Урок окружающего мира по теме "Условия развития растения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: выявить необходимые условия для прорастания семян и развития растения.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о строении растений; выявить необходимые условия для прорастания семян и успешного развития растения;
  • развивающие: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование навыков коммуникативного общения;
  • воспитательные: осуществлять: экологическое воспитание (бережное отношение к растениям – это «легкие» Земли ), эстетическое воспитание (растения – зеленая одежда Земли, растения делают нашу планету удивительно красивой), трудовое воспитание ; вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Комбинированный урок с практической работой.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Структура:

  1. Актуализация знаний
  2. Основное содержание (Выявление условий роста зародыша и развития проростка)
  3. Закрепление.
  4. Итог.

Оборудование: для учителя: мультимедийный проектор, экран, мультимедийное пособие «Мир природы», пророщенные семена фасоли, карточки (свет, тепло, воздух, вода, питание), книги Х.К.Андерсена. для учащихся: палитра «Спектра», стаканчики с семенами фасоли, горшки с почвой, лейки, карточки – этапы практической работы, карточка – этапы жизни растения, карточки с отрывками произведения Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Ход урока.

I. Организационный момент:

Учитель: У всех хорошее настроение, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.

II. Сообщение темы и цели урока (исследования)

Учитель: Послушайте загадку, она поможет вам понять какова тема нашего урока.

Загадка: Посадили зернышко – вырастили солнышко (подсолнух).

Учитель: Кто догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.

Дети: ... растения, их развитие.

Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, какие условия необходимы для прорастания семени и дальнейшего развития растений.

III. Активизация уже имеющихся знаний (повторение материала).

Учитель: Посмотрите на экран, на примере травянистого растения – земляники назовите, какие части есть у большинства цветковых растений. (м/м пособие «Мир природы», раздел «Проверь себя», игра «Назови правильно»)

Обратите внимание на плод - в мякоть вдавлены многочисленные семена. У большинства растений семена находятся где?

Дети: …внутри плода.

Учитель: Какова функция плода, для чего он служит?

Дети: …служит для защиты и распространения семян.

VI. Изучение нового материала

Учитель: Возьмите палитру (палитра «Спектра»). Рассмотрите по окружности карточки ветки с разнообразными плодами. Внутри круга вы видите что?

Дети: …изображения деревьев и их названия.

Учитель: Соотнесите плод с названием растения. Цветной круг, изображенный рядом с деревом, показывает, какую фишку надо положить возле соответствующей ветки с плодом.

(после завершения работы)

Проверьте. Переверните карточку, правильно закрепите ее на палитре. Фишка и цветной полукруг должны совпасть.

В большинстве плодов, которые вы рассмотрели, заключены несколько семян. В семени есть зародыш, из него появляется новое растение. Рассмотрите открытое проросшее семя фасоли (на парте лежат проросшие семена).

Чтобы выяснить при каких условиях зародыши начинают развиваться, проведем опыты (м/м пособие «Мир природы», этап урока «Условия прорастания семян» 9-10-11) .

Учитель: Какие же условия необходимы?

Дети: тепло вода воздух свет

Учитель: Почему в плоде несколько семян?

Дети: Не все семена выживают, не все семена попадают в благоприятные условия.

Учитель: Рассмотрите проросшее семя: у него появился корешок, образовался проросток. Что необходимо сделать для дальнейшего развития растения.

Дети: Посадить, чтобы растение получало всё ценное для роста: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания.

Практическая работа.

Учитель: Возьмите планшет. Расположите картинки по порядку выполнения действий (планшет с карточкой – этапы практической работы). <Приложение 1>

Пододвиньте ящик. Следуя инструкции, посадите фасоль в горшочки. Какие условия соблюдены для дальнейшего развития проростка?

Дети:

  • воздух
  • вода
  • почва (питание)

Учитель: Какие условия еще необходимы?

Дети: тепло, свет

Учитель: Соблюдая два первых условия, изменим два последних: один горшок вы поставите в светлое место, другой – в темное место, а третий – в прохладное место. Наблюдайте за ростом растений. Свои наблюдения записывайте в таблицу (карточка – этапы жизни растения). Сделайте вывод, какие условия необходимы для нормального развития растения. <Приложение 2>

Рассмотрим правильное развитие растения (м/м пособие «Мир природы», этап урока «Развитие растения из семени»12) .

IХ. Закрепление

Учитель: Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Сказка переносит нас в удивительный мир.

Послушайте отрывок из сказки, догадайтесь, семена, какого растения стали ее героинями.

«В стручке сидело пятеро: они были зеленые, и стручок зеленый, - вот они и решили, что весь мир тоже зеленый…»

Дети: Горошины.

Учитель: Кто знает название этой сказки и ее автора?

Дети: Сказка Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Учитель: Проследим судьбу одной из героинь. Горошина проросла.

Прочитайте отрывки и определите, какие были условия, чтобы из проростка выросло прекрасное растение.

Дети:

1 группа.

«Горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой влажной земле рос мох».

2 группа.

«Настала весна. Однажды утром, когда солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь окошко, девочка посмотрела на него и воскликнула:

- Что это такое зеленое виднеется за стеклом?

Мать подошла к окошку и сказала:

- Да здесь какое-то растеньице выросло».

3 группа (Раскрыть, в чем еще нуждаются некоторые растения).

«Мать подставила палочку к зеленому ростку, чтобы его не сломал ветер. Крепко привязав веревку к подоконнику, она другой конец прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелек гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг веревки».

Любовь, забота. (Беседа о бережном отношении к окружающим нас растениям – экологическое и эстетическое воспитание).

Учитель: Вы спросите, почему это сказка и что стало с другими горошинками? Да у каждой героини был свой характер, свой путь, своя судьба. Прочитайте сказку и вы совершите еще открытия.

X. Итог урока

  • Знал:
  • Узнал:
  • Умел:
  • Умею:

Вывод делают дети.

Учитель: Вот и подошло к концу наш урок. Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Или в ближайшем будущем, может у вас появится каштановая аллея возле школы?...

Домашнее задание на выбор:

  1. Прочитайте и выполните рисунок к рассказу «Жизнь старого дерева». <Приложение 3>
  2. Составь по рисункам рассказ.
  3. Сочини сказку «Приключение желудя».

Не забывайте о растениях, которые нуждаются в вашей заботе. Наблюдения записывайте в карточку. <Приложение 4>

Творческих вам успехов!