Статья "Роль урока в системе подготовки к ЕГЭ"

Разделы: Биология


Обучение - один из наиболее значимых процессов, происходящих в жизни каждого человека. В настоящее время информация меняется, обновляется с такой скоростью, что процесс обучения растягивается на всю жизнь.

Сейчас немыслимо представить человека, который прервет свое обучение. Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать большой объем информации. Для того, что сформировалась здоровая, успешная личность, необходимо ещё в школьном возрасте обращать внимание на успеваемость, успешность учащихся.

Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований. Основным элементом изменения является введение единого государственного экзамена. Как известно, начиная с 2001 года, в Российской Федерации вводится единый государственный экзамен, для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений (принятая аббревиатура - ЕГЭ). ЕГЭ затрагивает интересы, прежде всего самих учащихся, их родителей, а также самого массового отряда педагогов - школьного учительства.

Программно-целевой подход в обучении биологии

Знакомясь с моделью ЕГЭ по биологии нужно обратить внимание на то, что содержание работы подчинено учебным программам по биологии, рекомендованных МО РФ для средней школы и не зависит от учебника, по которому ведётся обучение.

Планирование и организация работы с выпускниками по подготовке к ЕГЭ

  1. Урок-главная составная часть учебного процесса. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью.

Основная цель: формирование образованной, многогранной развитой личности, готовой осуществлять самостоятельный выбор будущей жизненной ситуации, способной к саморазвитию и самореализации.

Задачи.

  1. Создание условий для индивидуально-ориентированного образования с учетом личных интересов каждого ребенка.
  2. Создание оптимальных возможностей для расширения кругозора на основе выбора программ и предметов в условиях развития гимназии.
  3. Развитие интересов и склонностей обучающихся, содействие их профессиональному самоопределению

2) Дополнительные виды учебной работы (индивидуальные и групповые консультации, элективные курсы, технологии ЕГЭ (заполнение бланков, отработка различных типов вопросов группы А, В, С).

3) Спецкурсы по подготовке к ЕГЭ.

4) Информировать учащихся и родителей о том, что такое ЕГЭ по биологии, кто сдаёт и для чего.

Как я готовлю старшеклассников к лекции!?

Во-первых: использую таксометрию Блума – ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ!!!

Следует обратить внимание на тот факт, что при изучении биологии предпочтение отдается проблемному обучению как наиболее эффективному режиму организации учащихся, развивающему самостоятельность мышления, ориентированного на поиск истины в стремительном потоке информации.

БИОЛОГИЯ – как и любой другой школьный предмет – наука, правила игры, которой устанавливаются ПРОГРАММОЙ и СТАНДАРТАМИ.

Этапы изучения темы:

I. Подготовка к восприятию темы одна лекция.

II. Проведение уроков - вторая группа лекций.

III. Применение полученных знаний на практике – третья группа лекций.

Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции

Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.

В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы.

1. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь.

2. Это участие в сообщении материала (сообщение, доклад, реферат, презентации).

3. Это самостоятельная работа во время (проекты, схемы, таблицы, рисунки, графики).

Для подготовки школьников к решению задач по цитологии и генетике важно в учебном процессе отрабатывать алгоритмы их решения.

Тестовая методика. Тесты - это больше, чем средство рационального школьного дела и образования в целом. Цель тестирования: ОБУЧЕНИЕ и КОНТРОЛЬ.

Основные типы заданий, предлагаемые на ЕГЭ по биологии

Задания группы “А”. В процессе подготовки к ЕГЭ важно научить школьников выполнять задания, используемые на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений природы, их последовательности. Задания такого типа необходимо систематически использовать в учебном процессе: при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии. Следует учитывать, что с помощью заданий с выбором ответа контролируются не только фактические, но и теоретические знания, составляющие ядро содержания биологического образования.

Задания группы “В”. Большие затруднения вызывают у учащихся задания части “В”, прежде всего на сопоставление и определение последовательности процессов, объектов, явлений. Как правило, они успешно выполняются сильными учащимися. Однако они должны использоваться в учебном процессе, так как способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Большое внимание следует обращать на формирование умений работать с текстом, рисунками, схемами, таблицами, графиками и.т.д. При организации работы с рисунками важно учитывать, что задания данного типа, как правило, вызывают интерес у учащихся. В то же время они оказываются сложными, так как требуют применение знаний, усвоения деталей строения, процессов жизнедеятельности.

Задания группы “С”. При подготовке учащихся к выполнению заданий со свободным ответом следует обратить внимание на формирование умения кратко, чётко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. С этой целью важно использовать задания с чёткими, немногословными формулировками, включающими понятную для школьников терминологию. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом способствует работа с текстом учебника и составление плана, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в логике рассказов на ту или иную тему.

Проблемы подготовки к ЕГЭ в общеобразовательном учреждении

ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет.

Подготовка к ЕГЭ не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в, то, же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. Ведь тесты можно использовать не только в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения, но и качестве обучающих дидактических материалов. Тест позволяет в течение короткого времени весьма оперативно скорректировать содержание образования, совершенствовать методы преподавания. В связи с этим можно утверждать, что функциями тестирования являются обучающая, контролирующая и воспитывающая.

Чрезвычайно важным нам представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки. Авторы инструкции к ЕГЭ пишут: “Советуем выполнять задания в том порядке, в каком они даны”, и при этом предполагают, что учащийся не обязан решать все задачи даже для получения отличной оценки. Что делать ученику, который с самого начала дезориентирован полученным советом решать задачи, которые, может быть и решать не нужно? При этом недостаток времени приводит к тому. Что учащийся пишет работу хуже, чем может. Та же инструкция гласит: “Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу”. Ученик сразу же ставится в позицию опытного преподавателя или методиста, который может сразу отличить трудную задачу от простой. А он готов занять такую позицию?

