Исследовательская деятельность учащихся по реализации профессионального самоопределения как фактор развития познавательной активности

Разделы: Химия, Внеклассная работа


"Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь".
(известная китайская мудрость)

Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, влияющим на эффективность ее протекания, поэтому необходимо учитывать особенности мотивационной сферы старшеклассников. Это прежде всего:

  • большая избирательность познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими; - интерес к заданиям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности данного предмета, но и основы наук;
  • учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления;
  • появление единства процессуальной и результативной мотивации учения;
  • развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Появляется новый познавательный мотив самообразования – стремление к анализу индивидуального стиля своей образовательной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения;
  • возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга перед обществом;
  • социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с учителем, стабилизируются, возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя.

В исследованиях Н.А. Бакшаевой, А.А.Вербицкого, Ю.Н. Кулюткина, Г.А. Сухобской доказано, что если профессиональный интерес сочетается с познавательным, то учебный процесс протекает более интенсивно, деятельность обучаемых приобретает все более продуктивный характер.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются мои ученики - это выбор будущей профессии. Вопрос " Кем мне стать?" задает себе каждый выпускник школы. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

В связи с этим была определена одна из целей моей работы: оказание помощи ученикам и создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения химии. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику посредством реализации исследовательской деятельности.

Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

В преподавании химии я следую, концепции развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы предмета с другими науками естественнонаучного цикла, и не только. Применяю знания, умения и навыки, полученные на других уроках для формирования профессиональной мотивации школьника.

Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, профессиональной мотивации включаю учеников в общественно-значимую практическую деятельность (общественная экспертиза, исследовательская работа, профессиональные пробы, выступления перед учениками, родителями на научно- практических конференциях и т.п.).

Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У школьника формируется целостная картина мира, природы, которая помогает ему делать правильный осознанный выбор своего дальнейшего пути.

Началом исследовательской работы следует считать выбор темы, она должна быть актуальна для учащегося и опыт работы показывает, что наиболее успешной становиться работа, основанная на осознанном выборе будущей профессии. Стандартными являются следующие требования к написанию исследовательской работы:

  • Актуальность разрабатываемой темы.
  • Содержание работы должно быть интересным, научным, изложенным оригинально, нестандартно.
  • Соответствие проблемы, гипотезы, цели, задач, выводов исследования.
  • Работа должна быть практико-ориентированной.

И что очень важно, ребят интересует не столько реферативная работа, сколько практическая деятельность. Исследовательская работа – это не только условие успешной самореализации творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками. С работами школьники выступают не только на школьной, но и на региональных научно-практических конференциях, что способствует приобретению опыта выступления перед публикой, умений четко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы. Практика организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о возможностях данного подхода для развития познавательной активности учащихся. Как правило, для дальнейшего обучения выпускники выбирают те направления обучения, по которым выполняли данные работы. Любовь к исследовательской деятельности, привитая со школьной скамьи, находит свое продолжение в студенческие годы. Так выпускники 2009 учебного года: золотая медалистка Чернявка Наталья продолжает обучение в Томском Государственном университете; Плющева Ксения – в Новосибирской Медицинской Академии, студентки уже в 1 семестре успели защитить свои исследовательские работы.

Приведу конкретные примеры работ, успешно сочетающие в себе несколько научных дисциплин, ключом к успеху которых, стала профессиональная мотивация.

Исследовательская работа по химии, экологии и ветеринарии ученицы 10 класса Гостяевой Ольги и ученика 8 класса Остапенко Дениса “Напряженность иммунитета против вируса гриппа птиц типа А у вакцинированного птицепоголовья (кур) как показатель эффективности профилактики зооантропонозов”.

Исследовательская работа по химии, биологии и медицине ученицы 11 класса Плющевой Ксении: “Влияние токсических веществ на биохимическую активность фермента уреазы”. Исследовательская работа по обществознанию, биологии и социологии ученика 11 класса Сосновского Степана: “Социальная поддержка населения на примере организации здоровьесбережения детей в образовательных учреждениях Купинского района в условиях кризиса”.

Исследовательская работа по экономике, социологии и обществознанию ученицы 11 класса Чернявка Натальи: “Малый бизнес Купинского района и его социальная роль”. Приняла участие во Всероссийской Олимпиаде школьников по экономике.