Музыкальная гостиная

Разделы: Внеклассная работа


Действие происходит в гостиной княгини Соболевской 3 февраля 1857 года. г. Петербург.

Действующие лица:

Хозяйка дома княгиня Соболевская
Графиня Холмская, вдова
Мария, дочь графини Холмской
Наталья, дочь графини Холмской
Добрин, офицер гусарского полка
Поручик Бурский
Баландин, Кулибин – студенты
Ольга Коварская
Анна Кобальт

Звучит романс «Утро туманное» сл. И.С.Тургенева, муз. Э.Абазы.

Открывается занавес.

Анна: Какая чудесная музыка! Говорят, её написала на стихи певица Тургенева Варвара Абаза.
Добрин: Да что вы! Нет, вас неверно информировали. Я лично был знаком с автором музыки. Это один из братьев мужа Варвары, Эраст.
Анна: Так познакомьте ж меня с ним.
Добрин: К сожалению, дорогая, он погиб,защищая Севастополь в 1855г.
Ольга: Как жаль, что погибают такие талантливые люди!
Соболевская: Вместе с Эрастом служил сын графини Холмской. Они вместе храбро защищали Севастополь и вместе погибли. Бедная, как она переживала! В 12 потеряла мужа, а в 55 свою последнюю надежду и опору – сына. Кстати, сегодня она должна посетить нас со своими очаровательными дочками.
Голос засценой: Графиня Холмская с дочерьми.

Входит графиня с дочерьми.

Соболевская: Добрый вечер, душечка. Мы только что о вас говорили.
Графиня: Добрый вечер! Хочу представить вам моих дочерей, Марию и Наталью.
Соболевская: Ах, да, да! Наслышана о талантах обеих. Вы, кажется, учились у самого Михаила Ивановича Глинки. Может быть вы нам что – нибудь исполните?

Звучит романс «Радость – душечка» муз. А.Гурилева, сл. П.Вяземского.

Бурский: Шарман! Очаровательно! Что это за музыка? Я впервые её слышу. Кто автор?
Мария (смущенно): Некий Гурилев.
Соболевская: Это не тот ли Гурилев, который руководил оркестром графа Орлова?
Кулибин: Нет, это его сын. Он учился вместе с детьми графа Орлова у ирландского пианиста Джона Фильда. Со временем граф Орлов дал вольные отцу и сыну. Но одиночество и долгая крепостная зависимость сделали своё дело. Он очень болен. Мария, спойте что-нибудь ещё из его романсов?
Мария: С удовольствием.

Звучит романс «Сарафанчик»муз. А.Гурилева, сл. А.Полежаева.

Ольга: А я слышала, что он очень был дружен с Варламовым и даже написал вариации на мелодию Варламовской песни «На заре ты её не буди».
Графиня: Моя Наталья очень любит эту песню. Душечка, исполни её для нас, пожалуйста.

Звучит песня «На заре ты её не буди» муз. А.Варламова, сл. А.Фета

Ольга: Говорят, что Варламов учился у Бориснянского в придворной капелле?
Наталья: Да, учился, а затем сам стал учителем пения в русской посольской церкви в Гааге.
Ольга: Вы знаете, Наталья, мне очень нравится одна песня. Она начинается словами «Ты не шей мне матушка…»
Вместе: «…красный сарафан».
Наталья: Моя мама тоже очень любит эту песню. Маменька, давайте споём для гостей.

Звучит песня «Красный сарафан» муз. А.Варламова.

После недолгой паузы на авансцену выходит Анна и читает элегию Дельвига.

Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда ещё я не пил слёз
Из каши бытия –
Зачем тогда, в венке из роз,
К теням не отбыл я!
Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак
Вы, песни прошлых дней!
Я горы, долы и леса
И милый взгляд забыл, –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно.
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей.
И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей.

Гурский: Восхитительно! Я никак не мог предположить, что такая милая и очаровательная девушка читает элегии Дельвига. Анна, скажите честно вы любите поэзию Дельвига?
Анна: Очень. Особенно романсы и песни на его стихи. Самая известная из песен«Соловей» – обращается к графине, – очень хочется услышать этого Алябьевского «Соловья».
Графиня: Машенька, будь добра.

«Соловей»муз. А.Алябьева, сл. А.Гельга.

Добрин: Кстати, говорят, Что Алябьев был дружен с декабристами и 3 года просидел в тюрьме. Говорят, что несправедливо был обвинён в убийстве во время карточной игры, но всё равно его лишили дворянских прав и сослали в Сибирь.
Анна: Ах, как жаль! И всё-таки он писал очаровательную музыку. А вы знаете, кто первым исполнил «Соловья»?
Все: Нет.
Анна: Пётр Александрович Булахов. Он 32 года пел на сцене театра. Я знакома с его сыновьями. Они оба пишут романсы. «Гори, гори, моя звезда», «Право маменьке скажу». – К Холмским, – «Если знаете, спойте что-нибудь Булаховское».

Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний» муз. П.Булахова, сл. Н.Н.

Соболевская: Господа, господа, приглашаю всех потанцевать, а то вы немного загрустили.

Звучит вальс – фантазия Глинки. Несколько пар танцуют, через 1,5-2 мин. музыка становится тише.На передний план выходят Баландин и Ольга. Студент читает стихотворение А.С.Пушкина

К ***

Зачем безвременную скуку
Зловещей думою питать,
И неизбежную разлуку
В унынье робком ожидать?
И так уж близок день страданья!
Один в тиши пустых
Ты будешь звать воспоминанья
Потерянных тобою дней
Тогда изгнаньем и могилой
Несчастный, будешь ты готов
Купить хоть слово девы милой.
Хоть лёгкий шум её шагов.

Баландин: Вы знаете, Ольга, кому посвящены эти строки?
Ольга: Нет.
Баландин: Анне Петровне Керн, которая была очень красива, а вот её дочь, наоборот, никогда не была красавицей. Однако её очень любил Михаил Иванович Глинка и посвятил ей музыку, которая сейчас звучит.
Соболевская: Это о ком вы говорите? О Екатерине Керн. Помню, помню эту историю любви.

Музыка замолкает и все присоединяются к разговору.

Графиня: Дорогая княгиня, я знаю, что вы были дружны с Анной Керн. Может быть расскажите, что же произошло между Михаилом Ивановичем и Екатериной.
Все: Расскажите, расскажите.
Соболевская: Ну если вы так очень этого хотите, расскажу. С Катей Глинка познакомился в доме своей сестры М.И. Стунеевой. Встреча произвела на него очень сильное впечатление, и он влюбился. Хотя он и сам признавал то, что она некрасива, но что – то притягивало его к ней. Он решил жениться. Анна Петровна была против брака и очень переживала. Катя собиралась бежать с Михаилом Ивановичем за границу и там обвенчаться. Но в самый последний момент они поссорились. Вот такая была история.

Пауза.

Анна: А что же было дальше?
Соболевская: Екатерина вышла замуж за юриста Шокальского, а Михаил Иванович сейчас живёт в Берлине. Анна Петровна вдохновляла на творчество Пушкина, а Екатерина – Глинку. Так на стихи Пушкина, посвящённые Анне Петровне, Михаил Иванович сочинил знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье».

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» муз. М.И.Глинки, сл. А.С.Пушкина.

Во время исполнения романса Соболевская уходит и под конец романса возвращается.

Соболевская: Господа, плохое известие. Сегодня 3 февраля 1857г. в Берлине скончался Михаил Иванович Глинка.

Все замирают. Звучит «Вальс – фантазия».

Графиня: Да, музыкальный мир России понёс большую утрату. Но ученики у него остались. Мои дочки занимались у него в школе, у него была любимая ученица Колковская. Для неё он написал несколько романсов. Самый известный из них «Сомнение».

Звучит романс «Сомнение»муз. М.И.Глинки, сл. Н.Кукольника.

Графиня: А я люблю другой не менее известный романс.

Звучит романс «Не искушай меня без нужды!» муз. М.И.Глинки, сл. Баратынского.

Соболевская: Неужели оборвалась последняя ниточка, ведь больше некому писать романсы. Алябьев умер в 1851г. , Варламов в 1848г., Гурилев – в психической клинике, а Глинку мы потеряли сегодня.
Кулибин: Дорогая княгиня, к счастью вы ошибаетесь. Я недавно слышал романсы нового композитора, в прошлом году в театре с успехом прошла премьера его оперы «Русалка».
Графиня: Да это Даргомыжский! Машенька совсем недавно разучила его романс на стихи А.С.Пушкина.
Все: Спойте нам его.

Звучит романс «Юноша и дева» муз. А.Даргомыжского, сл. Пушкина.

После исполнения романса всё замирают. На авансцену выходит наш современник.

Герои нашей истории вымышлены, но исторические факты, о которых в ней говориться подлинны. Так или может быть по-другому проходили вечера в салонах русского дворянства. Это было время зарождения настоящей русской музыки и в частности русского романса. После Глинки почти все русские композиторы обращались в своём творчестве к этому жанру. Это и Кюи и Римский-Корсаков, и Балакирев и Рубинштейн. Но вершиной является вокальное творчество П.И.Чайковского. Романсы пишут и современные композиторы: Салманов, Свиридов, Шебалин и другие. Так что романс, зародившись в конце XVIII века, до сих пор живёт и является одним из любимых жанров наших современников.