Интегрированное внеклассное мероприятие "Кем быть? Каким быть?" (о профессии пожарного)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь.

К. Чарльз, американский изобретатель

Цель: показать значимость профессии пожарного, его профессиональные качества личности.

Задачи:

- познакомить с особенностями профессии пожарного и историей создания пожарной охраны;

- формировать умение принимать решение, защищающее жизнь и здоровье человека в экстремальной ситуации;

- воспитывать духовно- нравственные качества личности: ответственность, силу воли, мужество, готовность всегда прийти на помощь;

- создать условия для самореализации личности, осмыслению своего профессионального будущего.

Оборудование: компьютер, проектор, плакаты по пожарной безопасности.

Подготовка к мероприятию.

Пригласить:

- сотрудников пожарной охраны - бывших выпускников нашей школы;

- учащихся профильных классов других школ города.

План проведения мероприятия.

1. Вступительное слово о выборе профессии (классный руководитель Назарук Н.А.).

2. Сценка “Появление огня в жизни человека”.

3. Из истории пожарной охраны (Филиппова Т.И. учитель ОБЖ).

4. Стихотворение “Пожарные” (Денисенко Женя кадет 7 “В” класса МОУ СОШ № 11).

5. Пожарные – выпускники нашей школы.

6. Викторина.

7. Кинофильм о безопасном поведении в быту.

8. Подведение итогов (профессиограмма профессии пожарный).

9. Спортивные состязания.

10. Чаепитие.

У меня растут года
Будет мне семнадцать
Кем работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

В. Маяковский

Сегодня ребята мы вспомнили стихотворение, которое вы учили в детстве. Но тогда это было просто стихотворение, сейчас оно приобретает особый смысл, актуальность.

В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо определиться с выбором профессии. Выбор профессии - дело серьезное, поэтому неслучайно с раннего детства человек начинает как бы “примерять” на себя различные профессии. Когда вы были маленькими, то играли в машинки и чувствовали себя водителем; играли в продавцов, учителей, врачей и т.д.

И сейчас вы продолжаете играть, но только уже на компьютере в различные игры: гонки, где вы опять выступаете в роли водителя транспортного средства, участвуете в компьютерных боях, используя оружие, побеждаете и проигрываете. Во время игры вы опять проверяете себя в той или иной профессии.

Сейчас вы проходите “допрофильную” подготовку в кадетском классе. В 8-9 классе у вас будет предпрофильная подготовка, где вам будут предложены элективные курсы, и вы сможете попробовать себя в различных отраслях знаний. В 10-11 классах вопрос выбора профессии будет стоять для вас, как один из главных.

. Психологи установили, что дети с 7-11 лет активно интересуются различными профессиями и рекомендуют ярко выраженные интересы и способности развивать уже сейчас.

Каким образом? Посещать спортивные секции, кружки, факультативы, занятия по интересам, где вы сможете проверить себя в том или ином деле, а возможно и пройти профессиональные пробы.

Так что же это такое - выбор профессии? Это уравнение с несколькими неизвестными.

Формула выбора профессии: (состоит из 3-х составляющих).

“Хочу” – ваши интересы, склонности, желания, мечты.

“Могу” - это ваши психофизиологические способности (здоровье, способности).

“Надо” - это потребность в кадрах на рынке труда.

И если вы сумеете совместить свои: хочу, могу, надо - то профессиональный выбор будет успешным.

В 8-9 классах вы познакомитесь с этими понятиями более подробно.

В нашем классе стало традицией ежегодное проведение классных часов по теме: “Кем быть? Каким быть?” В прошлом учебном году мы говорили о профессии защитника Отечества. Сегодня мы будем говорить о профессии не менее важной и нужной нашему обществу и нам с вами – о профессии пожарного. Люди этой бесстрашной профессии всегда были в большом почете. В трудную минуту, когда все рушится, они максимально быстро приходят на помощь и спасают нас. 30 апреля пожарной охране России исполняется 360 лет. От чего же спасают нас пожарные? Конечно от огня. Огонь приносит не только пользу людям, но и большой вред.

