"О, муза плача, прекраснейших из муз!" Жизнь и творчество Анны Ахматовой. 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с жизненной и творческой биографией А.Ахматовой, с фрагментами критических статей, посвященных разным периодам ее творчества; определить место ее творчества в истории русской поэзии; создать атмосферу погружения в лирический мир поэтессы;
  • Развивающие: совершенствование устного монологического высказывания учащихся;
  • Воспитательные: формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся, воспитание любви к поэзии Ахматовой.

Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
А. Ахматова
Приложение 1.

Тип урока: урок-обозрение

Оборудование: презентация к уроку, аудиозаписи романсов на слова поэта, выставка книг.

Подготовительный этап: деление учащихся на группы: исследователи творчества Ахматовой, искусствоведы, биографы, критики, артисты, журналист (берет экспресс-интервью у присутствующих). Каждый из них получает задания, соответствующие темам выступления.

Ход урока

I. Организационный момент. (Объявление темы и цели урока).

II. Слово учителя.

На рубеже двух веков – 19 и 20, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия – поэзия Анны Ахматовой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". "Великая земная любовь" – вот движущее начало всей ее лирики.

Творческий и жизненный путь А.Ахматовой был непростым и тернистым. Она сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель двух мужей и тюремные заключения сына в годы репрессий, гонения и нападки, боль непонимания, запреты печататься. Как удалось ей сохранить свое “я” и с достоинством пронести его через все невзгоды страшного века? Сегодня на уроке мы с вами поговорим об этом. Это будет урок-обозрение жизни и творчества А.Ахматовой.

III. Основной момент.

Биограф: (Слайды 1, 2, 3). А.Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Семья была большая: отец – Андрей Антонович Горенко, отставной инженер-механик флота, мать – Инна Эразмовна и четверо детей. Ахматова провела свои детские годы и юность в Царском Селе, где, казалось, было все пропитано поэзией.

(Слайд 4) 1900–07 – годы учебы: сначала в царскосельской Мариинской, затем в Фундуклеевской гимназии в Киеве. 1908–10 гг. учеба на юридическом факультете Высших женских курсов. И как раз к этому времени относятся ее первые литературные опыты. В автобиографии об этих годах Ахматова пишет: “В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом – я сделалась акмеисткой”. (Слайд 5).

IV. Актуализация знаний.

  • Что было характерно для творчества акмеистов?

(Акмеизм – художественное направление, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма – возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.)

V. Продолжение основной части урока.

Исследователь творчества Ахматовой: 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вячеслава Иванова. А в 1911 г. она начала печататься в петербургских журналах. Отец не одобрял выбор дочери – стать поэтом, и, узнав, что Анна хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтобы она взяла псевдоним и “не позорила славную фамилию”. И дочь выбрала: Ахматова. Почему же Ахматова? Среди предков Анны Горенко по материнской линии был Ахмат-хан, потомок Чингиза, последний правитель Золотой Орды. “Я – чингизка”, – это произносилось ею с гордостью. Вслушайтесь: Анна Ахматова – пять открытых “а” – звучит завораживающе. И этот “исторический” псевдоним свидетельствовал об изощренном слухе семнадцатилетней девочки.

Биограф: 1910 год для Ахматовой знаменателен и тем, что 25 апреля Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в киевском храме. А дальше 8 лет совместной жизни, 1912 год – рождение сына, 1918 – развод. Не все безоблачно было в их взаимоотношениях, не зря в одном из стихотворений Гумилев писал: “Из логова змиева, из города Киева, я взял не жену, а колдунью...”, но привязанность друг к другу осталась навсегда. (Слайд 6, 7).

Исследователь творчества Ахматовой: Первый сборник Ахматовой вышел в 1912 году и назывался “Вечер”. Хотя напечатано было всего 300 экземпляров, стихи были замечены критикой и приняты ею благосклонно. Это сборник = своеобразный лирический дневник поэта. В предисловии к сборнику “Вечер” (1912) Кузмин писал, что “идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт, зовут его – Анна Ахматова”. (Слайд 8).

Критик: Б.Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой “нечто похожее на большой роман”. Действительно, там есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Ранняя Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний.

Артист: “Сжала руки под темной вуалью” (сб. “Вечер”):

Сжала руки под темной вуалью...
“Отчего ты сегодня бледна?” –
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.

