Групповая работа на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, эколога.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
  • Воспитывать патриотическую позицию Человека – хранителя Земли и её богатств.

Оборудование: физическая карта мира, карточки с заданиями, раздаточный материал, Эмблемы, таблички.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

- Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли у нас уже распределены.
Знакомьтесь, скорее, вот они.

(Дети разделены на три группы: географы, астрономы, экологи, Группы сидят отдельно, на столах таблички).

2. Сообщение темы, целей

Перед нами сегодня важная задача: Каждая группа должна сегодня исследовать проблему:

«Что такое окружающий мир» с точки зрения астрономов, географов и экологов.

3. Ход игры

На доске вопрос «Что такое окружающий мир?» На каждом столе табличка с названием группы.

1 этап игры. Разгадай кроссворд- найди ключевое слово

Кроссворд для астрономов:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы.

3. Планета, названная в честь богини красоты.

4. Созвездие по которому можно определить зрение.

5. Солнце - это…. 6. Название планеты, мерцающей голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название

Профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

(Ответы:1. Волопас. 2Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда.

6. Нептун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово ВСЕЛЕННАЯ).

Кроссворд для географов

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.

2. Самый маленький материк. 3. Изображение Земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия соединяющая северный и южные полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7. Самый большой по площади материк.

(Ответы:1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный.

5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия.

Ключевое слово ПЛАНЕТА).

Кроссворд для экологов:

1. Международная экологическая организация.

2. Природное наследие России -озеро…

3. Самые выдающие достопримечательности природы и культуры – Всемирное…4. Национальный парк Африки. 5. Наука взаимодействия живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающихся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты.

8. Московский …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

(Ответы:1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети. 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее. 8. Кремль. 9. Мавзолей.

Ключевое слово НАСТОЯЩЕЕ).

2 этап. Практическая работа. Задание по группам

Астрономы.

Задание: собрать модель солнечной системы, написать названия планет,

Найти место в солнечной системе.

Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, солнца. (Использовать старый атлас, справочник – учебник, тетрадь).

Географы.

Задание: составить карту полушарий, надписать названия материков, океанов.

Материал: два круга ватмана, фломастеры, клей ножницы, контуры материков. (Использовать контурную карту, справочник – учебник, тетрадь).

Экологи.

Задание: На карте мира найти места, где находятся объекты всемирного наследия.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы. (Использовать материалы учебника и тетради)

Группы работают одновременно. После окончания работы, ребята рассказывают о том, как они выполнили работу, каждой группе задаются дополнительные вопросы.

Вопросы астрономам:

- Что входит в состав солнечной системы? (Солнце, небесные тела).

- Какое и них общее название? (Небесные тела).

Вопросы географам:

- Что изображается на карте?(Материки, океаны, реки, поверхность Земли).

- Каким цветом на карте изображаются горы? (Коричневым.

Вопросы экологам:

Что объединяет все те объекты, которые вы поместили на карту мира?

(Все они являются объектами Всемирного наследия).

Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?

- Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела солнечной системы, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный, животный мир и конечно, человек.

3 этап. Физминутка

4 этап. «Задание по группам»

- А сейчас, каждой группе будет представлен фрагмент мультфильма и задание к нему.

Астрономы мультфильм «Полёт на луну».

- Какое небесное тело встречается в мультфильме? Назовите другие небесные тела.

Экологи мультфильм «Радуга».

- Какие природные явления способствуют экологическому равновесию, а какие наоборот?

Географы мультфильм «Каникулы Бонифация».

- Назовите континент куда отправляется Бонифаций на каникулы? Назовите самый большой континент?

5 этап. Тест по теме «Земля и человечество».

Следующим этапом вы работаете самостоятельно, отвечая на задания тестов, всем даётся на эту работу по пять минут.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

а) экология; б) география;

в) астрономия; г) история;

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин;

б) Нил Армстронг;

в) Алексей Леонов;

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус;

б) карта;

4. Какое из данных созвездий – Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный;

б) тропический;

в) умеренный;

6. «Лёгкими нашей планеты» называют…

а) хвойные леса;

б) тропические леса;

в) широколиственные леса;

7. Эмблему «Большая панда» имеет…

а) Гринпис;

б) Всемирный фонд охраны дикой природы.

Команды обмениваются работами, проверяют их, подсчитывают большее число правильных ответов.

6 этап. Групповые задания по карточкам.

Мир глазами астронома.

1. Приведите примеры небесных тел (не менее трёх)

2. Пронумеруйте в порядке увеличения размеров.

Солнце

       

Вселенная

 

Луна

 

Солнечная система

 

Земля

 

Прошлое и настоящее глазами эколога

1. Догадайся и напиши, о каких экологических проблемах идёт речь.

а) «Поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута…»

б) «Каждый день под пилой падает пять миллионов деревьев…»

в) «В любой семье ежедневно что-то выбрасывают….

Прошлое глазами географа.

1. Заполни пропуски в предложении.

География изучает природу земной  . . . , населения и его . . . деятельности.

2. Выбери фамилию создателя первой географической карты, подчеркни.

а) М. В. Ломоносов;

б) М. Бехайм;

в) Анаксимандр;

7 этап. Подведение итогов урока

Мы проделали большую работу, которая поможет ответить на вопрос

Что такое окружающий мир?

- С точки зрения астрономов?

- С точки зрения экологов?

- С точки зрения географов?

Вывод: Наш дом- планета Земля. Каждому человеку нужно научиться ценить и беречь то, что мы имеем - нашу планету и всё, что нас окружает на этой планете.

Оценивается работа каждого ученика.

Определяется команда – победитель. Проводится награждение.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».