Как появился огонь в жизни человека, нам расскажут кадеты 7 класса.

2. СценкаПоявление огня в жизни человека”.

Сценка “Появление огня в жизни человека”

Женщина: Сегодня ветер особенно зол. Он воет и стонет и выворачивает с корнем огромные деревья.

Мужчина: В небе творится что-то страшное. Все грохочет и гремит, и все время вспыхивает дрожащее сияние. Я слышал, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг.

Вождь: Однажды я уже видел такой отсвет. Это значит, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он упал с неба и победит в борьбе. Но не надо бояться. Нас защитит река. Красный зверь не сможет ее перепрыгнуть. Иначе он убил бы нас, как убил деревья.

Мальчик: Кажется, ветер успокоился. Там, где бушевала буря, стало тихо.

Женщина: Всем хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.

Вождь: Пойдем туда, где лежат мертвые деревья. Попробуем добыть себе пропитание. Будьте осторожны, зверь не ушел. Он просто устал. Кое-где он и сейчас шевелится. (люди двигаются по сцене)

Мальчик: (нагибается над опаленной птицей) Птица! Должно быть, она не успела улететь и упала вместе с деревом, на котором сидела. Перья исчезли, тушка почернела, она стала такая некрасивая!

2 мальчик: Зато здорово пахнет! Отдай! (Отнимает у 1 мальчика птицу и вонзает в тушку зубы) Какое вкусное и мягкое мясо! Ищите и вы!

Женщина: Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я попыталась принести его на ветке, но он умер по дороге. Должно быть, его все время нужно кормить сухой травой или хворостом.

Мальчик: Хорошо, мама, я попробую.

Девочка: Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.

Женщина: Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холоду.

Девочка: К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.

Мальчик: Люди! Я донес красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил. Но самое главное, что я спас жизнь ему, а он мне. (можно привязать на ветку фонарик)

Женщина: Что случилось, сынок?

Мальчик: Я уже почти дошел, когда навстречу мне из кустов выскочил огромный тигр. Злобно рыча, он приготовился к прыжку. От страха я сильно закричал и стал размахивать веткой, на которой сидел красный зверь. Мама, тигр испугался и ушел.

Вождь: Теперь я знаю, как защитить нашу пещеру от диких зверей. Мы поселим красного друга у входа, будем кормить его днем и ночью, а он будет давать нам свет, тепло и отпугивать врагов. Мы назовем его Огонь.

Ведущий: С тех давних пор огонь находится на службе у человека. Но от него человеку не только польза, но и вред. Чтобы защитить людей от огня, была создана пожарная охрана.

3. История пожарной охраны (выступление учителя ОБЖ Филипповой Т.И.)

В старину люди считали огонь “гневом Божьим”. Они, в случае пожара, шли крестным ходом с иконами, служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль “пожаротушителя” Огонь “гасили” молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В сказании о двенадцати драгоценных камнях помощником в тушении пожаров назван камень, который называется “уакинф” - яхонт. По преданию камень, помещенный на горящие угли, гасит их, а сам остается в целости. Было время, когда в Москве не было пожарной команды. Жители обязаны были сами тушить пожар. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы от этого было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз - в значительной степени. По словам современников, город становился “яко поле”. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был “зело храбрый”, несмотря на тяжелые ожоги. В этом же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов, так как они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше.

В конце XV века в Москве впервые была учреждена “опаса” - так называлась сторожевая служба. Она следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков. При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные в первый раз, получали по 60 ударов по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из–за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях в 2 раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь от полутора до восьми рублей.

30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ “О градском благочинии”. В нем впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы, а также определялись государственные меры “бережение от огня”. Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом правления Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы.