Критик: Общеизвестно отношение поэтессы к своим стихам из первых сборников. В полушутливой форме она писала о книге “Вечер”: “Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются 13 раз... Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама девочка (насколько я помню) не предрекала им такой судьбы”. Позднее, в 20-е годы, Ахматова даже отказывалась читать на поэтических вечерах некоторые из них. Думается, в этом её неприятии виноваты не столько стихи, сколько их почитатели, воспринимающие их поверхностно, сводящие к модным декадентским темам и образам: теме гибельной любви и смерти, образам “мальчика странного”, “отрока смуглого”, “царевича”, “короля”.

Исследователь творчества Ахматовой: (Слайд 9). Второй сборник “Четки”, вышедший в 1914 году тиражом в 1000 экземпляров, укрепил успех ахматовской поэзии. Здесь тема любви развивается, часто переплетаясь с урбанистической темой. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, “город, горькой любовью любимый”. Ведь для акмеистов северная столица не только тема, образ, но и стилеобразующее начало: строгость Петербурга, его “классичность” требовали и соответствующей поэтики. Углубляется мотив непонимания, отчужденности:

Артист: “В последний раз мы встретились тогда... 1914

В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!

Критик: Гумилев в рецензии на книгу “Четки” пишет: “По сравнению с “Вечером” ... “Четки” представляют собой большой шаг вперед. Стих стал тверже, содержание каждой строки – плотнее, выбор слов – целомудренно скупым, и, что лучше всего, пропала разбросанность мысли”.

Артист: “Я научилась просто, мудро жить”.

Я научилась просто, мудро жить.
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи.
И никнет гроздь рябины желто-красной.
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Критик: В русле акмеизма складывалось раннее творчество Ахматовой. Главная ее тема – любовь. Чувства лирического героя отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности, как у многих акмеистов, стали предметом ее поэзии: Подушка уже горяча / С обеих сторон./ Вот и вторая свеча / Гаснет, и крик ворон / Становится все слышней./ Я эту ночь не спала,/ Поздно думать о сне... (1909)

Сила поэзии – краткость. Сказать многое в немногом – вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова училась этому у классиков: Баратынского, Тютчева, а в первую очередь, у Пушкина. Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности. Она также считает своим поэтическим учителем Иннокентия Анненского: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".

Искусствовед: К этому времени не только меняется голос Ахматовой, но и ее весь облик. Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед К.Чуковский пишет: “в её глазах, и в осанке, и в её обращении с людьми наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: “царственная”, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии”.

Исследователь творчества Ахматовой: В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим ее первые стихи на тему патриотизма. В сборнике появляются также стихи исторического содержания, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, ее назначения. В стихотворении “Уединение” (1914) появляется образ героини, близкой “Пророку” Лермонтова: Так много камней брошено в меня,/ Что ни один из них уже не страшен...Здесь лирическая героиня не жалуется, не ропщет на судьбу, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию.

Исследователь творчества Ахматовой: Война 1914 года отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях Ахматовой. Она с болью отозвалась на трагедии военного времени в стихотворениях "Июль 1914", "Молитва" и др.. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы во имя ее светлого будущего.

Артист: “Молитва”.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Учитель: Стихотворение окажется пророческим: то, о чем будет просить в это время Ахматова, все сбудется чуть позже.

Критик: В годы первой мировой войны сборник "Белая стая" не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации в поэзии Ахматовой уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".

Исследователь творчества Ахматовой: Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую революцию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая разрушила сложившийся уклад русской жизни. Для нее это стало настоящей трагедией: “Все расхищено, предано, продано,/ Черной смерти мелькало крыло, / Все голодной тоскою изглодано”

Для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Она знала, что без России ей не жить. Бегство она считала предательством.

Артист: “Мне голос был. Он звал утешно”

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: “Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою.
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Артист: “Не с теми я, кто бросил землю”

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой...

Биограф: (Слайд 10). В 1921 году вышел новый сборник стихов "Подорожник", в 1922 – "Anno Domini", они упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. В стихотворениях этих лет скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира.

Искусствовед: Почти всё это десятилетие – 1912–1922– Ахматова окружена толпой поклонников; о ней слагают стихи, её портреты пишут Натан Альтман и Петров-Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на её стихи создают Сергей Прокофьев и Артур Лурье. (Слайд 11).

VI. Прослушивание романса.

Учитель:

Какие чувства вызвал у вас этот романс? О чем он? Понравился ли он? Сумел ли передать композитор чувства лирической героини музыкой? (После прослушивания романса учащиеся высказывают свои мнения.)

