Дискуссия по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • познакомить с творчеством Н. Н. Носова;
  • развивать умение формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение в процессе обсуждения конкретной ситуации,
  • воспитывать интерес к чтению, к книге.

Оборудование: презентация, выставка книг Н. Н. Носова.

Ход дискуссии

1. Организационный этап.

Приветствие гостей.

Слайд 2.

– Всем известно, что книга – это верный товарищ и друг. С одной из них мы сегодня с вами познакомимся. Мы поговорим о повести замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова “Витя Малеев в школе и дома”.
Показываю книгу.
– Чтение книг – это не чтение от скуки, не развлечение. Это серьезное и важное дело, цель которого, чтобы каждый читатель мог задуматься, поразмышлять.

2. Знакомство с творчеством Николая Николаевича Носова.

– Прежде чем говорить о книге, познакомимся поближе с ее автором.

Презентация. Слайды 3–13.

3. Сообщение темы и целей дискуссии.

Слайд 14 с изображением обложки книги.

– Наш разговор о повести Н. Н. Носова будет не совсем обычным. Он будет проходить в форме дискуссии.
– Что означает слово “дискуссия”? (Обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы со всеми присутствующими).
– Свою книгу Николай Николаевич Носов писал о детях и для детей. Главный герой повести – Витя Малеев.
– Что вы знаете о нем?
– Витя Малеев – ученик 4 класса школы, ваш ровесник. Его волнуют такие же вопросы, как и вас, он попадает в разные ситуации, которые вам близки и понятны. Поэтому для нашей дискуссии я выбрала именно эту книгу. Проблемы, которые встают перед главным героем, он решает по-своему. Наша задача – разобраться, как бы вы поступили в этой конкретной ситуации.
– Прежде чем начать наш разговор, обратите внимание на правила проведения дискуссии.

Слайд 15.

  1. Каждый имеет право высказать свою точку зрения.
  2. Все участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные или неправильные.
  3. Ни за какие высказывания, или факт участия или неучастия в дискуссии не выставляются оценки по предмету.

– Кроме того, помните правила вежливого человека: нельзя перебивать говорящего, нужно дать возможность высказать своё мнение до конца.

4. Обсуждение первой ситуации.

– Итак, мы начинаем знакомиться с проблемами Вити Малеева. Проблема первая.
Сценка 1. По ролям разыгрывают два ученика. (Приложение 1).
– Как, по-вашему, когда же все-таки лучше делать уроки – сразу после школы или нужно “дать мозгу отдохнуть”, как сказал Витя?
Обсуждение ситуации.
– А как поступаете вы? Когда вам лучше всего делать уроки?
Вывод: Сразу после школы делать уроки, конечно же, не стоит. Нужно начинать делать уроки с менее трудных, можно с устных предметов, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Если заданы уроки по устным предметам (познанию мира, литературе), их нужно делать с вечера, чтобы с утра повторить выученное “на свежую голову”.

5. Обсуждение второй ситуации.

– Знакомимся со следующей историей.
Сценка 2. Разыгрывается по ролям.

Слайд 16.

– Обсудим ситуацию, в которой оказался Витя: зачем же ему утруждать себя, если он всё равно в этих задачах не понимает? Нужно ли надеяться на подсказку?
Вывод: Подсказка приучает вас не думать самому, “не утруждаться”, не учит вас преодолевать трудности. Она учит надеяться на кого-то. Но разве вам всю жизнь будут подсказывать, как вам поступать, жить? Нужно всему учиться самому. А если в чём-то сам не можешь разобраться, нужно обратиться за помощью к кому-нибудь. Иначе вы можете оказаться в такой ситуации.

Слайд 17.

6. Обсуждение третьей ситуации.

– Пришло время третьей истории. Но прежде чем ее обсудить обратимся к книге.
Обсуждение вопросов:
– Смог ли Витя побороть себя и научиться решать задачи?
– А вот его друг Костя Шишкин так и не смог пересилить себя и заставить делать уроки.

Слайд 18.

– Когда учительница предупреждала ребят о диктанте, Костя стал прогуливать школу. Потом говорил маме, что приболел, и мама писала записку для учительницы о Костиной болезни. Но однажды мама отказалась это делать, и в результате Костя прогулял один день, потом другой, а потом и вовсе перестал ходить в школу.
Сценка 3. Разыгрывается по ролям.
– Что же можно придумать “умней” в этой ситуации? Как быть Вите? А Косте?
– Что бы вы посоветовали друзьям?
Вывод: Что бы ни случилось, нельзя обманывать. Помните, “тайное всегда становится явным”, как говорил Денис Кораблев, герой рассказов Виктора Драгунского. Очень страшно бывает признаться сразу, но если этого не сделать, то проблема от этого не исчезнет, а, наоборот, будет расти, как снежный ком. Потом будет не только страшно признавать свои ошибки, но и очень стыдно за свой проступок.