Начало XIX столетия. Указ царя Александра I от 31 мая 1804 года освободил жителей от обязательной явки на пожар. Одновременно предлагалось: “…составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду”. Так появились профессионалы-пожарные. Команда эта подчинялась полиции, служба в ней была обязательной и продолжалась 25 лет. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. Москву разделили на части и кварталы. Для каждой части определили точное количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и личного состава. В 1857 году издается первый в России пожарный Устав. Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно - полицейский телеграф, а в девяностых годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация.

В начале 20 века появились первые пожарные машины. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из почитаемых. В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

Пожарные авто-мотодрезины применяются на подъездных путях крупных станций и предприятий, где обычный пожарный поезд оказывается громоздким и неповоротливым. На открытой платформе расположены водяной бак на 600 литров, сидения для боевого пожарного расчета (восемь человек), лестницы, мотопомпы, выкидные пожарные рукава, насос с приводом от двигателя резины.

Автомобиль быстрого реагирования ПСА-200К. Эту машину используют для быстрой оставки к месту пожара боевого расчета в составе двух человек. Она оборудована огнетушителями и другими средствами пожаротушения Помпа может подавать воду на расстояние 180 метров. Она очень удобна в городских условиях, когда надо ликвидировать пожар.

Автомобиль газо-дымозащитной службы АГ -20. Он способен решать сложные задачи. Боевой расчет 8-9 человек может работать в непригодной для дыхания среде. Машина снабжена специальным электрооборудованием, телескопической мачтой, прожекторами, пожарно-техническим перевооружением.

Существуют специальные пожарные поезда и пожарные вертолеты (применяют в борьбе с лесными пожарами), пожарные судна. Используют пожарные противогазы, где очищенный в многослойном фильтре воздух поступает через соединительную трубку под лицевую часть шлема – маску. Пользоваться противогазом можно в течении двух часов, после этого надо менять фильтр. Пожарный рукав предназначен для того, чтобы подать воду к месту тушения пожара. Можно использовать и резиновый шланг, но резина - материал очень тяжелый, поэтому и был придуман специальный пожарный рукав, который делают из особой ткани. Умелые пожарные за считанные секунды разматывают и соединяют рукава, подключают их к пожарной колонке и подают воду для тушения.

С развитием промышленности на вооружение пожарной охраны начали поступать новые технические средства борьбы с пожарами. За минувшие десятилетия пожарная охрана шагнула далеко вперед в своем развитии. На вооружение ее подразделений появилось много видов разнообразной техники. Но главным звеном в пожарном деле был и остается человек.

Стихотворение “Пожарные” рассказывает Денисенко Евгений

 

“Пожарные”

В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте, не хочу себя хвалить,
Но струсишь и огонь не победить.
Знает весь честной народ,
Что пожар – такой же фронт…
Против огненной лавины
Вместе с нами в свой черед
В бой пожарные машины,
Катера и вертолет…
Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.

Шутка есть и будет шуткой,
Спор решится сам собой -
Посмотреть бы нам минутку,
Как с огнем ведет он бой.
Как горит, но не сгорает,
Задыхается в дыму
И как пламя умирает,
Покоряется ему.
И тогда вам ясно станет,
Как опасен этот труд!

5. Пожарные – выпускники нашей школы.

Работа пожарного трудна и опасна. В профессиональной пожарной охране России сложились славные боевые традиции: любовь к своей профессии, проявление отваги, самоотверженности и взаимопомощи при исполнении служебного долга.

Очень хорошо сказал о профессии пожарного писатель Гиляровский:

“Каждый пожарный – герой, каждую минуту как на войне, каждую минуту рискует головой”. В.А. Гиляровский (писатель)

Быть пожарником – очень опасная и рискованная профессия. Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения.

Ребята! Сегодня на встречу с вами к нам пришли представители этой мужественной героической профессии:

Мы долю выбрали свою,
Она мужская, да мужская!
И мы теперь всегда в бою –
У нас профессия такая.