Искусствовед: (продолжает) От одного взгляда на эту женщину перехватывало дыхание. Особую выразительность её смуглому лицу придавали огромные, с зеленоватым оттенком, сверкающие умом глаза, а её высокий, стройный и невероятно гибкий стан продолжал оставаться на долгие годы предметом обожания многих художников, скульпторов, фотографов. Это удивительное, необычное сочетание красоты и таланта многих завораживало, притягивало, заставляло преклоняться перед ней.

Вот портрет Анны Андреевны Ахматовой, написанный великим итальянским художником Модильяни. Женщина, изображенная на нем, спокойна и величественна, в её глазах отражен целый мир, сотканный из личных переживаний, размышлений, полный трагизма и веры в силу человеческих чувств и разума. Это портрет Поэта, а большой поэт – это всегда неизъяснимо влекущая тайна, которой окружена и его душа, и мысли, и сердце. Прикосновение к поэту подобно погружению в мир русской волшебной сказки. Но только сказки всегда имеют счастливый конец, а судьба русского поэта по большей части неизменно трагична.

Биограф: Да, трагическая судьба поэтессы начинается именно с начала 20-х годов.

В 1925 году вышло негласное Постановление ЦК: Ахматову не арестовывать, но и не печатать. С 1925 по 1940 год – ни одной публикации. В эмиграции сразу отметили: “Ахматова замолчала... Замолчишь, когда за горло берут...” (Слайд 12,13).

С чем это было связано? В августе 1921 года по обвинению в участии в заговоре контрреволюционной боевой организации арестовали Гумилева, мужа Ахматовой. Вскоре он был расстрелян. Лишь спустя 70 лет он был реабилитирован “за отсутствием состава преступления”. После расстрела Гумилева Ахматову не печатали, сын был арестован только за то, что он являлся сыном преступника-заговорщика. Льва Николаевича Гумилева арестовывали 4 раза. Восемнадцать лет он безвинно отсидел в лагерях. В воркутинском лагере в 1953 году умер второй муж Ахматовой – Н.Пунин. Злой рок преследовал ее везде. (Слайд 14).

В те годы Анна Ахматова начала писать свой “Реквием”. Эта поэма – напоминание живым о той беде, которая постигла Россию и ее лично в 30–40-е годы.

Артист: (Слайд 15).

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград...
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей.
Царскосельской веселой грешнице.
Что случится с жизнью твоей –
Как трехсотая, с передачею.
Под Крестами будешь стоять
И своей слезою горючею
Новогодний лед прожигать.

Биограф: Хотя стихотворения Ахматовой в эти годы не печатали, но она не переставала писать. Запрет печати был снят лишь в 1940 году: тогда был подготовлен к печати сборник стихов “Тростник”, но он отдельным изданием не вышел, вошел в сборник "Из шести книг" (1940). Слайд 16.

Критик: О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказывает в цикле “Тайна ремесла”. В чем же видит она тайну творчества? По её мнению, стихи возникают из гущи самой жизни, а задача поэта состоит лишь в том, чтобы вовремя увидеть, услышать их, а затем – отразить на бумаге.

Артист:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Исследователь творчества Ахматовой: В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Ахматова выехала в Ташкент, в эвакуацию. Тогда Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Ужасы войны, тяжелые последствия блокады, эвакуация, радость победы над врагом – все это нашло отражение в поэзии Ахматовой того времени. Об освобожденном от блокады и варварски разрушенном Ленинграде она пишет: О, горе мне! Они тебя сожгли... / О, встреча, что разлуки тяжелее!.. / Здесь был фонтан, высокие аллеи./ Громада парка древнего вдали...

Биограф: В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. В выступлении А. Жданова и в Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась не только чуждой народу, но и враждебной ему. В докладе Жданова говорилось: “...Анна Ахматова является одним из представителей ... безыдейного реакционного литературного болота. Акмеисты, как и символисты, декаденты и прочие представители разлагающейся буржуазно-дворянской идеологии, были проповедниками упадничества, пессимизма, веры в потусторонний мир... Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной... Что поучительного могут дать произведение Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда. ... А между тем Ахматову с большой готовностью печатали то в “Звезде”, то в “Ленинграде”, да еще отдельными сборниками издавали. Это грубая политическая ошибка”.

Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен.