6. Обсуждение четвертой ситуации.

– Косте пришлось признаться ребятам, Ольге Николаевне, маме. И, конечно же, взяться за учебу как следует.

Слайд 19.

– Послушайте, как об этом рассказано в книге.
Чтение главы книги учителем.
“С тех пор как Костя исправил свою двойку по русскому и мы с ним стали вести общественную работу, наш авторитет среди ребят очень повысился. Косте разрешили играть в баскетбольной команде, и он оказался очень способным игроком. Мы выбрали его капитаном нашей команды. Костя очень хорошо натренировал свою команду, и мы выиграли первенство в школьном соревновании. От этого наш авторитет еще больше увеличился, и о нашей команде написали в школьной стенгазете.
Но еще не все было у нас благополучно. Мы с Костей упорно продолжали заниматься по русскому языку, но он как застрял на тройке, так и не смог сдвинуться с места. Ему казалось, что после тройки он тут же сразу получит четверку, а потом и пятерку, но не тут-то было! Ольга Николаевна упорно продолжала ставить ему тройки, так что в конце концов Костя даже начал приходить в отчаяние.
– Вы понимаете, – говорил он Володе, – мне теперь уже нельзя учиться на тройку. Я библиотекарь в классе и капитан команды. Про меня в школьной стенгазете написано. А я учусь на тройку! Куда это годится?
– Потерпи еще немного, – сказал Володя. – Надо продолжать заниматься.
– А я разве к тому говорю, чтоб не заниматься? Я все равно буду заниматься, только мне Ольга Николаевна никогда не поставит отметки лучше, чем тройка. Она уже привыкла, что я плохо учусь. Так я и буду ехать все время на тройке.
– Нет, – ответил Володя, – Ольга Николаевна справедливая. Когда будешь знать на четверку, она поставит тебе четверку.
– Ах, скорей бы поставила! – говорил Костя. – Во всем классе один я троечник. Если бы не я, весь класс учился бы только на “хорошо” и “отлично”. Я всему классу дело порчу!
Мы снова решительно брались за дело. Ольга Николаевна тоже занималась с Костей отдельно после уроков, и он хотя медленно, но зато верно продвигался вперед. Прошло полтора месяца с тех пор, как Костя получил тройку, и вот у него наконец появилась четверка. Это было радостное событие для всего класса…”
Сценка 4 – чтение по ролям.
– Я согласна с Ольгой Николаевной – “и у хороших учителей бывают такие классы, где не все ученики учатся хорошо”.
– Что же зависит от учителя, а что – от учеников?
Вывод: Не все зависит от учителя. Необходимо старание, сила воли, усидчивость каждого ученика. А ещё дружба, помощь каждого всем, но не с помощью подсказки. Вот как об этом сказано в повести.
Чтение отрывка из главы книги учителем.
“– Можно мне сказать? – попросил Костя. – Мне кажется, это потому, что у нас в классе между ребятами настоящая дружба. Каждый думает не только о себе, но и о своих товарищах. Это я на себе испытал. Когда я плохо учился, все ребята думали не только о себе, но и обо мне. Только я тогда был еще очень глупый и даже обижался. А теперь я вижу, что ребята хотели мне помочь и боролись за честь всего класса.
– Ты правильно сказал, Костя: дружба помогла вашему классу добиться успехов, – сказал Володя. – В вашем классе ребята поняли, что настоящая дружба состоит не в том, чтобы прощать слабости своих товарищей, а в том, чтобы быть требовательным к своим друзьям…”.

7. Завершение дискуссии, подведение итогов.

Слайд 20.

– Вот и закончилось обсуждение книги Николая Николаевича Носова “Витя Малеев в школе и дома”. Кто читал эту книгу, может быть захочет снова встретиться с ее героями. А тому, кто еще не читал эту увлекательную повесть, я желаю обязательно прочитать и познакомиться поближе с увлекательными историями, в которых оказываются главные герои.
– Дома выполните следующее творческое задание. Напишите письмо главным героям книги – Вите или Косте. Можете рассказать им о том, в какие истории вы попадали, какие проблемы встают перед вами. А потом некоторые из ваших писем, по желанию, мы обсудим на уроках самопознания.
– Спасибо за внимание.