Урок по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему "Путешествие в сказку"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания студентов по теме "Книжная иллюстрация".
  2. Продолжить формирование умений студентов логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, высказывать свою точку зрения, работать с дополнительными источниками информации.
  3. Совершенствовать навыки исследовательской и самостоятельной работы в процессе подготовки творческих проектов.
  4. Способствовать развитию у студентов творчества, культуры учебного труда, самостоятельного мышления и действия.
  5. Способствовать активности студентов на всех этапах урока.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: защита творческих проектов.

Метод: ученическое самостоятельное теоретическое исследование, самостоятельная работа студентов на основе коллективно-мыслительной деятельности.

Оснащение урока: творческие проекты, подготовленные студентами.

Актуализация знаний:

Опорные знания: русский фольклор, виды книжной графики и способы создания иллюстраций, приемы работы с красками.

Межпредметные связи: Русский язык - "Русский фольклор в литературных произведениях".

Композиция - "Центр композиции, его расположение и влияние на восприятие изображения в целом".

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока, разъяснение этапов проектной деятельности.

2. Мотивация. Вступительное слово преподавателя.

У нас с вами сегодня урок систематизации и обобщения знаний по теме " Путешествие в сказку". Целью урока является создание иллюстрации к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку. Вы не так давно вышли из детского возраста, поэтому данная тема вам близка.

В народном фольклоре сказки являются самым удивительным созданием. От поколения к поколению в них передается только то, что заключает в себе самое важное для людей: мудрость своих народов, их стремления и мечты. Сказка - это литература для детей, и именно через сказку ребенок смотрит на мир и познает его с самого раннего детства.

- А без чего не может быть книжка со сказками?

- Без иллюстраций!

- Что же такое иллюстрации?

Иллюстрация - это вид книжной графики, её основа. В широком смысле - это всякое изображение, поясняющее текст, в узком, это произведение, предназначенное для восприятия в определенном единстве с текстом, т.е. находящееся в книге и участвующее в её восприятии в процессе чтения.

- А кто же выполняет иллюстрации?

Иллюстратор - это художник, оформляющий книгу и раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

При подготовке к сегодняшнему уроку каждый из вас попробовал себя в качестве иллюстратора к своим любимым сказкам.

Общепринято разделять сказки на 4 раздела:

  • Волшебные
  • Новеллистические ( бытовые)
  • Сказки о животных
  • Былинные сказки

Вся группа предварительно разделилась на 4 подгруппы, каждая из которых работала над своим сказочным разделом. Вами была проведена работа по изучению литературного материала, изучены иллюстрации, выполненные профессиональными художниками, и техники их исполнения; были выполнены несколько вариантов поисковых эскизов иллюстраций различными графическими приемами; выбран один эскиз, наиболее точно соответствующий сюжету произведения и раскрывающий его суть; на формате А3 выполнена иллюстрация к сказке по выбранному эскизу. Работа выполнена в живописном варианте с использованием различных приемов художественной графики. Именно эти работы здесь сейчас представлены.

3. Творческая работа с элементами исследовательской деятельности.

Защита творческих проектов:

Студенты защищают творческие проекты по темам, предложенным преподавателем. Защита состоит из сообщения о каждом из разделов сказок; представление иллюстраций профессиональных художников, с описанием техники, в которой они выполнены. Представление собственной работы с описанием композиционного решения, техники исполнения и используемых материалов.

Сообщение на тему: "Волшебные сказки".

Волшебные сказки представляют наиболее определенную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Но среди сюжетов волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не имеют традиционного для сказки счастливого конца ("антисказки"). Основная особенность мира волшебных сказок - его членение на "наш" и "не наш" ("тридевятое царство" русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность ("давным-давно"), с другой же - на вечность этого бесконечно длящегося действия ("стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут" в русских сказках).

Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям - предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы или как герой низкий, "дурак". Но желанной цели добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.

Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец. Как никакие другие, русские волшебные сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности.

В.М. Васнецов "Аленушка" 1881

В.М. Васнецов  "Иван Царевич на Сером волке" 1889

Горохова Е. Перо Жар-птицы. 1979

Темы и герои произведений В.М. Васнецова и Е.Гороховой навеяны мотивами фольклора и сюжетами русских народных сказок и преданий. Образы исполнены иносказаний и символики. Живопись декоративна, с характерной четкостью силуэта, локальным цветом, условной композицией и конструктивным рисунком. Колорит декоративно- плоскостной, часто с преобладанием холодных зеленых и синих тонов, пронизывающих и объединяющих живописную ткань и усиливающих сказочное, порой мистическое звучание образа.

