Любите цирк

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • учить эмоционально откликаться и передавать в движении знакомые музыкально-игровые образы;
  • активизировать действия детей в музыкально-речевой, художественной деятельности, расширять словарный запас, теоретические знания музыки, закреплять умения детей отвечать на вопросы.
  • формировать певческие навыки - соблюдать точность интонирования мелодии и ритмические особенности песни; петь интонационно чисто при переходе мелодии из одной тональности в другую; петь легко, не форсируя звук с хорошей артикуляцией и дикцией.

Развивающие задачи:

  • развивать воображение в игровых этюдах;
  • инсценировать движения в соответствии с программной музыкой;
  • развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;
  • развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;
  • развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их звучание с характером звучания музыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Методическое обеспечение:

  • фонограмма музыкальных произведений "Марш" из к/ф "Цирк", муз. И. Дунаевского, "Марш" муз. Ц. Пуни (из балета "Конек - Горбунок"), "Цирковые лошадки" муз. М. Красева, "Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных")муз. К Сен-Санс
  • игрушки: гармошки - оригами, шляпа - цилиндр, музыкальные инструменты: треугольники, металлофоны, колокольчики, бубенцы, маракасы, свистульки.
  • афиши - плакаты,
  • доска "Пиши - стирай",
  • колокольчики, выстроенные по поступенному звукоряду.

Предварительная работа:

  • разучивание песен: "Цирк не любить нельзя" муз. В. Плешака, сл. Ю. Погорельского, Песня "Клоун Бим" муз. О. Девочкиной, сл. В. Гудимова
  • разучивание фонопедического упражнения "Что случилось?"
  • слушание пьес: "Аквариум", "Слон", "Лебедь""Черепахи", "Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных") муз. К. Сен-Санс.

Дети входят в зал.

Приветствие "День добрый" муз. Андреаса

М.Р. Ребята, я приглашаю вас на представление. Сможете ли вы догадаться, куда мы отправимся?

Звучит выходной марш из к/ф "Цирк", муз. И. Дунаевского

Ответы детей.

М.Р.:

Мы всей группою своей в цирке побывали,
Дрессированных зверей в цирке повидали
Мы знаем цирк не понаслышке,
И бывали в нем не раз.
Но выступать не приглашали
Почему-то в цирке нас.
Вот и захотелось нам, всем на удивленье
Показать своим друзьям наше представленье.
Сегодня будем мы арену шаг за шагом покорять.
Давай движенья цирковые вместе с нами выполнять.

Музыкально-ритмические движенья

М.Р.:

Вот зайчишки - акробаты,
Маршируют, как солдаты.
1-2! 1-2! У всех осанка хороша.

"Марш" муз. Ц. Пуни (из балета "Конек-Горбунок")

М.Р.:

А сейчас на арене -
Хорошо "подкованные" - звери дрессированные.
Пони - маленькие кони,
Сегодня для вас пустились в пляс!

"Цирковые лошадки" муз. М. Красева

М.Р.: Ребята, скажите, каких цирковых артистов вы знаете? (Ответы детей).

Давайте договоримся, я загадаю загадку, а отгадка вам подскажет, к какому номеру будем готовиться.

Все артисты громко лают,
Все артистов петь желают.
Через голову кувырк - значит здесь -

Дети: Собачий цирк.

М.Р. Совсем не сложно наших артистов научить петь. Не верите? Дайте нам 1 минуту на подготовку и сами все увидите. Для того, чтобы хорошо петь, надо знать музыкальную грамоту. Сейчас мы проверим, как наши артисты владеют музыкальной грамотой.

Музыкально-дидактическая игра "Цирковые собачки"

(на развитие звуковысотного слуха) сл.и муз. О. Кравченко

Мы - собачки цирковые
На арене каждый день.
Мы и лаем, и играем,
Выступать для вас не лень.
Прыг-скок, прыг-скок,
На задних лапках пляшем.
Мы вверх по лесенке бежим
И хвостиками машем.