Коржуков Олег Александрович – инструктор
по организационно-массовой работе Амурского областного отделения ВДПО
(всероссийского добровольного пожарного общества)

Якшин Товий Борисович и Якшин Виктор Борисович
– бывшие выпускники МОУ СОШ №11.
После окончания срочной службы в вооруженных силах РФ они работают в пожарной части нашего города

Профессию пожарного выбрали бывшие выпускники нашей школы:

Юденко Максим Александрович окончил Иркутское пожарное училище звание – майор внутренней службы, начальник отделения гос. пожарного надзора по городу Шимановску

Чебыкин Сергей Анатольевич окончил Иркутское пожарное училище, академию. В настоящее время работает заместителем начальника управления пожарной охраны области

Окончили пожарное училище в г. Иркутске выпускники нашей школы:

Попцов Андрей

Яткевич Евгений

Лупач Вячеслав

6. Викторина.

Вопросы и ответы викторины.

1. Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”?

- “01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.

2. Почему пожарная машина красная?

- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.

3. Как одеваются пожарные?

- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?

- С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк “От костра до котла”; “Огонь - опасная игра”.

5. Чем опасны пожары?

- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.

6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?

- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

7. Чем можно тушить начинающийся пожар?

- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

9. Отчего бывают пожары?

- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?

11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?

- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.

12. Что надо делать, если в квартире много дыма?

- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?

- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Ребята вы показали, что очень хорошо знаете правила пожарной безопасности. Я верю, что при создании экстремальной ситуации вы не растеряетесь, и примите правильное решение. А в будущем, возможно, кто - то из вас пополнит ряды нашей пожарной службы.

9. Диафильм о правилах пожарной безопасности в быту.

А сейчас ребята, вашему вниманию предлагается просмотр видеофильма о правилах пожарной безопасности в быту.

10. Подведение итогов классного часа (профессиограмма профессии “пожарный”).

Ребята! Сегодня вы очень много узнали о профессии пожарного. Давайте вместе с вами попробуем составить профессиограмму этой профессии.

Характеристика профессии.

Пожарный всегда наготове. Звонок в пожарную часть, сигнал "Тревога" - и вот уже нужно прыгнуть в машину и мчаться туда, где бушует пламя. Время с момента отправления машин до прибытия на точку ЧП в среднем составляет 5 минут. На месте возгорания пожарные действуют по ситуации. В первую очередь эвакуируют людей. Начальник караула запрашивает дополнительные средства, если они необходимы. Далее отряд действует практически в боевой обстановке - развертывает пожарные рукава, выводит стволы (брандспойты) на пути огня. Когда пожар ликвидирован, бригада возвращается в пожарную часть.

Специфика профессии.

Конечно, пожары высокой категории сложности случаются редко, но даже в самые спокойные часы пожарная охрана не дремлет. Весь день расписан почти по минутам. После смены караула изучение телефонограмм и распоряжений. Постоянно приходится тренироваться на пожарной вышке, выполняя очередной подъем, проверять пожарно-техническое вооружение, боевую одежду и снаряжение

Место работы.

Пожарные части

Личные качества.

Чтобы стать пожарным, нужно в первую очередь иметь отличное здоровье и соответствующий возраст (от 18 лет).

Пожарное дело – для крепких парней.
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело – отвага и честь,
Пожарное дело – так было, так есть.

9. Спортивные мероприятия.

Главный судья соревнований Коржуков О.А.

Награждение победителей

 

После интересного мероприятия все собрались за чашкой чая

Литература

1. Детская энциклопедия №8 2007 год. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. ЗАО “Аргументы и факты” Москва.

2. Юный пожарный. Сборник методических материалов в помощь руководителю дружин юных пожарных. Благовещенск 2009 год Амурское областное отделение общероссийской общественной организации “ВДПО”.

3. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Москва. 2004 год.

4. В.А. Володин.Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Москва. “Аванта”. 2001 год.