Педагогический совет на тему "Роль психолого-педагогического сопровождения в успешной социализации и самоактуализации личности"

Разделы: Администрирование школы


Цель: определить эффективность проводимых мероприятий в техникуме, направленных на социализацию и самоактулизацию личности обучающегося; проанализировать роль психолого-педагогического сопровождения в данном вопросе.

Подготовительная работа:

  1. Проведено анкетирования обучающихся с целью определения значимости и результативности мероприятий, проводимых в техникуме.
  2. Подведение итогов рейтинга групп техникума
  3. Анализ работы кружков и секций техникума
  4. Анализ посещаемости занятий учащимися всех групп.

Педагогический совет сопровождается показом слайдов.

Оборудование: мульти-медийная установка, стенд с итогами рейтинга групп, плакаты и газеты подготовленные группами, согласно планируемых мероприятий; видео – фильм “Неделя самоуправления”.

План педагогического совета:

  1. Роль психолого-педагогического сопровождения в успешной социализации и самоактулизации личности (выступление зам. директора по УВР)
  2. Анализ оказания социально-психологической поддержки обучающимся (выступление социального педагога)
  3. Воспитательная функция работы кружков и секций в процессе социализации и самоактулизации личности
  4. Роль внеклассных мероприятий в социализации и самоактулизации личности обучающегося. (Выступление классного руководителя)

Учение – один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного лепестка среди множества других, создающих красоту цветка. В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношение воспитанников в коллективе.

Слайд 1. К.Д.Ушинский

Работу педагогов и администрации любого учебного заведения можно считать эффективной, если в итоге из стен УЗ выходят молодые специалисты, хорошо подготовленные к будущей профессиональной деятельности, а главное готовые к самореализации и самоактулизации себя в условиях современной действительности.

Профессиональная готовность складывается не только из полученных умений, навыков и знаний, она включает в себя, прежде всего профессиональное самоопределение. “Профессиональное самоопределение” – это психологический феномен, который представляет собой глубокое осознание личностью своей принадлежности к определенному профессиональному сообществу. Слайд 2.

Социализация же личности – это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе, контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, (творческому росту) непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своего призвания, как более полное принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Слайд 3.

Модель выпускника техникума предусматривает социально-ориентированную, конкурентоспособную, творческую личность, способную к:

  • самоопределению;
  • саморегуляции;
  • самопознанию;
  • саморазвитию;
  • самореализации в роли гражданина россии, профессионала, семьянина;
  • и как итог к социализации и самоактулизации.

И важнейшая роль в воспитании этих качеств отводится деятельности педагога, который является “механизмом” организации индивидуального подхода к воспитанникам.

Слайд 4.

Профессионализм педагога образовательного учреждения инновационного уровня определяется:

  • реализацией процесса воспитания, определяющего концептуальные основы, цели, содержание, тактику профессионально – педагогической практики
  • глубокой диагностикой личности ученика “во всем спектре ее проявления”: физическом, психическом, семейном и т.д.
  • формировании личности ученика, обуславливающим качественные изменения в его развитии
  • организацией жизнедеятельности группы через рефлексию, мотивацию, диалоговую форму общения, партнерское взаимодействие;
  • организацией самоуправления и самодеятельности учащихся, стимулированием их творческого саморазвития

И сегодня мы постараемся проанализировать психолого-педагогическое сопровождение в воспитании социализации и самоактулизации личности обучающегося нашего техникума.

Слайд 5.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся направлено на воспитание нравственного идеала учащегося. Основными компонентами, которого являются:

Слайд 6.

Слайд 7.

К.Д. Ушинский говорил, что: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях”. И действительно, приступая к воспитательной работе, следует, прежде всего, принять во внимание с каким контингентом придется работать, какими индивидуальными особенностями обладает тот или иной учащийся, и, следовательно, какие методы воспитательной работы для него оптимальны.

Слайд 8.

Вот данные социального паспорта учащихся техникума.

Всего 420 чел.