(во время пения дети показывают направление мелодии рукой)

М.Р. А сейчас будет звучать только мелодия, а вы с помощью доски "Пиши - стирай" и волшебного карандаша, подскажете, как еще могут двигаться цирковые собачки.

Музыкальная грамота

(с использованием доски "Пиши - стирай").

М. Р. Достопочтенная публика! Сейчас вы услышите то, что никогда не слышали - хор цирковых артистов.

"Собачий вальс"

(развитие чувства ритма)

М.Р. Ну что, понравился вам собачий хор?

(ответы детей)

М.Р. Следующая загадка:

Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он -

Дети: Жонглер.

Этот парень - молодец - бросает в воздух 100 колец,
И ловит их по одному,
Чтоб мы похлопали ему.
Все аплодируют вокруг -
Вот, что значит ловкость рук.
Чтобы нам жонглером стать,
Надо руки нам размять.

Сложности тренировок нам не страшны, все обязательно получится.

Пальчиковая гимнастика

Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пляшут наши пальчики,
Делают вот так!
Прибежала собака,
Залаяла вот так: "Гав, гав!"
Испугались пальчики и спрятались в кулак.
Тихо, пальчики молчат.
А кулачки как застучат!
Испугалась собака и убежала.
И снова пляшут пальчики,
Делают вот так!

М.Р.: Да, я вижу, что руки у вас очень ловкие и проворные, думаю, из вас получатся настоящие жонглеры.

М. Р. А сейчас - внимание - следующая загадка.

Палочкой помашет - хищники запляшут.
Нахмурил лицо - лев прыгнул в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это:

Дети: Дрессировщик.

М.Р. Посмотрите номер два - дрессированного льва.

Я уже слышу грозное рычание (дети "рычат").

Дыхательное упражнение "Лев"

(по М. Лазареву)

(Дети раздвигают пальцы ("когти"), напрягают все мышцы и изображают рычание льва, готового к нападению.

М.Р. Не мяукать, не мычать.

Дети: Р-р!

М.Р. Львам положено рычать.

Дети: Р-р!

М.Р. Раз рычу.

Дети: Р-р!

М.Р. Два рычу.

Дети: Р-р!

М.Р. Всех зверей перерычу!

Дети: Р-р-р-р!

А есть ли среди вас смельчаки, которые не побоятся выступить со свирепыми львами? Ведь надо знать характер и повадки царя зверей. (ответы детей).

А какой по характеру должна быть музыка, сопровождающая выступление львов?

(ответы детей)

Молодцы, ребята, теперь наши львы готовы к выходу на арену.

Внимание! Внимание! Только у нас, всего один раз! Аттракцион небывалой смелости!

"Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных")муз. К Сен-Санс

(движение под музыку)

М.Р. Ребята, наши грозные львы распугали всех зверей в цирке и они разбежались.

М.Р.

В цирке веселом живут коротышки.
Смешные, озорные, веселые:

Дети: Мартышки.

Динамическая пауза "Мартышки"

Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,
Надуваем щечки, скачем на носочках
И друг другу даже язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску,
Шире рот откроем, мы гримасы строим.

М. Р.

Как скажу я цифру "три",-
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три!

М. Р. Что это, ребята, я слышу какой-то шум.

Фонопедическое упражнение "Что случилось?"

(по методу В. Емельянова)

Что такое? Что случилось?

Где-то что-то провалилось?
Где-то что-то взорвалось?
Расплескалось?
Растряслось?
Зашипело,
Заскрипело,
Забурлило,
Заскулило,
Зазвенело,
Зарычало,
А потом опять сначала.
"Бух!"- в низком регистре
"Ба - бах!" - первый слог низко,
второй - как можно выше.
"Буль-буль.." - на одном дыхании.
"Тр-р-р.." - подъем и опускание звука по показу рукой.
"Ш-ш-ш:".
Скрипучий звук /а:/ на связках.
"Бл-л-л.."
"У-у-у.." - глиссандо сверху вниз
"З-з-з.."
"Р-р-р.."

М. Р. Кажется, я догадалась, кто это может быть.

Кто из шляпы достает
Зайца всем на удивление?
Это фокусник дает
В цирке представление.

