Вышивка бисером верха унтов (билэ)

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цели:

  • Образовательная: формирование умений и навыков вышивки билэ.
  • Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству.
  • Воспитательная: привитие уважения и любви к искусству северного народа.

Оборудование: лоскуток ткани (сукно, черный); нитка № 20 (белый); иголки (тонкий № 0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер (белый); блюдце;

План занятия:

1. Организационная часть

Класс украшен меховыми изделиями, вышитыми бисером и рисунками детей. Звучит музыка.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня узнаете много о бисере и научитесь вышивать бисером верх унтов, которое называется на якутском языке «билэ».

2. Теоретическая часть «Из истории бисера»

– Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались на Руси в IX веке, а в XVIII веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта. Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки, шкатулки, кисеты и разные другие мелкие вещицы.

К началу XX века интерес к бисеру постепенно ослабел, но традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Если вы хотите научиться вышивать бисером и впервые беретесь за такую работу, лучше начинайте с простых вещей, например, с шитья билэ – верха унтов. Мы с вами сегодня на этом занятии попробуем вышить верх унтов – билэ. Для этого нам нужно работать очень внимательно и аккуратно (показываю готовое изделие)

3. Практическая часть

На столе у детей лоскуток ткани (сукно, черный); нитка №20 (белый); иголки ( тонкий №0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер(белый); блюдце.

– Перед тем как начнем работать, вспомним технику безопасности при работе с ножницами и иголкой:

  • Нельзя передавать ножницы острием;
  • При шитье, на правый указательный палец, надеть наперсток.
  • Не держи ножницы кольцами верх;
  • Не оставляй их в раскрытом виде;
  • Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперед;
  • При вышивании не бери в рот иголку;
  • Работай с игольницей.

– А теперь, ребята, давайте наденем фартуки и нарукавники. Приступаем к работе.

  1. На лоскуток ткани наносим рисунок через трафарет с помощью зубной пасты и кисточки.
  2. Снимаем трафарет с ткани.
  3. Пока рисунок сохнет, подготовим к работе иголки с ниткой (тонкую «вводящая» и толстую «рабочая»).
  4. В белое блюдце (без рисунка) отсыпаем бисер.
  5. На левую руку берем ткань и с изнаночной стороны на начало рисунка нанизываем вводящую иголку с ниткой.
  6. На иголку с ниткой набираем бисер.
  7. Рабочей иголкой зашиваем каждую бусинку.

4. Итог занятия

– Мы сегодня славно поработали. Кто не закончил – дома доделаете. На следующем занятии продолжим вышивание бисером, ознакомимся с разными узорами и видами бисера.
На этом наше занятие окончено. До свидания!

Презентация к уроку