Многодетных семей – 23 (7.6%) Детей из числа инвалидов – 3 (0.7%). Детей из малообеспеченных семей – 70(16%). Детей, находящихся под опекой – 7(1.6%); из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 17 (4.0%) Семьи, родители которых безработные-42., проживают в неблагополучных семьях – 15. Состоят на учете -36 чел., на внутритехникумовском учете– 43 чел. (18.8%). Имеют собственные семьи-6(1.4), проживают в общежитии 78 чел.

Контингент, конечно, у нас сложный. Но анализ анкет, показывает, что 84% наших педагогов приходят на работу с хорошим настроением, и в первую очередь, ждут общения с ребятами. 75% классных руководителей с удовольствием работают с группами. (приложение 1)

Но как любой театр начинается с вешалки, так и учебно-воспитательный процесс у нас начинается с линейки, теперь 2 раза в неделю и оперативного совещания в группе – 3 раза в неделю. Эти мероприятия направлены на самовоспитание и на саморегуляцию поведения учащегося. И на этом этапе каждый учащийся в первую очередь обращает внимание на своего наставника. Пришел ли во время ( а иногда пришел ли вообще), чем занят на линейке, увидел ли в строю именно его…. На линейках мы стараемся всегда донести важную информацию, а главное наградить или поблагодарить лучших учащихся. А это, безусловно, повышает и статус, и рейтинг подростка.

Слайд 9, 10

При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современном УЗ. М. Саткин писал: “Урок– это “клеточка” педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируются в уроке.” Это означает, что процессы, заявленные государством в качестве приоритетных, должны быть реализованы в ходе учебного занятия. И действительно, многие наши педагоги проводят свои уроки, каждый раз внедряя что-то новое, интересное, используют различные технологии, при этом стараются более доступно донести информацию до учащихся. Многие уроки формируют у ребят знания культурных традиций, морально-нравственные принципы в организации общения, воспитание патриотизма и правовой культуры, самореализацию, самообразование и саморазвитие, способность и умение ориентироваться в образовательном материале, отбирая нужное и учитывая его нравственную направленность.

Кроме уроков теоретического и производственного обучения, большая роль в самоактулизации и социализации личности подростка принадлежит досуговой деятельности. Слайд 11

У нас работают 8 кружков и секций, и 4 факультатива для подготовки к экзаменам.

Кружки и секции

Руководитель

Волейбол, баскетбол Михайлов А.В.
Теннис Кондратьев А.О.
Эстрада Ящук Е.В.
Связь поколений Мартынова В.И.
Мини – футбол Самарев А.А.
Краеведение Бойцова О.С.
Компьютерные технологии Карпова О.Н.
Художественное слово Морозова Р.А.
Факультативы предметные (для подготовки к экзаменам) Иванова Е.С., Рыкова Т.М., Гасников А.В., Мартышева Г.А.

Я уже говорила, что социализация личности – это процесс формирования социальных качеств, которые позволяют человеку жить в обществе, и происходит она в 3-х основных сферах: деятельности, общения и самосознания. А самоактулизация– стремление к выявлению своего потенциала, и развитию личностных возможностей.

И все наши мероприятия как раз и направлены на это.

С помощью деятельности методиста и факультатива “Компьютерные технологии” (рук. Карпова О.Н.) в этом году мы впервые приняли участие во Всероссийском конкурсе “КИТ компьютер, информатика, технология”, продолжаем участие в региональной Олимпиаде “Избирательное право”, Национальном конкурсе социальной рекламы “Новое пространство России”, который проводится Комитетом общего и профессионального образования ЛО. Основная идея этого конкурса – добродетель и основа нравственности России. Примем участие в Международном игровом конкурсе по истории МХК “Золотое Руно”. Еженедельно на протяжении уже 2-х месяцев факультатив “Краеведение” (рук. Бойцова О.С.) проводит серию классных часов в группах по темам: “Символика РФ”, “500 лет Большому Успенскому монастырю”, “Государственный гимн”, Творчество поэтов, готовятся фото-экскурсии, подготовка уч-ся к беседе с ветеранами, сбор архива о ветеранах, ведется большая работа над проектами, посвященными нашему городу.