С другой стороны, практика показала, что наибольшее число ошибок при выполнении заданий ЕГЭ учащиеся допускают по элементарной невнимательности. Они часто не обращают внимания на отрицательные частицы (“какое утверждение не верно”, “какие вещества не взаимодействуют”). Часто простейшие вычислительные задачи являются камнем преткновения только потому, что учащиеся не умеют прогнозировать прикидочный результат, определять порядок величины, преобразовывать простейшие формулы.

Определенные сложности испытывают выпускники при оформлении задач со свободной конструкцией ответа части “С”. Необходимо готовить учащихся к тому, что оценивание этих заданий происходит пошагово. Если полного и точного ответа ученик не знает, то нужно писать то, в чем он уверен - уравнение, формулы, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Нужно стараться не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.

Типичными ошибками традиционной системы оценивания являются: строгость - оценка ниже заслуженной; мягкость - оценка выше заслуженной; центризм - усреднение оценки, сведение к середине определенного диапазона.

При подготовке к ЕГЭ, прежде всего, необходимо обеспечить усвоение основного базового уровня содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности. С этой целью в старшей школе особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значимых и плохо усвояемых знаний из основной школы. В учебном процессе следует ориентировать школьников на применение теоретических знаний в практической деятельности, на преобразование ранее усвоенного материала, самостоятельное получение научной информации из различных источников. Практика выпускников прошлых лет показывает, что в систематизации знаний и отработке умений большую помощь могут оказать дополнительные занятия в школе. Школьный учитель поможет Вам выстроить индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ и стратегию сдачи экзамена, разобраться в особенностях типов заданий, приобрести навыки заполнения бланков. Полезно принять участие в пробном ЕГЭ по биологии.

Пустой тратой времени будет работа с полными вариантами ЕГЭ. При подготовке к итоговой аттестации лучше избрать тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий частей А, В, С.

В учебном процессе следует ориентировать школьников на применение теоретических знаний в практической деятельности, на преобразование ранее усвоенного материала, самостоятельное получение научной информации из различных источников.

Основными принципами педагогической деятельности в работе со школьниками являются:

- создание условий для совместной работы обучающихся с учителем;

XXI век - век принципиально новых подходов к образованию. Современный уровень развития науки и техники изменил взгляды на педагогический труд. Дальнейший прогресс в повышении качества образования возможен лишь на основе расширения границ образовательного пространства и обеспечения свободного доступа к “сетям знаний” всего мирового сообщества.

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии - реалия эпохи информационного общества, образовательная модель которого – “образование в течение всей жизни”. Противоречие между стремительным увеличением объема знаний и ограниченными возможностями их усвоения требует от педагога формирования информационной культуры личности.

Преимущество ИКТ перед традиционными заключается в обеспечении доступа к мировым образовательным ресурсам, ускорении поиска, получении и преобразовании богатой текстовой, звуковой, графической информации.

Использование ИКТ - важный элемент перехода от авторитарной школы к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами.

Развитие информационных компетенций
учащихся при подготовке к ЕГЭ по биологии

При подготовке к единому государственному экзамену по биологии информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет динамические (электронные) таблицы и т.д.

Я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, интеллектуальным играм, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. С системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии хотелось бы ознакомить более подробно. Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых: подготовка выпускников к ЕГЭ является актуальной для всех учителей. Во- вторых: при оплате труда и при аттестации работу педагога оценивают по конечным результатам работы. Одним из критериев оценки работы педагога являются знания полученные учащимися, которые они показывают при сдаче ЕГЭ. И, поэтому все учителя заинтересованы наиболее эффективно организовать подготовку выпускников к ЕГЭ. И такая подготовка становится возможной при использовании ИКТ. На уроках и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как “Биология. 1С Репетитор”, энциклопедия Кирилла и Мефодия, “ Ботаника”, “Зоология”, “Открытая биология”.

Предлагаю рассмотреть мультимедийный курс “Открытая биология”:  Материал представлен в той последовательности, в которой производится обучение в школе. Более того, он расширен в соответствии с современным уровнем научных достижений, позволяющим освоить материал с привлечением данных молекулярной биологии, генетики, экологии и т.д. Данная программа позволяет самостоятельно изучать биологию, а также использовать ее в подготовке к экзаменам, для самостоятельной работы учащихся.   Предложенная программа позволяет учащимся поэтапно и системно изучать курс биологии, включая пользование рисунками, схемами, таблицами, моделями. В конце прошлого учебного года (2008-2009), в сентябре 2010 года в нашу гимназию, как и в другие общеобразовательные учебные заведения, поступили цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по всем предметам. Биология не исключение, практически по всем изучаемым темам используем представленные ресурсы (5-8 классы).

Их применение позволяет учащимся:

- усвоить базовые знания по предмету,

- систематизировать усвоенные знания,

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе,

- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 Преимущества для преподавателя:

- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Использование готовых электронных продуктов при подготовке к экзамену по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; зримо  при помощи наглядности, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики этих объектов.                                                  

Ещё одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является создание учителем и учащимися мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.  

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: Целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам. Использование ресурсов сети Интернет. Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет.  

Ресурсы Интернет

  1. www.ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации.
  2. www.informika.ru - Центр информатизации Министерства образования РФ.
  3. www.school.eddo.ru - "Российское школьное образование".
  4. www.mediaeducation.ru - Медиаобразование в России.
  5. http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников.
  6. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии.
  7. http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
  8. http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал.
  9. http://www.ege.edu.ru/-Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ.
  10. http://www.fipi.ru/- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
  11. www.egeinfo.ru-Институт современных технологий.

Важно в обучении использовать системный подход. Благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.

Презентация