Критик: Поражают своим клеветническим характером цитаты из выступлений известных нам писателей и поэтов на заседании президиума правления Союза советских писателей. Выступления опубликованы в “Литературной газете” 7 сентября 1946 года. Вот некоторые отрывки из них:
– из выступления В.Катаева:Ахматова никогда не считалась крупнейшей поэтессой, она всегда была поэтессой маленькой, для узкого круга.”
– из выступления С.Михалкова: Я не отнимаю у Ахматовой профессионального уменья, но она и до революции никогда не была в кругу своих современников выдающимся явлением. Как же могло случиться, что в наши дни ... она... получила вдруг ... незаслуженную популярность?..”

А Т. Трифонова в статье “Поэзия, вредная и чуждая народу” пишет: “Судя по ее творчеству, судьбы народа и России никогда не волновали Ахматову. <...> Даже в стихотворении „Мужество" (1942 г.) Ахматова остается аполитичной и говорит лишь о сохранении „великого русского слова". <...> Нельзя позволить мертвым традициям проникать в живой и растущий организм расцветающей советской культуры”.

Артист:

За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать,
Сила – право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.

Исследователь творчества Ахматовой: В уфимской газете “Ленинец” 14 августа 1965 года была напечатана фотография бересты, на которой нацарапаны стихи Ахматовой. “Тираж этой книги – один экземпляр. И „отпечатана" она не на бумаге, а на берестовой коре,– говорилось в заметке.– Семь страниц, связанные простой веревкой, заполнены стихами Анны Ахматовой. Переписаны стихи от руки в трудное для человека время”. Эту книжку жена расстрелянного “врага народа” в 1937 году чудом переправила на волю. Вернувшись из лагеря, она рассказала, что эти стихи помогли ей выжить. Не эта ли история говорит о всеобщем народном признании А.Ахматовой как поэта.

Биограф: (Слайд 17). Только в годы “оттепели”, с середины 50-х годов, на страницах периодики стали снова появляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников: “Стихотворения 1909–1960” (1958), “Бег времени” (1965) Ахматова к этому времени перенесла несколько инфарктов, пережила смерти многих близких людей.

В последние годы жизни поэзия Ахматовой получила мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии “Этна-Таормина” в Италии, в 1965 г. – почетным доктором Оксфордского университета в Англии.

Ахматова скончалась 5 марта 1966 в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове, под Петербургом. (Слайд 18)

Исследователь творчества Ахматовой: Высоко оценили ее творчество и современники поэта. Об этом говорят стихи, посвященные Анне Ахматовой. Если собрать все эти стихи, составится, пожалуй, огромный том. Светлая память о ней мы находим в стихах И.Северянина, А. Блока, Н.Гумилева, Б.Пастернака, О.Мандельштама, М.Цветаевой (цикл “Ахматовой”) и многих других

Артист: (Слайд 19).

О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, – Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

VII. Рефлексия. Финальный этап урока: экспресс-интервью.

Журналист:

  • К какому поэтическому течению принадлежала ранняя Ахматова?
  • Как называются первые сборники Ахматовой? Какова главная тема ее раннего творчества?
  • Чьи традиции прослеживаются в поздней лирике Ахматовой?
  • Какая Ахматова вам больше нравится: ранняя или более поздняя? Чем? Ваши комментарии.
  • Перечислите основные темы творчества поэта.
  • Современен ли голос Ахматовой?

VIII. Заключительное слово учителя.

А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода Серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? Уникальность лирики великой русской поэтессы заключается в том, что она, по словам Осипа Мандельштама, смогла впитать в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Произведения Анны Ахматовой интересны и ценны ещё и тем, что они дают богатейший материал для человека, стремящегося понять все сложности эпохи начала 20 века и почувствовать ее дух. Ведь внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. “Я – голос ваш, жар вашего дыханья, я – отраженье вашего лица”, – говорила А. Ахматова, и она была права.

(Слайд 20). Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя можно ли говорить так о женщине, познавшей все лишения, перенесшей столько горя: расстрел первого мужа, гибель в лагерях – второго, постоянные аресты, ссылки, тюремные заключения сына. Я думаю, что можно, потому что она была настоящим поэтом, сумевшим передать в своих стихах дух эпохи: “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

IX. Домашнее задание:

  1. Подготовить письменный анализ одного понравившегося стихотворения Ахматовой.
  2. Прочитать поэму “Реквием”.