Внеклассные мероприятия, такие как День первокурсника, праздник Молодого рабочего, где мы производим посвящение в рабочие наших первокурсников, выпуск газет “Моя группа”, анкетирование первокурсников, стали уже своеобразной “Акцией – Первокурсник”. Говоря о спортивной работе, мы уже тоже имеем положительные результаты: кросс – 2 место, волейбол (девушки) – 1м, волейбол (юноши) 3 м,. В ежегодном пробеге Астрача-Тихвин уч-ся гр. СТ-24 Шаталкин А. занял 2 место.

4 ноября 2010 г. Тихвину присвоено звание “Города воинской славы”. В связи с этим факультатив “Связь поколений” (рук. Мартынова В.И.) организовал акцию “Город воинской славы”.

Существенно изменилось положение дел в общежитии. СЛАЙД. 12

У нас сокращена значительная часть вахтеров, поэтому дежурство на вахте осуществляется теперь самими ребятами. На период дежурства ребята становятся настоящими хозяевами общежития. Ведь они осуществляют пропускной контроль, несут ответственность за все происходящее за период их дежурства, контролируют санитарное состояние в комнатах, выставляют оценки. Ребята готовят прекрасные праздники, устраивают турниры по шашкам, оформляют стенгазеты. В общежитии стал работать, при чем не просто формально, актив общежития. Еженедельно обсуждаются проблемы, проводится поиск их решений. Ежедневно дежурит по общежитию какая-либо квартира, согласно графика, которая полностью отвечает за столовую, уборку комнат, лестничных площадок, территории. И все это делают сами ребята под руководством воспитателя Ящук Е.В.

Наиболее полное выявление и развитие своих личностных возможностей стало возможным при проведении недели “Лидера”. Программа этого конкурса предусматривала уборку закрепленных территорий объединениями лидеров от каждой группы, оказание помощи ветеранам, оформление стенгазеты о лучших делах объединения, самостоятельного проведения уроков. (приложение 2)

При этом ребята сами договаривались с преподавателями о уроках, ежедневно кто-то из них выполнял роль мастера п\о, Кл. руководителя. Было проведено ребятами 37 уроков по различным предметам.

СЛАЙД..13,14

Проведены 4 классных часа по темам: “Граффити”, 450 лет Успенскому монастырю, Икона Божьей Матери, О вреде компьютера.

Анализ анкет учащихся показал, что всем единодушно понравился день самоуправления, ребята просят проводить его минимум ежемесячно, а то и 2 раза в месяц. (Приложение 3)

Ребята отметили сложность работы руководителей группы, преподавателей. За эту неделю появилось замечание в дисциплинарном дневнике на Платонову И.И., приглашена на совет по профилактике правонарушений Тихонова Т.А. за ужасное поведение на уроке, Иванова Е.С. вынуждена была наизусть рассказать стихотворение, А.В. Вараксин за неаккуратный конспект получил только “4”.. Кроме этого Тихонова Т.А. вынуждена была прыгать на скакалке, а Платонова И.И. принести записку, подписанную зам. директора по УПР, по поводу отсутствия формы на уроке физкультуры. Барышев А.Л. отстранен даже от оперативки. Таких примеров было много. И эта неделя стала настоящей психологической разгрузкой как для педагогов, так и для ребят. Кроме это появилось значительное кол-во положительных оценок в журнале. Затем ребята продемонстрировали свои способности, представляя визитные карточки объединений. Победителем в номинации “Лидер-объединение” стала группа АВ-23 (Богдашов Е.А., и Платонова И.И.), а в номинации “Лидер 2010” – Иудина Анастасия гр. МО-15. (Субботина О.И.) Данное мероприятие наиболее ярко отразило стремление учащихся к выявлению и развитию своих личностных возможностей.

И еще мне бы хотелось остановиться на способностях наших учащихся на производстве. Слайд 15

За этот период поступили благодарственные письма с предприятий города на 11 чел. Это Богданов Николай гр.св-32 (мастер п\о Поворова Р.Н.), Шершун Алексей – АВ-33 (мастер п\о Егоренков Б.И.), Показаньева Ирина – пр-27 (мастер п\о Белокосова О.Н.), и уч-ся гр. МО-35 – 8 ЧЕЛ. (мастер п\о Савинская Е.А.) – Филиппов Кирилл, Исабекова Роза, Цветков Василий, Козлова Ксюша….

