражений"

Капитаны вытягивают карточки, читают, называют место сражения, его название и дату данного события. (За полный ответ жюри присуждает капитану 3 балла: по баллу за каждую часть ответа) Определяется победитель конкурса капитанов.

Определить место сражения, его название и дату:

Чёрной тучей конница Мамая
Затянула весь край степной,
Но, её удары принимая,
Выстроились русичи стеной.
Н. Старшинов

На берега большой реки
Высадились грозные полки.
Русские дружины в бой пошли,
Не дождались шведов корабли.
Н. Кончаловская

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
Н. Кончаловская

Верные ответы:

Дон, Куликовская битва 8 сентября 1380 год;

Нева, Невская битва, 1240 год;

Чудское озеро, Ледовое побоище, 5 апреля 1242 год.

IV. Домашнее задание

Детям предлагается чайнворд по теме обобщения "Путешествие в прошлое России".

ЧАЙНВОРД: Заполнить последовательно расположенные клеточки таким образом, чтобы отгадываемые слова составляли ряд, в котором последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.

Вопросы : 1. Народное собрание в Древней Руси. 2. Главная книга христиан, служившая добру. 3. Казак, благодаря деятельности которого в состав Руси вошла Восточная Сибирь. 4. Стольный город Древней Руси. 5. Русский город, вторым подвергшийся разорению монголо-татарами. 6. Первый русский город, разоренный монголо-татарами во время нашествия. 7. Крупнейший русский город на севере Руси. 8. Река, в которой был совершен первый на Руси обряд крещения. 9. Главные пути сообщения в Древней Руси. 10. Имя первого на Руси царя. 11. Население Руси, простые люди. 12. Сверхъестественные существа, в которые веровали славяне. 13. Озеро, недалеко от которого располагался самый богатый город Руси.

Ответы: 1. Вече. 2. Евангелие. 3. Ермак. 4. Киев. 5. Владимир. 6. Рязань. 7. Новгород. 8. Днепр. 9. Реки. 10. Иван. 11. Народ. 12. Духи. 13. Ильмень.

1     2               3       4     5              

 

6         7             8       9     10      

 

11       12     13            

Примечание: При отгадывании 7 слова - ь - опускается, а берётся предыдущая буква.

V. Подведение итогов КВНа

Назовите дерево - символ России. (Берёза)

Вы сегодня хорошо поработали, заработали много баллов - листьев. Украсьте ими нашу берёзу.

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесилa с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы.
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
Всеволод Рождественский

Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства. Так вы продолжите дело наших предков!

По количеству заработанных баллов каждая команда выбирает "золотого", "серебряного" и "бронзового" Знатока Истории. Они награждаются Орденами Знатоков. "Золотые" знатоки награждаются призами.

  • "5" ставится всем ребятам, кто заработал не менее трёх баллов для команды;
  • "4" - заработавшим до трёх баллов.

Заключительная часть КВНа.

При подведении итогов КВНа победители получают специальные призы от генерального спонсора КВНа - родителей, которые советуют: "Книга - лучший ваш друг. Больше читайте и обращайтесь к ней за советом. Книга ответит на все ваши вопросы".