(показать шляпу-цилиндр)

Интересно, а что в этой шляпе? (заглядывает).

Посмотрите-ка на дно:
Там и пусто и темно
Посчитаем 1-2-3!
Посмотрите, что внутри?

(ничего)

Наверное, надо произнести волшебные слова.
Дети произносят заклинание: Ахалай-махалай.
Крекс-пекс-фекс!

(достать гармошки-оригами).

М. Р. Посмотрите, какие необычные гармошки. Давайте с вами пофантазируем во что может превратиться эта гармошка в зависимости от того, музыка какого танца будет звучать. Если будет звучать полька - гармошка превратится в юбочку, покажите, мазурка - веер, плясовая - гармошка, а когда вы услышите вальс - в нашем зале появится много разноцветных бабочек. Будьте внимательны, итак - начинаем.

Сейчас у ребят в ладошках
живут наши чудо - гармошки.

Музыкально-дидактическая игра "Гармошка-говорушка".

  • "Вальс" муз. М. Глинки
  • "Полька" муз.
  • "Мазурка" муз. П. Чайковского
  • "Ах, ты, береза" р.н.п.

М.Р.

Как гармошка заиграет
Сразу петь всех приглашает.
Мы немного отдохнем,
Песенку про цирк споем.

Песня "Цирк не любить нельзя" муз. В. Плешака, сл. Ю. Погорельского

М. Р. Наше представление продолжается,

Слушайте внимательно,
Отгадывайте старательно.
Рот до ушей, смешит всех детей.
Нос нарисован.
Кто это?

Дети: Клоун.

Выход клоуна Бима. (Ф/г "Клоун в цирке выступает" сл. и муз. С. Ермолова)

Клоун: Здравствуйте, здравствуйте, надеюсь, я не опоздал?

М.Р. Здравствуй, Бим. Представление в разгаре.

Клоун: А мой дружок Филиппка еще не выступал?

М.Р. Филиппка? Нет, такого артиста не было. Расскажи нам о своем друге, чтобы мы его узнали, когда он нам встретится.

Клоун:

Любит мой дружок Филиппка
Для людей играть на скрипке,
На рояле, на баяне,
На дуде, на барабане,
На гитаре, на трубе,
Металлофоне и себе -
Филе хлопают в ладоши -
Ах, какой концерт хороший!

М. Р.: Бим, ты, наверное большой любитель музыки?

Клоун: Да я просто огромный любитель музыки.

М. Р. Тогда послушай, как наши ребята играют в оркестре.

Оркестр "Вальс - шутка" муз. Д. Шостаковича

Клоун: Ребята, да вы настоящие музыканты.

М. Р.: Бим, а мы знаем замечательную игру "Угадай мелодию". Хочешь поиграть с нами?

Клоун: С удовольствием.

Игра "Угадай мелодию"

(7 человек берут в руки колокольчики, выстроенные по поступенному звукоряду и исполняют фрагменты знакомых песен, остальные дети угадывают мелодии, а Бим постоянно ошибается.)

М.Р.: Ну, не печалься, Бим, послушай какую песню ребята споют для тебя и про тебя.

Песня "Клоун Бим"

Муз. О. Девочкиной, сл. В. Гудимова

Клоун: Спасибо, ребята.

М. Р. Вот и подошло к концу наше цирковое представление. Как ты думаешь, Бим, что делают зрители, когда хотят поблагодарить артистов?

Клоун: Свистят? Кричат?

Дети: Аплодируют.

Клоун: Конечно, аплодируют.

М.Р.: Если номер был хороший - зритель хлопает в ладоши. (Дети аплодируют)

Клоун: Как жаль, что я не увидел все ваше представление, а какой номер понравился вам, ребята?

М. Р.: Как вы думаете, какой номер удался нам лучше всего и мы можем выезжать с ним на гастроли?

(ответы детей).

Клоун: Я обязательно расскажу своим друзьям в цирке, что ребята из детского сада "Солнечный зайчик" будущие звезды цирковой арены.

М.Р.: А мы на прощанье подарим тебе свой танец.

Танец "Барбарики"