И анализируя эту работу, кажется, но все у нас прекрасно, однако… СЛАЙД 16

С 1.01. 2010 г. по ноябрь 2010 г. мы отчислили 16 человек и досрочно выпустили 17 чел.

группа отчислено Досрочный выпуск Мастер п\о
Тм-2 3 чел   Карпова О.Н.
СВ-32 2 чел 4 Поворова Р.Н.
Ст-24 5   Бойцов А.М.
Шв-37 1 2 Насонова О.А.
Пр-27 1   Белокосова О.Н.
Э-21 2   Вараксин А.В.
Св-22 1   Малинов В.П., Тихонова Т.А.
Пов-36   3 Смирнова Н.В.
Мо-35   3 Савинская Е.А.
Ст-34   3 Киряков В.К.
Ав-33   2 Егоренков Б.И.
М -28 1   Субботина О.И.
итого 16 17  

А это 1.5 группы или почти 7% контингента. Это те учащиеся, которым мы все-таки не смогли привить какие-то определенные качества, не смогли разбудить в них возможности, привить любовь к профессии….

В этом году у нас уже на первый курс пришли 24 чел, состоящие на учете в ОДН. СЛАЙД

Данные этой диаграммы позволяют увидеть, что в 2010 г. увеличилось число преступлений (16, а было 8), кол-во состоящих на учете в ОДН (38,а было 24). Хотя на 1.07 2010 г. на учете с учетом выпуска состояло 12 чел. Работа в этом направлении у нас ведется и не плохо, но как обычно отсутствие на занятиях учащихся– это первый толчок к совершению преступлений. Поэтому, я как всегда призываю четко отслеживать отсутствие подростка в техникуме.

А следующая таблица расскажет о пропусках без уважительных причин на занятиях за период сентябрь-ноябрь 2010 г. ПРОПУСКИ за сентябрь-ноябрь.

СЛАЙД 18

группа Пропуски по неуважительным причинам Кол-во час. на 1 чел.
Э-11 118 4,7
Св-12    
Ст-14 70 2,8
Мо-15 90 3,6
Тм-1 163 5,4
Э-21 134 5
Св-22 315 13,1
Ав– 23 77 2,9
Ст-24 1407 61,2
Пр-27 721 32,7
Св-32 441 18,3
Ав-33 Журнал заведен в ноябре 504
Ст-34 Журнал посещаемости отсутствует  
Мо-35 385 16,7
Пов-36 153 5,6
Шв-37 350 20,6
Тм-2 144 5,8

Конечно, все отрицательные моменты идут из семьи, поэтому наши ребята на вопрос “Каким бы родителем ты был” ответили, что добрым 54%, строгим 13%, а 24% ответили, что и строгим и добрым. И зачастую многим родителям просто не до своих чад.

И наша задача на 3-4 года обучения стать для них теми самыми родителями, которые и помогут найти им свое место в реальной действительности. А с нашим таким прекрасным творческим, неутомимым коллективом это сделать не сложно.

И на последок, я подвести итоги конкурса, который был объявлен на прошлом пед. совете по воспитательной работе “Классный самый классный!” Здесь учитывалась и вся внеклассная работа, и рейтинг групп, и участие классного руководителя вместе с ребятами, и отчисления, и правонарушения. Лучшим классным руководителем стала И.И.Платонова и ей вручается переходящая лента.

Успех воспитательной работы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся в результате профессионального управления ею. Педагоги и воспитатели – это единый ансамбль, звучащий многоголосно, музыка которого прекрасна. Высокий авторитет учебного заведения – это заслуга, в первую очередь, профессионального педагогического коллектива. И поэтому мы третий год подряд становимся победителями в разных номинациях среди учреждений НПО и СПО ЛО. И буквально вчера мы были объявлены победителями конкурса на

“ЛУЧШЕЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ЛО” 2010 год

Слайд 19.

Приложение 4. Презентация педагогического совета.

Приложения