Урок литературы по теме "Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие"

Разделы: Литература


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников;
  • обучать навыкам выразительного чтения стихов;
  • воспитывать любовь к природе, родине, понимание чувства прекрасного.

Оборудование:

  • Репродукции картин к временам года:
    • Саврасов «Грачи прилетели».
    • Шишкин «Зима».
    • Левитан «Золотая осень».
    • Светличная «Июньский день».
  • Иллюстрация рябины.
  • Эпиграф.
  • Высказывание Ф.И. Тютчева.
  • Слова песни «Рябина».
  • Цветными мелками на доске записаны фамилии поэтов-пейзажистов.
  • На партах – томики стихов, слова песни.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Сообщение темы и целей урока

– Тема нашего урока «Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие».
– Ребята, сегодня мы соприкоснемся с творчеством русских поэтов-пейзажистов, посвятивших свои стихи родной природе, родине. Попытаемся озвучить иллюстрации времен года, выразительно прочитав стихотворения, поучимся слушать и слышать природу, ее красоту.

III. Работа по теме урока

– Что такое пейзаж? (Ответы детей)
– Да, вы не ослышались, именно развитие пейзажной живописи русских поэтов мы будем наблюдать сегодня на уроке. Мир природы в стихах русских поэтов несет высокие нравственные ценности. Поэтическое слово предстает перед нами как волшебство, и хочется снова и снова проникать в его тайны. Мы уже знакомы с творчеством Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.С. Пушкина. А сегодня я хочу, чтобы вы открыли для себя А.Н. Майкова, поняли его чувства, мысли, краски, звучащие в стихах. В этом нам поможет (ученица). Она приготовила реферат о творчестве этого поэта. (Реферат ученицы)
– Реферат хороший, спасибо. Но лучше всего, нагляднее говорят за себя стихи поэта.
Стихотворение «Осень». Читает ученица.
– Понравилось ли вам стихотворение? Что вас затронуло, привлекло? (ответы детей)
– Стихи Майкова привлекают своей живописностью, красочностью, рельефностью. Не случайно современники сравнивали их с произведениями художника. Сам поэт признавался, что он умел придать каждому впечатлению «Эстетическую важность» и скрыть личные переживания «Под спокойным и живописным стихом». В его лирике много от непосредственного созерцания.
– Какие краски преобладают в стихотворении? (Ответы детей)
– Да, в нем особенно ощутимы способности Майкова-пейзажиста. Поэт обладает искусством колорита, тонко различает краски. Насыщенными красками изобилуют его стихи. В них доминирует цветовая гамма золотисто-белых тонов, отражающих «повышенные» эмоциональные состояния.
– У каждого из поэтов своя творческая манера. Я просила вас выписать основные отличительные признаки поэтов-пейзажистов, стихотворения которых мы читали. Прошу вас. (Ответы детей)
– А теперь, ребята, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по календарю. Попробуем озвучить работы художников-пейзажистов. Может быть, вы сможете назвать картины, о которых мы говорили, и художников, которые их написали? (Ответы детей)
– Молодцы. А на доске есть эти картины? Открываем календарь – начинается ЯНВАРЬ.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.                     Ф.И. Тютчев.

– А что вы можете сказать о волшебнице-зиме? Какими поэтическими строчками озвучите эту картину? (Дети читают стихи о зиме)
– Перевернем страницу календаря.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.                        А.Н. Плещеев

– Какое же это время года? (Ответы детей)
– Что вы приготовили о весне? (Ученица читает стихотворение «Рябина»)
– Многие стихи воспринимались народом как свои, до такой степени они были близкими, напевными, что сами ложились на музыку. И народ пел их, слегка изменив слова. Яркий пример тому – стихотворение Сурикова «Рябина». Давайте и мы с вами споем эту чудесную, задумчивую песню. (Дети исполняют песню. Поют все)
– Следующая страница календаря – лето.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.                                   А.А. Фет.

– Что пишут о нем поэты-пейзажисты? (Дети читают стихи)
– Но один из поэтов не любил этого времени года и открыто написал об этом. Кто этот человек и как он об этом пишет? (Ученица читает отрывок)
– Да, А.С. Пушкин признался в этом. Это отдельное стихотворение или отрывок из чего-то? (Ответы детей)
– И все же оно прекрасно по-своему, это время года. Последняя страница нашего календаря.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.                            А.С. Пушкин

– О каком времени года эти строки? (Ответы детей)
– Осень – любимое время года многих поэтов, время творчества, время повышенной работоспособности. Докажите это. (Дети читают стихи)
– Молодцы, ребята, хорошо подготовились. Спасибо.
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Закончить его хочется словами Н. Рыленкова «Все богатства русского пейзажа». (Читает ученица)
– Поэтическая индивидуальность определяется многими «слагаемыми»: и силой таланта, и особенностями темперамента, и тяготением к определенным темам и жанрам, и стилевой манерой.   Однако при всех индивидуальных различиях и «пристрастиях» и Боратынского, и Полонского, и Тютчева, и Фета, и Никитина, и Майкова, и Толстого объединяет одно чувство. Какое же, как вы думаете? (Ответы детей)
– Правильно, глубокое чувство Родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Это они, поэты, передают нам – в наследство, на память. Послушайте стихи А.К. Толстого «Благославляю, вас, леса». (Читает ученица)

IV. Домашнее задание

– Я очень хочу, чтобы «святая сила вдохновенья» не покидала и вас, и вы унесли бы с нашего урока ту частицу любви и нежности, которые завещали нам поэты-пейзажисты. Поэтому дома я предлагаю вам составить кроссворд по творчеству поэтов, уже знакомых. Хотя бы сделать наброски. А завтра на уроке общими усилиями мы его оформим. А также попытайтесь написать стихи о природе, Родине, любви. Пусть это будет вашей пробой пера. Благославляю вас на творчество.

V. Итог

– Вот и подошел к концу наш урок. Потрудились мы на славу. (Оценки)
– К чему же мы прикоснулись на уроке?
– Главная тема их творчества?
– С каким чувством эта любовь тесно связана? (Ответы детей)
– Правильно. И не зря эпиграфом к уроку я взяла строки М.М. Пришвина:

«ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ».