Отмена крепостного права в России

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает учителю в решении главной задачи – научить ребенка учиться.

Одно из основных направлений внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс – использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, электронных пособий, обучающих тестов, мультимедийных презентаций. Так постепенно вызревает новый школьный жанр – демонстрационный урок (мультимедийный урок). Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть – в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию “свернутой логики” передачи и понимания материала.

Именно наглядность изложения материала помогает привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия, особенно – зрительный образ.

Использование компьютера позволяет учителю:

  • создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся;
  • отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей;
  • привлечь самих учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий, интеллектуальных игр, олимпиад и т.д.

При проектировании своего мультимедийного урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок:

  • для изучения нового материала, предъявлений новой информации, т. е. демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков (создание тестовых заданий);
  • для повторения или для обобщения и систематизации знаний?

Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока.

Представленная мною презентация “Отмена крепостного права в России” может быть использована учителем как на уроке-изучении нового материала, так и для самостоятельного изучения материала учащимися по теме: “Крестьянская реформа 1861 года” (из раздела “Россия во второй половине XIX века”).

В презентации схематически отражены ключевые моменты (вопросы) темы:

– в период правления какого российского царя происходила данная реформа;
– главные причины отмены крепостного права;
– какие государственные структуры занимались разработкой проекта;
– точная дата принятия манифеста;
– права и свободы, полученные крестьянами по манифесту;
– феодально-крепостнические пережитки, которые сохранила реформа;
– решение аграрной стороны вопроса: выкупные платежи, выкупная сумма;
– основные термины: временнообязанный крестьянин, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники;
– значение и последствия крестьянской реформы 1861 г.
– итоги (общие выводы).

Учитель, учитывая выше изложенные специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся может по-разному использовать данную презентацию при проведении урока-изучения нового материала.

Например, при показе Слайда 2 можно подробнее остановиться на следующих моментах:

  1. Личность Александра II, его воспитание;
  2. Накануне реформы: ее историческая необходимость.

При показе Слайда 4 учитель (или заранее подготовленный ученик) может заострить внимание на работе Секретного Комитета, на помещичьих проектах по освобождению крестьян и работе редакционных комиссиях, рассмотреть позиции различных групп дворянства в ходе подготовки крестьянской реформы. Все зависит от того, какие цели учитель поставит к данному уроку.

При показе следующих слайдов, отражающих суть и смысл крестьянской реформы, учитель может так же более или менее подробно остановиться на основных моментах темы. Например, побудить учащихся поразмыслить и ответить на следующие вопросы:

  1. Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?
  2. Почему правительство подчинило крестьян власти общины (мира)?
  3. Как вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?
  4. Как вы думаете, в каких губерниях крестьянское землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в нечерноземных?
  5. Какие дополнительные источники средств к существованию могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с надела?
  6. Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили крестьяне?
  7. Рассчитайте, какую сумму фактически должен был уплатить в течение 49 лет крестьянин, если оброк за полученный им высший надел составлял 12 рублей.
  8. Как вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным?

При подведении итогов и историческом значении реформы (Слайд 13), учащиеся должны назвать их сами, т.е., учитель открывает слад после ответов учеников.

Таким образом, на уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником учителя: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Самым сложным для учителя является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией.