Компьютер и мультимедиатехнологии как средства предъявления учебного материала на уроках истории Древнего мира

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка.

Данная работа является авторской разработкой урока с применением ИКТ. В создании разработки урока использовались программы: Power Point (презентация, используемая в качестве наглядного пособия для учащихся, с представленными вариантами возможных заданий, выполняемых на уроках), Word (конспект урока и тезисы работы).

Предмет: история.
Класс: 5.
Название курса: история Древнего мира.
Название темы: Древний Египет.

Содержание урока и презентации соответствует обязательному минимуму содержания исторического образования и объему времени, отводимого на изучение данной темы по Базисному учебному плану.

Роль и место данной темы в курсе.

Данная тема является важной частью раздела “Древний Восток. Культурное наследие народов Древнего Востока”, т.к. в ней закладываются основы понимания особенностей и закономерностей хозяйственного, социально-политического и культурного развития великих цивилизаций Древнего Востока.

Основные вопросы темы урока.

Местоположение и природа Египта. Основные занятия жителей Египта.
Возникновение, развитие государства в Древнем Египте.

Урок 1.

“Государство на берегах Нила”.

 Цель урока: показать особенности геостратегического положения и природно-климатических условий Древнего Египта, явившихся предпосылками возникновения одной из древнейших цивилизаций.

 Задачи урока:

  • изучить местоположение и особенности природно-климатических условий Древнего Египта; сформировать понимание того, что Нил играл решающую роль в жизни египтян;
  • продолжить работу над формированием понятия “государство” и умения называть существенные признаки понятия;
  • продолжить формирование у учащихся умений работы с историческими источниками, показывать на исторической карте и описывать словами местоположение древнейших государств;
  • воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих уважительное отношение к человеку труда.

Основные понятия: папирус, пороги, дельта, оазис, разливы, ил, государство, фараон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  1. Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 кл. М.: Просвещение. 2004.
  2. Приложение. Презентация.ppt (Компьютерная презентация “Государство на берегах Нила”).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: продолжение работы по развитию у школьников умения описывать местоположение страны. Беседа по вопросам:

  • На каком материке находится Египет? (Карта полушарийСлайд 1),
  • В какой части Африки расположен Египет? (Стороны света – Слайд 2)
  • В долине какой реки расположена страна Египет? (Карта “Африка”, “Древний Египет” – Слайд 3).

Совместное формулирование темы урока (Слайды 4–5).

Высказывание предположений: чем сегодня Египет привлекает туристов из разных стран мира? Что детям известно о Египте? (Слайд 6).

III. Изучение новой темы. План:

  1. Страна Египет.
  2. Нил – река жизни.
  3. Что такое “государство”.
  4. Объединение Египта.

1. Страна Египет.

Работа с опорным конспектом (анимированная схема), отработка понятий: Нил, пороги, дельта, оазис, разливы, ил, каналы, дамбы. Беседа по вопросам:

  • В какое море впадает Нил?
  • Какое море омывает берега Египта на востоке?
  • Где проходила граница Египта на юге?
  • Что находилось на западе Египта? (Слайды 7–8).

Работа с текстом учебника § 6 пункт 2:

  • Как египтяне объясняли причины разлива Нила?
  • Как вы можете объяснить причины разлива Нила?

Знакомство с животным и растительным миром Египта (Слайды 9–16).

Использование приобретённых знаний при выполнении теста и решении познавательных задач:

  • Страна Египет расположена по берегам реки ..?., на материке ..?..
  • О чём рассказывал древний египтянин?
    “Задыхался я, горло моё горело, и сказал я: “Это вкус смерти” (Слайд 17).
  • Как вы понимаете слова греческого историка Диодора Сицилийского, что “Египет укреплён со всех сторон самой природой”? (Слайд 18).

Составление рассказа о географическом положении и особенностях природно-климатических условий Древнего Египта по опорным словам и словосочетаниям (Африка, Нил, дельта, пороги, Средиземное море, оазисы, пустыня) (Слайд 19).

2. Нил – река жизни.

Анализ документа “Хвалебная песня Нилу”, Беседа:

  • О роли Нила в жизни Древнего Египта (Слайд 20),
  • О благоприятных для земледелия природных условиях Египта (Какие 3 условия необходимы для земледелия?) (Слайды 21–22).

3. Что такое “государство”.

Совместное составление значения понятия “государство” (Слайды 23–26).

4. Объединение Египта.

При сообщении о борьбе между Северным и Южным царствами, используются анимационные приемы, обращается внимание школьников на короны царей обоих царств, на то, что царь объединенного Египта стал носить двойную корону. Просмотр слайдов презентации: карта “Объединение Египта” (Слайд 27).

В ходе изучения палетки фараона Нармера даётся познавательное задание: рассмотреть древнеегипетское изображение и ответить на вопрос “Кто победил в борьбе за власть над Египтом?”. Учащиеся делают выводы о том, что в борьбе между Северным и Южным царствами одержал победу царь Южного Египта. Палетка фараона Нармера (Слайды 28–29).

Вводится термин “фараон” – правитель Египта (Слайд 30), первая столица Египта – город Мемфис (Слайд 31), работа с лентой времени, решение задачи на формирование историко-временных представлений учащихся: сколько примерно времени прошло со времени образования единого государства в Египте? (Слайд 32).

IV. Закрепление изученного материала: решение познавательной задачи “Исправь 7 ошибок”: В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки растут высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Чёрное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат – дельту. Всесильным владыкой Египта был король. Удивительная страна Финикия возникла в долине реки Нил. (слайд 33).

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

(Слайд 34): § 6. Изготовить первую страничку рекламного буклета туристического агентства о Египте.

Используемые образовательные ресурсы.

1. Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 кл. М.: Просвещение. 2004.

2. Методические пособия:

  • О.В. Арасланова. История Древнего мира: 5 кл. Поурочные разработки к учебнику: Вигасина А.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.
  • В.Г. Петрович, Н.М. Петрович “Уроки истории”: 5 класс. – М.: Творческий центр, 2002.
  • О.А. Северина, История древнего мира. 5 класс: Поурочные планы. В 2 ч. – Волгоград, 2002. и др.
  • Я иду на урок истории: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 1999.

3. “История Древнего мира и Средних веков” (конструктор информационных объектов). CD.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г., 2009 г. CD.

5. Ресурсы сети Internet:

  • авторские презентации А. И. Чернова (г. Москва), А. Худобца (г. Киев), других авторов, опорные конспекты С. Селеменева (г. Новосибирск) и др.
  • http://festival.1september.ru
  • http://iclass.home-edu.ru
  • http://lesson-history.narod.ru
  • http://school-collection.edu.ru
  • http://schools.perm.ru
  • http://www.history.perm.ru
  • http://www.bergerfoundation.ch
  • http://www.kemet.ru
  • http://som.fio.ru
  • http://www.ikt.oblcit.ru и др.

Перечень приложений.

Приложение. Презентация.ppt (Компьютерная презентация “Государство на берегах Нила”).