 

image009.jpg (208547 bytes)

И. Я. Билибин "Василиса Прекрасная"

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В иллюстрациях И. Я. Билибина годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает неокрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. В более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль

К защите представлен проект по сказке " Двенадцать месяцев" (Приложение 1)

Сообщение на тему новеллистические (бытовые ) сказки.

Новеллистическая сказка имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с нею различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные события (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке действует трикстер - человек. Он из народной среды, он борется за справедливость с большой властью предержащей и добивается этого. В основе бытовой сказки лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Э. Булатов, О. Васильев

Ольга и Андрей Дугины "Храбрый портняжка".

К защите представлен проект по сказке "Сказка о попе и его работнике балде". (Приложение 2.)

Сообщение на тему сказки о животных.

Сказка о животных (животный эпос) - это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо

1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза (саней")),

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").

Сказки о животных, как правило, создаются для детей. Самыми популярными героями сказок в русском фольклоре являются лиса, заяц, медведь, волк. Персонажам-животным придаются человеческие черты и в этих образах воплощаются моральные принципы сказителя. На основе таких сказок рождались басни с отчетливо выраженными моральными доктринами. В сказке о животных персонаж обычно воплощает какое-нибудь одно определенное качество: лиса хитра, медведь силен. Люди в сказках о животных в случае неповиновения разумным советам часто превращаются в смешных животных, как, например, братец Иванушка, который испил воды из козлиного копытца и стал козленком. По существу, сказки о животных несут ребенку знания не о мире животных, а о мире людей. Наделив какое-то сказочное животное одной чертой, сказитель строит сюжет как цепь эпизодов, где эта черта проявляется неоднократно. Если лисица олицетворяет хитрость, то сказка рассказывает о том, как она дурачит других зверей. Она может дурачить даже сильного волка, потому что он жаден и глуп. Медведь, может быть, наиболее сложное животное в сказках. Оставаясь постоянно неким тугодумом, он все же может быть и злым, и добрым. В сказках о животных дети усваивают принцип социальной иерархии: сильный всегда наверху. Это прежде всего лев или медведь, что вовсе не значит, согласно сказке, что сильный - самый справедливый. Сказка иногда предлагает ребенку думать о том, что такое справедливость и несправедливость.

Лебедев любил рисовать животных и много рисовал с натуры. Однако животные сказки изображены очень условно. Художник не рисует ни фона, ни пейзажа, ни орнамента: белый лист становится той средой, в которой живут и действуют персонажи сказки.

В.В.Лебедев

Рисуя иллюстрации к сказкам, Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа. Очень часто художник творчески обрабатывает сказки, добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте.

Е. М. Рачев

К защите представлены проекты к сказкам "Маша и медведь", "Лисица и дрозд"

(Приложение 3, Приложение 4).

Сообщение на тему былинные сказки.

Былинные сказки - это сказки о богатырях и других героях, выразившие представления народа о событиях, запечатлевшие жизнь древней Руси в её военных схватках с врагами, отразившие реальные общественные и семейно-бытовые отношения. Все художественные средства в былинных сказках направлены на то, чтобы наиболее ярко  запечатлеть персонажей, их действия, обстановку, выразить к ним отношение.
Былинные сказки являются важнейшим эпическим жанром русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики. Как и во всех эпических жанрах искусства слова, те или иные события в сказках раскрываются прежде всего в образах, через показ их взаимоотношений и поступков. Важнейшую роль выполняет сюжет. Определенное значение в них имеют и такие внесюжетные элементы композиции, как портретные характеристики и различные пейзажно-бытовые картины.

Если герои волшебных сказок, как правило, совершенно обыкновенные люди, со всеми человеческими слабостями, то главные герои былинных сказок - богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.) Однако в былинных сказках много откровенно сказочных персонажей: Соловей-Разбойник и Змей-Горыныч. Сказочны описания силы богатырей да и их врагов, легко поднимавших булаву в сорок пудов, на месте следов которых оставались озера.

Васнецов " Три богатыря"

Борис Ольшанский "Слово о полку Игореве"

К защите представлен проект к сказке "Иван Царевич и Кощей Бессмертный". (Приложение 5.)

4. Систематизация и обобщение.

Беседа с учащимися: " Какое влияние иллюстрация оказывает на восприятие сказочного литературного произведения".

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Домашнее задание: Выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.